45,2K подписчиков

«NFT на 99% просто шлак»: пионер медиаарта в России Аристарх Чернышев — об искусстве и новых именах

   Фото: bizar.art Мария Байдек
Фото: bizar.art Мария Байдек

Аристарх Чернышев — мастер мультимедийного интерактивного искусства. В своих работах он обращается к проблеме чрезмерного потребления и переосмысляет зависимость современного человека от информационных потоков. Time Out поговорил с Аристархом о том, кто такие медиахудожники, почему диджитал-искусство так популярно и за творчеством каких российских авторов новой волны стоит следить.

Что такое цифровое искусство? Как его понять человеку, всю жизнь увлеченному классическим изобразительным направлением?

   Аристарх Чернышев Мария Байдек
Аристарх Чернышев Мария Байдек

Все очень просто. Цифровое искусство — это искусство, созданное с помощью новейших компьютерных программ 2D- и 3D-графики, видеопрограмм, программ обработки и синтеза звука, кодинга и манипулирующих всеми вышеуказанными медиа одновременно.

Человек, увлеченный классическим изобразительным искусством, живет не в вакууме, он, как и все, ходит в кино, видит рекламу, пользуется смартфоном, приложениями. Поэтому понять медиа- и диджитал-арт ему будет не труднее, чем воспользоваться интернетом. Главное, чтобы было желание.

Вы позиционируете себя как медиахудожника. Что это значит?

   «Критически важное обновление. Часть 3», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
«Критически важное обновление. Часть 3», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Медиаарт — более широкое понятие, чем диджитал-искусство. Оно включает в себя, помимо диджитал-технологий, еще и использование информационно-коммуникационных ресурсов, инноваций в сфере материального производства (например, 3D-печать), биотехнологий, разных устройств, а также DIY-платформ типа Arduino и ESP2866. В нулевые я делал медиаскульптуры в виде кастомных LED-дисплеев, подключенных к интернету и транслировавших данные в режиме реального времени. Это были новостные RSS-ленты, биржевые сводки, котировки акций компаний и цены на сырье. В 2010-х я создавал спекулятивные проекты прототипов гаджетов, полученных в результате применения биотехнологий: это довольно известный и популярный проект «Персональный Информационный Организм», попросту говоря — смартфон-пиявка. Медиаарт — более синтетическое явление, сочетающее в себе набор порой очень неожиданных технологий.

Почему художники все чаще выбирают диджитал-направление?

   «Натюрморт на фоне кризиса», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
«Натюрморт на фоне кризиса», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Ответ лежит на поверхности: с помощью технологий можно делать объекты в новых медиумах. В традиционных видах искусства — например, в живописи и скульптуре — такое невозможно. Будучи куратором Электромузея, одну из экспозиций, выставку «Осмос», я посвятил процессу взаимовлияния новых и традиционных медиа. Были представлены работы современных живописцев, выполненные под влиянием GAN-нейросетей, и искусство медиахудожников, для которого использовались привычные материалы — мрамор и металл.

Как вы следите за тенденциями и технологиями в цифровом искусстве?

У меня сеть своих агентов! Шутка. Через личные знакомства, интернет и подписки на специализированные каналы.

Что нового появилось в медиаарте за последние годы?

   Loading, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
Loading, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Во-первых, проводится много опен-коллов, фестивалей и конкурсов для диджитал- и медиаарта, например, restore:digital art. Во-вторых, последние лет шесть медиа- и диджитал-художники активно используют нейросети. Еще, на мой взгляд, есть тенденция к упрощению идеи и концепции произведения.

Многие считают, что тот же черный квадрат или банан, прикрепленный к стене скотчем, это не искусство. Как понять, где провести черту?

   «Аполлон в очках», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
«Аполлон в очках», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Не нужно проводить никаких черт. Дело в том, что некоторые вещи на первый взгляд кажутся довольно простыми и легко воспроизводимыми. Но на деле их можно создать, лишь проделав творческий путь. Тот самый «любой человек» видит лишь конечный результат этого пути, и сам он его не прошел. Во фразе «Я тоже так могу» ключевое слово — «тоже»: я тоже могу это повторить, но не сделать первым.

NFT-арт еще недавно считался трендовым, а сейчас его доля на рынке искусства сократилась на 90%. Почему так?

   «Счастливая семья», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
«Счастливая семья», Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

NFT — довольно разношерстное поле. К тому же это не направление искусства, а инструмент по продаже и верификации подлинности сделки. Причем эта технология идеально приспособлена для спекуляций, поэтому 99% производимого там — просто шлак. Фактически NFT — это очередной бабл типа доткомов в нулевых. Но без таких баблов невозможно движение вперед: так, после доткомов появился нормальный широкополосный интернет с поисковиками, торговыми площадками и социальными сетями. Посмотрим, что появится в результате взлета и падения NFT.

Каким должно быть диджитал-искусство, чтобы оно цепляло?

Любое искусство должно быть интересным и актуальным, говорить на современном языке. Нет такой поваренной книги, в которой написан рецепт цепляющего произведения — в этом и есть вся прелесть творческого процесса.

Кто, по вашему мнению, заслуживает внимания в среде медиаарта?

   «Без цвета, без вкуса, без запаха. Часть 1» Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
«Без цвета, без вкуса, без запаха. Часть 1» Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Из российских авторов и авторов российского происхождения я в основном слежу за творчеством Егора Крафта, Дмитрия Морозова, группы «Куда Бегут Собаки», Елены Никоноле, Анастасии Алехиной, Александра Сереченко и Екатерины Прянишниковой, Вадима Эпштейна, группы Stain, Кирилла Рейва, Рината LBank, молодых авторов из Питера Юлии Низамутдиновой (CyberFlora) и Данила Карамушкина.

Как вы подходите к разработке концепции и композиции?

Никак не подхожу, они сами ко мне приходят, я лишь отбираю самые интересные.

Какие инструменты и программы вы используете во время работы?

Стандартный набор программ для 2D- и 3D-графики, видеопакеты, фотограмметрию, ИИ-сервисы, Arduino, кастомную электронику, LED-технологии, 3D-печать и собственные наработки в области ее полноцветного текстурирования.

Сейчас в Москве каждый год открывают новые памятники. Как вы считаете, какова судьба монументов и что их ждет в будущем?

   UserPic, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек
UserPic, Аристарх Чернышев. Фото: bizar.art Мария Байдек

Не слежу за монументальным искусством. Скорее всего, все останется на своих местах: этот вид искусства ориентирован на увековечивание видных деятелей страны и культуры, памятных дат и ключевых исторических событий — это рисует культурно-исторический облик государства. Конечно, важность и роль разных деятелей и событий пересматривается в зависимости от текущей конъюнктуры. Без многих монументов довольно сложно себе представить Москву: например, памятник Юрию Гагарину мне очень нравится.

Какие галереи и выставочные пространства нужно обязательно посетить в Москве, чтобы приобщиться к искусству?

Прежде всего это Мультимедиа Арт Музей на Остоженке, Новая Третьяковка, ЦСИ Винзавод и VS Gallery. Но вообще нужно просто ходить на интересные проекты и выставки, а они проходят в совершенно разных местах. Следите за конкурсами диджитал-арта вроде restore:digital art.

Что вы можете посоветовать начинающему диджитал-художнику?

Как можно чаще участвовать в опен-коллах и конкурсах, чтобы заявить о себе.