1,1K подписчиков

Почему главная иллюзия в романе «Вершина Хаоса» — иллюзия выбора?

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был. История о сибуйском землетрясении получила развитие в виде сиквела, но иной раз кажется, что на первых гигаломальяков даже авторы смотрят, как на далёкое прошлое, которое не хотят вспоминать. Стала ли причиной тому неудачная аниме-адаптация, беспомощный протагонист или атмосфера абсолютного безумия? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор.

Парадокс: при этом создатель «Вершины Хаоса», Тиёмару Сикура, называл роман поворотным в своей карьере. Первой историей, которая создавалась не с целью получения прибыли, а ради целостного сюжета и хорошей игры. В этой статье мы попытались разобраться, почему первый проект в линейке Science Adventures достоин как любви, так и ненависти, что предшествовало его созданию и в каких отношениях находится игрок с вымышленным миром.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.

В декабре 2006 года компания KID, одна из лидеров на рынке визуальных романов, подала заявление о банкротстве. Данное решение связали с кризисом жанра в целом и невозможностью выпускать новые проекты из-за отсутствия финансов. Через год активы были распроданы, а одну из игровых серий, «Memories Off», приобрела недавно основанная компания 5pb.

Но как же так получилось, что 5pb. не только выкупила Memories Off, но и стала издателем заключительного романа? В действительности это была не случайная сделка, а фактически обещание завершить планы KID и доказать, что наука романтике совсем не помеха.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-2

С момента выхода первых компьютерных игр, а затем и консолей, издатели неоднократно пытались объединить две сакральные для японских читателей темы: научную фантастику и романтику с уклоном в эроге. Проблема заключалась в том, что такие проекты раз за разом терпели неудачу: они не были сбалансированы, а научная фантастика часто отходила на второй план.

В начале двухтысячных годов в компанию KID пришёл молодой сценарист Котаро Утикоси, который написал историю, где основное внимание уделялось красивым героиням — бисёдзё. Новый роман вышел под названием Memories Off и дал начало длинной серии. Однако читатели хотели, как и прежде в любовных новеллах, видеть на месте протагониста своё альтер-эго, а взамен получили персонажа, на поступки которого практически не могли повлиять.

Концепция стороннего наблюдателя в Ever 17

Отзывы произвели на Утикоси глубокое впечатление, и в следующей новелле он создал героя, неотделимого от игрока. Роман Ever 17 рассказывает о подводном парке развлечений, который оказывается базой, занимающейся разработкой биологического оружия. Кажется, что игроку предоставлен выбор между двумя персонажами с уникальными сюжетными линиями, но позднее выясняется, что это не так. Выбор отсутствует как таковой, а читатель становится не просто сторонним наблюдателем, он — непосредственный участник событий с неограниченными возможностями и даже внутриигровым именем Блик Винкль (с немецкого «угол обзора»).

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-3

Стоит отметить, что Утикоси не остановился на этом, запланировав также и смену жанра. Предполагалось, что в серии Infinity фокус сместится с романтики на научную фантастику. Студия решила отойти от историй, где несколько девушек борются за одного парня, поэтому третья игра Remember 11 стала завершающей. После неё KID собирались начать новый этап и представить романы с заголовком Integral, однако компанию ожидало банкротство.

«Вершина хаоса» как продолжение серии Infinity

Сюжет последней игры 12RIVEN, выпущенной силами нового издателя, объединил две концепции, которые в последующем стали отдельными романами под названием «Вершина хаоса» и «Врата Штейна». Здесь появились ранние прототипы гигаломаньяков и «ди-мейла». Визуальный сеттинг Сибуи перешёл в «Вершину хаоса» вместе с топонимами (например, здание O-FRONT) и даже планировкой сибуйского госпиталя.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-4

Нельзя не заметить и сходства в саундтреке (композиции psi и shibuya), которые написал Або Такэси. Работы для серий Infinity и Science Adventure обеспечили ему признание и множество наград. В обоих случаях автор использовал электронную музыку и сочетал мистические образы с футуризмом.

Хотя новелла была исполнена на уровне предыдущих работ KID, совмещение путешествий во времени с телепатией и контролем сознания перегрузило сюжет, да и дизайн на оригинальном движке уже устарел. Таким образом, студия закрылась окончательно.

Известный сегодня как создатель серии Science Adventure Тиёмару Сикура пришёл в игровую индустрию через увлечение музыкой. После банкротства KID частью её сотрудников была основана студия 5pb., и при поддержке покровителей они продолжили издательскую деятельность.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-5

В игровой индустрии создание новой компании силами уволенных сотрудников – не редкость. И всё же следует отметить, что «Вершина хаоса» стала уникальным проектом: авторам требовалось адаптировать наработки KID и выпустить роман, который по популярности не будет уступать Ever 17. Для этого Тиёмару Сикура заручился поддержкой Nitroplus и воспользовался формулой Утикоси: научная часть не менее важна, чем романтическая.

Сюжет и гигаломаньяки

Сюжет романа строится вокруг жизни хикикомори Такуми Нисидзё, который проводит дни в районе Сибуя, в грузовом контейнере на крыше, где обустраивает быт на деньги от продаж виртуальной валюты. Юноша недолюбливает общество так же, как оно недолюбливает его. Но даже закрывшись ото всех, он продолжает ощущать взгляд со стороны, что побуждает Нисидзё задаваться вопросами:

«Эти глаза, чьи же они?», «Нормален ли я?»

Герой почти не ходит в школу и придерживается «графика минимальной посещаемости». На полях текстборда Такуми обсуждает с другом «безумия нового поколения» в полицейских сводках. Убийство пятерых человек, которых заставили прыгнуть с крыши, становится лишь первым из семи. Главный герой неожиданно встречается с пользователем по имени Сёгун, выславшим фотографии с места будущего убийства. Дальнейшие события обернутся для Нисидзё настоящим ужасом.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-6

На следующей день герой отправляется в школу и сталкивается с ещё большими странностями. Он почти оправляется от новостей, но становится свидетелем убийства, которое совершает девушка в форме его школы. Позднее незнакомка навещает Такуми, представляется Рими Сакихатой и заявляет о своей невиновности. Выясняется, что она учится с парнем в одном классе.

В серой Сибуе появляются люди с фэнтезийными мечами, способные управлять реальностью с помощью «всеобщего признания». В романе так называемые гигаломаньяки не создают что-то из ничего, а заставляют всех одновременно поверить в что-либо. На протяжении десяти глав Такуми учится отличать иллюзии от правды, узнаёт о ди-мечах, принципе их работы, и, наконец, осознаёт, что сам является гигаломаньяком.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-7

Облик Сибуи

«Безумия нового поколения» открыли длинную серию о борьбе с Комитетом трёхсот, которая продолжилась в визуальных романах «Врата Штейна», «Записки о робототехнике», «Дитя хаоса» и «Анонимный код». Каждая история разворачивается в уникальных локациях: в «Записках о робототехнике» это остров Танэгасима, во «Вратах Штейна» – токийская Акихабара. Создавая фоны «Вершины хаоса», создатели предпочли фотореализм и перенесли образ Сибуи настолько точно, что позднее поклонники уже на настоящей карте Токио искали все игровые локации. Полноценные 3D-панорамы выглядели блёкло и контрастировали с привычными 2D-спрайтами персонажей. Из-за этого возникало ощущение, что на город наложен серый фильтр.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-8

Оформление интерфейса неоднородно. Например, меню загрузки выполнено в оранжевых оттенках, меню сохранения — в розовых, глоссарий тёмно-голубой. Также в первоначальной версии поля для вывода текста отсутствовали, вместо них игрока встречали белые символы на чёрном фоне. При этом изображение ограничивалось снизу и сверху, а ширина была больше высоты. Это заставляет дольше всматриваться в детали изображения.

Концепция романа

Большое достоинство «Вершины Хаоса» в том, что создатели отошли от стандартной композиции визуального романа. Концепция гарема была перевёрнута: несмотря на компанию шести девушек, у Такуми нет шанса завести отношения ни с одной из них.

Поскольку новелла является кинетической почти до самого конца, игрок, смотрящий на всё глазами забитого школьника, не только не понимает происходящее, но и никак не может повлиять на развитие событий. Важная информация, которая хотя бы немного проливает свет на царящее безумие, подаётся как бы невзначай.

Захочет читатель посмотреть, как выглядит таинственный собеседник Такуми, или нет, он его всё равно увидит. Разделит читатель желание героя избавиться от младшей сестры или нет, он в любом случае столкнётся с её потерей. Нисидзё в любом случае спасёт Аясэ, певица из местного клуба. Такие сценарные ходы, порой несовпадающие с желанием читателя, подкреплены особенностями главного героя: Такуми не может даже чётко сформулировать мысли без заикания. Основная движущая сила истории – беспомощность протагониста, поиск защиты со стороны хоть кого-нибудь и немногочисленные неловкие сцены общения.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-9

Говоря об особенностях серии Science Adventure, стоит упомянуть и способы влияния игрока на сюжет. Впрочем, как уже упоминалось, «Вершина хаоса» таковыми почти не обладает. В отличие от рядовых визуальных романов, где повествование нелинейно из-за окошек выбора, Science Adventure дали игроку возможность прийти к определённому исходу через непосредственное взаимодействие с миром. Уникальная механика «Вершины Хаоса» — триггер иллюзий, который появляется в верхней части экрана в виде мерцающих зелёных и красных точек. Нажатие на одну из них подменяет реальность и превращает роман либо в романтическую комедию, либо в хоррор.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-10

Триггер иллюзий концептуально схож с механиками Ever17, поскольку его единственная настоящая функция — вывод сюжета на худшую концовку. Нужно понимать, что игрок будет надеяться на то, что череда случайных событий приведёт главного героя к желаемому финалу, но этого, как можно догадаться, не случится.

Не забыли авторы и про стороннего наблюдателя. Если в Ever17 он был союзником, а в Remember 11 — врагом, то в «Вершине хаоса» у наблюдателя впервые появилась не только ясная цель, но и осязаемая форма. Это было обосновано необходимостью более близкого взаимодействия с миром.

Сакихата Рими и её голубое небо

Романтическая составляющая истории была раскрыта через второго по важности персонажа, Сакихату Рими. Её первое полноценное появление происходит в третьей главе. Девушка умело притворяется наивной школьницей, что не даёт возможности узнать героиню ближе.

В новелле Рими ассоциируется с кровью. Идея синтеза в композиции красного и розового цвета также перекочевала в «Вершину хаоса» из Ever17, где милая девочка с розовыми волосами по имени Коко, луч надежды и поддержка для героев, внезапно падает на колени и захлёбывается от крови в лёгких.

В обеих историях авторы сделали внешне милого персонажа отталкивающим, даже пугающим. Это приём поджанра дэнпа, позволяющий отойти от традиционных эстетических форм, смешивая прекрасное и безобразное.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-11

Если персонаж Такуми развивается путём многократного переосмысления происходящего и разговоров с самим собой, то образ Рими строится на противоречиях. В третьей главе, когда Сакихата вытаскивает Нисидзё с перекрёстка, она, обнимая его, произносит:

«Здесь опасно. <…> Сейчас будет красный».

Что имеет в виду девушка, она, очевидно, не собирается раскрывать до самого конца. Из-за недосказанности особенно хорошо запоминаются моменты, когда Рими приходится выходить из невинного образа. Например, когда она запрещает Такуми искать ди-меч или же когда узнаёт, что такой же меч имеет Аясэ.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-12

С Рими Сакихатой также связан образ голубого неба. В «Вершине Хаоса» показано особое состояние небес под названием Акидзора (яп. 秋空, буквально «осеннее небо»). Это кратковременное явление, при котором в середине октября дожди смещаются в сторону юга движущимся с запада антициклоном. Собственно, для того, чтобы понять, как выглядит такое небо, достаточно посмотреть на флаг страны. События новеллы как раз происходят осенью.

Одна из проблем повествования — беспричинный интерес людей к бедному хикикомори, который нельзя объяснить ничем, кроме как вмешательством сверхъестественных сил. С другой же стороны, развитие отношений между Рими и Такуми обосновано логично. В романе подчёркивается, что Нисидзё — человек с искусственным телом, но настоящей душой, тогда как Сакихата — человек с настоящим телом, но искусственной душой. Когда на руинах Сибуи Такуми называет себя монстром, Рими отвечает, что она такая же. Позднее, в дополнении Chaos; Head Love Chu Chu!, героиня приходит к мысли, что они практически брат и сестра, поскольку имеют общего «отца», стороннего наблюдателя. Сакихата считала «отца» холодным человеком и находилась с ним в сложных отношениях, ведь тот был против её идеи открытой борьбы с Комитетом трёхсот. Следовательно, стороннему наблюдателю противопоставлена не только зловещая организация, но и главная героиня.

Несмотря на то, что роман ChaoS;HEAd (рус. «Вершина Хаоса») запустил серию Science Adventures, в сравнении с более поздними работами, столь популярен не был.-13

После основных событий Такуми переехал в район Сэтагая, но об их дальнейших отношениях с Рими ничего неизвестно. В романе «Записки о роботехнике» герой пишет, что собирается провести Рождество в одиночестве.

Несмотря на заметное влияние Infinity, история воспринимается как оригинальное произведение. Конечно, концепция Science Adventure не смогла бы продолжить существование без крепкой основы.

«Вершина хаоса» отличается от «Врат Штейна» и «Записок о робототехнике» более кратким содержанием и аниме-адаптацией, где не нашлось места крови. После размышлений о том, что определяет существование, авторы задались вопросом, есть ли вообще в нём смысл. В каждом следующем произведении они пытаются раскрыть свои идеи по-новому. Иначе на мир определённо будет смотреть и прочитавшие роман. Кому-то «Вершина хаоса» может показаться безумием, кому-то — рассказом о том, как не потерять себя.

Автор: Юрий Крестиничев

Редакторы: Элина Фрейман, Данил Киселев