182,9K подписчиков

Неприступность худсовета и щедрость Сталина: трудные съёмки послевоенной «Весны»

«Весна» – музыкальный чёрно-белый фильм, снятый режиссёром Григорием Александровым. Одна из первых послевоенных картин быстро обрела народную любовь, покорив сердца миллионов зрителей. На успех киноленты повлиял дефицит жизнеутверждающего искусства и звёздный актёрский состав в лице Ростислава Плятта, Николая Черкасова, Любви Орловой, Фаины Раневской и других замечательных артистов.

Неприступность худсовета и щедрость Сталина: трудные съёмки послевоенной «Весны»
Неприступность худсовета и щедрость Сталина: трудные съёмки послевоенной «Весны»

Картина Григория Александрова, бесспорно, относится к шедеврам мирового кино. Лента, поражающая своим изыском с точки зрения эстетики смогла превзойти даже голливудские фильмы, ярым поклонником которых являлся советский режиссер. По сравнению с картинами подобного жанра «Весна» обладает идеологическим смыслом и потрясающим подтекстом.

Заглавная песня

«Журчат ручьи» – заглавная песня музыкальной комедии «Весна», написанная специально для фильма в 1947 году. Вообще-то, песня называется «Весна идёт», но в народе она больше известна именно как «Журчат ручьи». Слова и музыку к этой замечательной весенней композиции написал Исаак Дунаевский. Произведения известного композитора можно услышать также в других фильмах и театральных постановках.

Песня смогла пройти через не одно поколение, сохранив при этом популярность и всенародную любовь. Её актуальность хорошо подтверждается многочисленными исполнениями в разном стиле. Особенно ярко композиция звучит голосом певицы Алисы Фрейдлих. «Журчат ручьи» можно часто услышать по телевидению на разных шоу. Это и не удивительно, ведь самая весенняя песня советского кино излучает доброту и тепло.

Использование голливудских наработок

В своём фильме Григорий Александров не стеснялся применять кинематографические наработки, созданные в Голливуде. Ирина Никитина путешествует по сказочной иллюзии несуществующего мира, который называется «Фабрика грёз». В этом мире всё невозможное становится возможным, ведь здесь круглый год весна с цветущими деревьями и сладко пахнущими цветами.

Григорий Александров
Григорий Александров

Съёмки через полупрозрачные занавеси ­– интересное решение, позаимствованное Александровым у американских коллег. Режиссёр смог снять ленту не только про кинематографический процесс, но и про природу данного вида искусства. В этом плане он даже превзошёл именитых мастеров из Голливуда, наделив их разработку новыми идеями.

Худсовету трудно угодить

Сценарий картины основан на пьесе «Звезда экрана», авторами которой являются Морис Слободской и Александр Раскин. Спектакль впервые был продемонстрирован публике в 1945 году и очень быстро завоевал симпатию зрителей. Несмотря на достигнутый успех уже через несколько показов его сняли с репертуаров всех театров, из-за чрезмерной пустоты и недозволенной развлекательности.

Кадр из фильма «Весна»
Кадр из фильма «Весна»

Аналогичные претензии позже были предъявлены к картине «Весна», сценарий которой был отправлен на одобрение членам художественного совета. Простая весёлая история о женщинах-двойниках показалась киночиновникам неправдивой и безыдейной. Александрову пришлось несколько раз вносить изменения в сценарий, но картина в итоге всё равно не утратила свою лёгкость и весёлый тон.

Московские пейзажи в фильме

Прекрасных московских видов в картине хватает. Фильм начинается у Большого театра, где ассистент режиссёра гонится за Никитой, сквозь весёлую толпу первомайской демонстрации. Шествие колонны проходит по Манежной площади, по которой «вразвалочку» движется двухъярусный троллейбус (их можно было увидеть на московских улицах незадолго до войны и несколько лет после).

Афиша фильма «Весна»
Афиша фильма «Весна»

Ключевой отрезок дня, когда обе героини Орловой влюбляются – ночная Москва. После знакомства Рощин и Шатрова совершают прогулку по Софийской набережной, а вдали виднеется величественные «макушки» Кремля. Москва-река буквально усеяна лодками, в этот момент её легко перепутать с Венецианским каналом.

Кадр из фильма «Весна»
Кадр из фильма «Весна»

А вот по каким локациям проходила прогулка Громова и Никитиной определить не так просто – для этой сцены оператор использовал средний план. Более наблюдательный зритель легко заметит в кадре афишу киноленты «Адмирал Нахимов». Исторический фильм, снятый режиссёром Всеволодом Пудовкиным в 1946 году долгое время показывали в советских кинотеатрах.

За деньгами к Сталину

Во время войны павильоны «Мосфильма» серьёзно пострадали от немецких бомбёжек, да и качественное кинооборудование было уничтожено. До Александрова дошла информация, что Пражская киностудия осталась совершенно целая и там имеется немецкая кинотехника. Но чтобы вывезти съёмочную группу в полном составе за границу, необходимы были немалые деньги.

Любовь Орлова и Григорий Александров
Любовь Орлова и Григорий Александров

В тяжёлый послевоенный период средства на съёмки кино можно было получить исключительно с одобрения Сталина. Орлова и Александров набрались смелости и обратились к Иосифу Виссарионовичу. Каким образом режиссёр с актрисой смогли расположить к себе «вождя», неизвестно, но киношники в скором времени поехали в Прагу.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще