4,3K подписчиков

Без креатива не работает ни одно направление

© Предоставлено спикерами
© Предоставлено спикерами

Креаторам приготовиться! Если вы ещё не слышали об Агентстве креативных индустрий (АКИ), то это хорошая возможность познакомиться с их проектами, а может даже и подать заявку в музыкальную резиденцию, кино-акселератор или получить поддержку на реализацию своего творческого проекта или даже продукта.

Мы узнали у руководителя АКИ Гюльнары Агамовой о трендах в современной культурной среде, какие направления поддерживает их организация и сколько проектов их команда успела реализовать за четыре года работы. Вторым спикером выступила куратор проекта «Арт-фабрика» Юлия Василенко. Ищите ответ на вопрос «Как развить свою креативность?» в нашем материале — и, может быть, вы еще успеете до 19 июля подать работу на открытый конкурс для художников, создающих искусство в городских пространствах.

Передаём слово руководителю Агентства креативных индустрий Гюльнаре Агамовой:

© Предоставлено спикером
© Предоставлено спикером

Что можно отнести к креативным индустриям? Какую поддержку вы оказываете творческому бизнесу?

Креативные индустрии — это динамично развивающийся сектор городской экономики, к нему относятся: кино и анимация, изобразительные искусства, мода, дизайн, издательская и литературная деятельность, IT и разработка ПО, компьютерные игры, музыка и саунд-дизайн, архитектура и урбанистика, медиа и реклама и другие.

Агентство креативных индустрий (АКИ) является частью Департамента культуры города Москвы. Мы помогаем креативным специалистам столицы развиваться в сфере творческого предпринимательства, занимаемся продвижением их продукции и формируем положительный имидж Москвы как международного центра креативных индустрий.

Есть ли у АКИ «флагманские» проекты? Какими вы гордитесь больше всего?

За четыре года работы АКИ реализовало свыше 170 проектов для творческих предпринимателей в сферах моды, кино, дизайна, издательского дела, арт-индустрии, видеоигр и музыки. Проекты сочетают в себе широкий комплекс отраслевых мер в области образования, продвижения и нетворкинга для представителей креативного сектора Москвы.

Среди ключевых проектов АКИ:

  • «Фабрика-дизайна» — конкурс индустриальных дизайн-решений и платформа по выстраиванию профессионального взаимодействия между дизайнерами и компаниями реального сектора экономики.
  • «Дизайн-цех»  —  конкурс, в рамках которого дизайнеры создают востребованную сувенирную продукцию для городских и федеральных организаций и бизнес-структур.
  • Кинолаборатория «Профессия-продюсер» — акселератор для продюсеров, которые уже развивают проект полнометражного фильма и планируют запустить его в производство.
  • «Фабрика музыки» — серия регулярных коротких резиденций для музыкальных продюсеров и менеджеров, а также молодых артистов (авторов-исполнителей) Москвы.
  • «Арт-фабрика» — программа по переосмыслению городской среды. В рамках нее художники, дизайнеры и дизайн-студии создают концепции паблик-арта для городских пространств столицы.
  • «Фабрика видеоигр»  —  программа, направленная на развитие видеоигровой индустрии в Москве. В акселераторе молодые специалисты получают доступ знаниям, технологиям и рынку.
  • Креативный центр услуг для бизнеса — служба одного окна для тех, кто хочет начать и развивать свое дело в области креативных индустрий.

АКИ не только даёт возможность креаторам участвовать в творческих проектах, но и является драйвером развития молодых специалистов Москвы: поддерживает крупнейшие ярмарки, городские и федеральные события, выделяет гранты на обучение и оборудование, ведет собственные образовательные программы, а также предоставляет возможность представителям творческого бизнеса свободно посещать и проводить мероприятия в новом пространстве АКИ.лаб (Москва, Большая Никитская улица, дом 17, строение 2).

Планы на лето 2024 — какие проекты ожидаются и в каких можно принять участие?

Лето обещает быть насыщенным. Впереди вторые потоки конкурсов по проектам «Фабрика дизайна 3.0» и «Фабрика видеоигр». Ещё можно успеть подать заявку на участие в проекты: «Искусство рядом: умные устройства и роботы» (до 9 июля), «Арт.Практикум 2024» (до 10 июля), первый поток «Фабрики Музыки» (до 12 июля), «Арт-фабрики» (до 19 июля) и стажировку по работе с креативными индустриями — «Мода в городе», которая пройдёт до 25–26 июля).

Назовите три тренда в культурной среде Москвы

  1. Объединение творчества и бизнес-подхода. Благодаря этой важной тенденции на наш рынок выходят креативные и по-настоящему востребованные продукты.
  2. Кросс-индустриальность. Когда решения и продукты реализуются специалистами из разных областей: например, издательского дела и видеоигр или искусства и архитектуры, дизайна. Мы сами запускаем проекты на стыке креативных сфер. Такой формат уже успешно опробован в проекте «Киношоурум», который объединил кино и моду, а также в рамках секций АКИ на ярмарке Non/fiction, где помимо издателей в этом году свои работы представили иллюстраторы.
  3. Обмена опытом с зарубежными практиками в сфере креативных индустрий.  Например, в январе этого года Московский фестиваль кино мы провели в Бангкоке, а в апреле одиннадцать московских кинокомпаний в составе бизнес-миссии АКИ посетили индийские города Мумбаи и Хайдабарад.

Как современному человеку развивать креативность?

Общаться с творческими людьми, не бояться пробовать новое, взаимодействовать с другими талантами, постоянно изучать разнообразие мнений и идей, выходить из зоны комфорта. Развивать креативность — это крайне важная задача, так как без креатива сейчас не работает ни одно направление. Творчество и креативный подход дают добавленную стоимость любому проекту или продукту, делают его привлекательным для экспорта, а креативные индустрии обеспечивают рабочие места и вносят большой вклад в экономику Москвы и страны в целом.

Передаём слово куратору проекта «Арт-фабрика» Юлии Василенко:

© Предоставлено спикером
© Предоставлено спикером

В чём идея проекта «Арт-фабрика»?

Это платформа, где могут встретиться представители КИ, в данном случае художники, и представители бизнеса. И те, и другие существуют на совершенно разных планетах и очень мало знают друг о друге — у них практически нет точек пересечения. Девелоперы или заказчики, которые хотят интегрировать на своей территории объекты / проекты современного искусства знают немного имён художников. Они видят лишь тех, кто на поверхности, чьи имена раскручены СМИ или тех, кто ведет активную жизнь как блогеры. А те, кто этого не делает — не попадает в их поле зрения. Художники не знают о заказах и желании заказчиков поставить или интегрировать художественный проект на своей территории, потому что сегодня такое количество информационных каналов, что ты не можешь следить за всем. Проект даёт им возможность встретиться — это великолепная инициатива, а мы с вами — жители города, в результате получим ещё больше пользы, так как в Москве появится хорошее современное искусство.

© Агентство креативных индустрий
© Агентство креативных индустрий

Расскажите подробнее о формате «open call», как и кто может принять участие в проекте и что для этого нужно сделать?

Формат «open call» – это всем известный формат открытого конкурса. Принять участие может любой художник, который чувствует уверенность в собственных силах. Важно также уметь работать с общественным пространством, потому что это несколько отличается от создания выставки или проекта в музейном пространстве или галерее. Важно создать собственное высказывание, а не копировать проекты известных художников. На сайте Агентства креативных индустрий есть технические задания от всех партнеров проекта, а также чат, в котором можно задать вопросы все интересующие вопросы. Я надеюсь, что итогом проекта станут прекрасные объекты современного искусства, которые наполнят улицы Москвы и конечно же это возможность открыть новые имена и создать новые проекты.

© Агентство креативных индустрий
© Агентство креативных индустрий

С какими потребностями обычно приходят заказчики?

Заказчики и партнеры приходят с разными запросами, их уровень и характер зависит от насмотренности и опыта работы с современным искусством и искусством в общественном пространстве. Если уровень подготовленности невысок и нет экспертизы в этой области, то нужно работать с этим. Это долгий процесс. И это, наверное, невозможно в рамках такого короткого опен-колла, потому что должна быть отдельная просветительская программа для партнёров.

Я как куратор представляю какое художественное решение может быть интегрировано в том или ином общественном пространстве, но с другой стороны нужно проводить исследования, потому что то, что сформулировали заказчики про смысл своей территории, может быть не всегда основано на знаниях, а скорее на желании так представить. Нужно проводить кабинетные, полевые исследования про историю места, про тех людей, которые там будут жить или работать. Необходимо искать какую-то привязку и делать арт-проект или объект сайт-специфичным — созданный для конкретной локации с её историей, особенностями, актуальным состоянием, проблемами, потребностями и пользователями. Это индивидуальная работа и в рамках данного проекта  и это, к сожалению, это невозможно из-за коротких сроков, но, я думаю, что мы будем развивать проект и эту опцию тоже добавлять.

Как понять какое искусство нужно городскому пространству?

Художественные высказывания могут быть воплощены в форме физического объекта, звуковой композиции или даже через медиа-проект, главное погрузиться в контекст пространства. Искусство в общественном пространстве —  это не просто создание красивого мурала или скульптуры, хотя и этого может быть достаточно. Важно понимать, что здесь будут жить и работать конкретные люди, для наших выбранных локаций есть определённая мифология и смыслы, которые описаны во всех технических заданиях партнёров проекта. Они очень ответственно подошли к этому вопросу, поэтому художникам важно учесть все особенности и уникальность места при создании своих работ.

Макет арт-объекта победителя конкурса «Арт-фабрика» 2023 года Романа Ермакова для компании Самолет. © Агентство креативных индустрий
Макет арт-объекта победителя конкурса «Арт-фабрика» 2023 года Романа Ермакова для компании Самолет. © Агентство креативных индустрий

Как современному человеку развивать креативность?

Я бы сказала, что нужно развивать не креативность, а художественное мышление, это разные сущности. Для развития художественного мышления нужно много смотреть, ходить на выставки, изучать работы других художников, особенно тех, кто уже занял своё место в истории современного искусства, изучать философию, читать книги, написанные кураторами и экспертами в области современного искусства, и тогда может родиться что-то уникальное и меняющее жизнь зрителей.