93K подписчиков

Экономист о внешней торговле: «Растет доля национальных валют»

Россия активно развивает сотрудничество с другими странами, указывает эксперт.  Фото: Иван Кабанов
Россия активно развивает сотрудничество с другими странами, указывает эксперт. Фото: Иван Кабанов

После усугубления конфронтации России с Западом в 2022 году Москва активно ищет новые векторы международного экономического сотрудничества. Врио ректора Всероссийской академии внешней торговли Виттория Идрисова в рамках работы Международной промышленной выставки-форума ИННОПРОМ-2024 дала интервью «ФедералПресс», в котором рассказала о перспективах взаимодействия России на международных рынках и будущем кооперации отечественного и зарубежного бизнеса.

В условиях санкционного давления торговые отношения России с миром претерпевают значительные изменения. Какие основные тенденции этих изменений? Как формируются новые направления промышленной кооперации российского бизнеса?

— В настоящее время происходит системная перестройка внешнеэкономической деятельности России. Здесь два главных направления. Первое – это кардинальное изменение ее географии в пользу стран Востока и глобального Юга. В основном уже завершена переориентация торговых потоков на дружественные и нейтральные страны: их доля в общем внешнеторговом обороте России выросла с менее чем 46 % в 2021 году до 77 % в 2023 году. Во внешнеэкономических связях России значительно упрочились позиции БРИКС, укрепились позиции стран Ближнего Востока, Африки, АСЕАН.

Второе важное направление – это суверенизация внешнеэкономической деятельности в плане существенно большего влияния на ее ключевые составляющие: механизмы торговли и ценообразования, транспортно-логистическое обеспечение, страхование и перестрахование, международные платежи и расчеты. Это крайне сложная, комплексная работа, но она идет.

Какие ключевые направления развития транспортно-логистической инфраструктуры в ЕАЭС и на евразийском пространстве вы можете выделить в последние годы?

— С государствами – членами ЕАЭС последовательно развивается логистическая инфраструктура, Евразийские транспортные коридоры, ведутся работы в рамках Перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов ЕАЭС в сфере транспорта. В конце 2023 года принят Комплексный план развития евразийских транспортных коридоров.

В новых условиях с 2022 года перестроены транспортно-логистические маршруты и расширяются возможности по поставкам товаров со странами партнерами в направлении Восток – Запад и Север – Юг. С Казахстаном ведем работу по расширению восточного направления МТК «Север – Юг». Осуществляется модернизация пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. Одновременно Казахстан увеличивает пропускную способность инфраструктуры на границе с Китаем. Продолжается реализация проекта Международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», входящего в перечень инфраструктурных проектов. В прошлом году завершено строительство и открыт один из важных участков данного МТК, проходящий от Москвы до Арзамаса (415 км).

Какие тенденции наблюдаются в последние годы в области использования национальных валют и цифровых платежных инструментов во взаимной торговле и расчетах между странами ЕАЭС?

— Существенно выросла доля расчетов в национальных валютах, ведется работа по созданию условий для использования цифровых валют в трансграничных расчетах, в том числе в рамках проекта создания многосторонней цифровой платежно-расчетной платформы BRICS Bridge. Последовательно осуществляется переход в торговле государств – членов ЕАЭС на национальные валюты, расчеты в которых уже достигают 90 %. Для сравнения: до начала функционирования ЕАЭС доля платежей за экспорт и импорт товаров и услуг между государствами – членами ЕАЭС в национальных валютах была менее 68 %.

Какие новые подходы наблюдаются в последнее время в развитии промышленной кооперации и интеграции России с зарубежными странами, в том числе в рамках ЕАЭС?

— Конфигурация кооперационных связей с зарубежными странами также будет меняться в сторону более широкого индустриального присутствия России на рынках наших партнеров, в том числе через создание российских промышленных зон за рубежом, локализацию российских обрабатывающих производств на территории заинтересованных стран, использование механизмов специальных экономических зон в нейтральных государствах для развития международного бизнеса. Из-за эшелонированных антироссийских санкций, нам сейчас стало сложнее принимать кооперационные цепочки, но мы можем и будем экспортировать такие цепочки.

Хороший пример проактивной политики содействия промышленной кооперации сегодня реализуется в практике Евразийского экономического союза, где создан механизм поддержки многосторонних кооперационных проектов.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов