36,4K подписчиков

Тегеран-24: развернется ли Иран на Запад?

Опасения такие есть, но…

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Сейчас все внимательно следят за тем, что сказал, как посмотрел и о чем заявил реформатор Масуд Пезешкиан, победивший во втором туре консерватора Джалили. Избранный президент ИРИ вступит в должность в конце июля - начале августа, но в России, надо признать, уже довольно настороженно присматриваются к новому президенту Ирана.

Так уж вышло, что многие наши люди уходят вприщур при слове «реформатор», а у Пезешкиана вроде бы именно такая репутация.

Тем более, что когда говорят про политиков реформистского толка, то обычно имеют в виду крен формата «как бы договориться бы с Западом».

Так или иначе, а в российских чатах под сообщениями об итогах выборов в Иране каких только разочарований не встретишь. В том числе, и такие: «Тема коридоров Север-Юг закрывается?».

На самом деле, что в итоге закроется, а что откроется – покажет время, и уже скоро. Но кое-что всё-таки стоить иметь в виду, чтобы не идти уж совсем на поводу у нашего травмированного опыта. Да, и не такие страны, как Иран, а вроде бы уже совсем-совсем братские для России столицы, когда сильно начинали дружить с Западом, платили за эту «дружбу» уничтожением отношений с Москвой. Но точно ли Тегеран-24 – про это?

Начнем с санкций.

От Пезешкиана в самом Иране – полстраны, как показали выборы, - ждут каких-то таких чудесных действий, которые позволят отменить или хотя бы облегчить западные санкции. Народ устал и хочет пожить «по-человечески». Пезешкиан и сам очень бы этого хотел, и его либеральное окружение, но – кто ж им даст?

Да, The Guardian уже сообщила: «Лейбористская партия Великобритании не будет спешить с мерами против Корпуса стражей исламской революции». Но мы же знаем, что даже если англосаксы попробуют снова сыграть в свою любимую игру «давайте дружить по нашим правилам», -  а они попробуют! – ничего реально хорошего Ирану от Запада ждать не приходится. Не для того санкции накладывались, чтобы взять и дать развиваться стране с таким потенциалом.

Единственное, что у них может получиться – постараться сбавить темп стратегического сближения Ирана с Россией и Китаем, но совсем его отменить не получится: отличие иранских реформаторов от наших образца 90-х в том, что иранские, вообще-то, за Иран сражались. У того же Пезешкиана в биографии – участие в ирано-иракской войне в1980-1988 годах: он отвечал за отправку медицинских бригад на фронт и сам участвовал в боевых действиях.

Опять же: когда, к примеру, Хасан Роухани, который был президентом ИРИ два срока – с 2013 по 2021 год – шел курсом на смягчение противоречий с Западом, еще не было разрушенной Газы и Ливана. А сейчас уж совсем сильно дружиться с Вашингтоном даже реформатору из реформаторов в Иране сложновато.

Пезешкиан, к слову, уже заверил лидера «Хезболлы» Хасана Насраллу, что Иран «продолжит оказывать решительную поддержку «движению сопротивления». Кроме того, как сообщает канал КСИР  https://t.me/sepah_pasdaran_ru/5236 , избранный президент заверил:

«После объявления результатов первое, что я сделал, это поблагодарил Сейеда Хаменеи, ведь без его мудрости мы бы не достигли этого места» и «Я обещаю Имаму Хомейни, что мы продолжим путь шахидов».

Так что иранский умеренный реформатор Пезешкиан, да еще под надзором КСИР и Имама Хомейни, это не то и не те, с кем мы имели дело в собственной стране.

Что не означает, разумеется, отсутствие сложностей в отношениях с новым руководством Ирана. Новый человек, новая команда, которая еще не имеет личных позитивных достижений в сотрудничестве с Россией – это фактор существенный.

Да и внутреннее переустройство элит в Иране - одни группы должны будут подвинуться, другие продвинуться – это всегда сложности и перенастройка. Об этом говорит даже фотография встречи Пезешкиана с побежденным соперником Джалили. По правилам хорошего тона Джалили встретился с избранным президентом Ирана и пожелал ему всячески успехов на благо Ирана, но руки-то у Пезешкиана однозначно скрещены и закрыты…

Зато на какое-то время внутренне давление в Иране снизится, и другая элитная группа попробует себя в реальной власти в нынешних реальных условиях. А быть в оппозиции и отвечать за результат конкретно своих действий – две большие разницы. Так что из двух вариантов ответов на вопрос «Что это было – расчет или просчет руководства Ирана в именно так организованных выборах?», просматривается все же ответ «Расчет».

А стратегическая цель – транспортные коридоры и место в будущем мире – она ведь никуда для Ирана не денется. Даже если чуть попетляют – всё равно вернутся на магистральную задачу.

В общем, ждем подписания соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве между Россией и Ираном – как считают в Кремле, «в ближайшем будущем».


Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции