1,2K подписчиков

🌲Тихо в лесу, только не спит маньяк...🔪 "Нежить" - революционный слэшер о круговороте жестокости на лоне дикой природы

418 прочитали

Нежить (In a Violent Nature, 2024)

Режиссер: Крис Нэш

В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав

Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.8

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-2

С возвращением в заповедный подвал лесных ужасов Скара, мои дрожащие от шорохов в кустах самоубивающиеся студентики.

Пожалуй, в рамках хоррора как культурного явления сложно найти более клишированный, формалистский и примитивный в хорошем смысле поджанр, чем слэшер. Появившийся в 80-х годах прошлого века как своеобразная мутация итальянских джалло-триллеров, он быстро обрел сумасшедшую популярность у широкой аудитории за счет высокой динамики происходящего на экране и несложных, интуитивно понятных сюжетных конструкций, помноженных на дешевую эстетизацию еще будоражащего кровь в те далекие времена ультра-насилия, что благополучно обеспечивало неизменно высокий интерес и крайне низкий порог вхождения зрителя при минимальных затратах на производство. Довольно скоро сформировался и непреложный список обязательных правил и условностей - персонажи-функции, порядок их смертей, "последняя девушка" и т.д., которым в той или иной степени постановщики слепо следуют до сих пор, отдавая дань уважения сложившимся канонам. Тем не менее, начиная еще с уловно-постмоднернистских экспериментов Уэса Крейвена в рамках легендарной франшизы "Крик", изобретательные киноделы регулярно пытаются переосмыслить законы закосневшего жанра, формально придерживаясь его базовых постулатов, но при этом нет-нет, да и нарушая их самым что ни на есть вопиющим образом. Неудивительно, что в наше прогрессивное время, когда балом безраздельно правит его величество "пост-хоррор" и интеллектуальные арт-ужасы студии А24, а слэшер выглядит эдаким забавным анахронизмом, попытка в очередной раз поставить его на постмодернистские рельсы была лишь вопросом времени. И вот в рамках последнего "Санденса" канадский постановщик-новичок Крис Нэш представил свой полнометражный дебют "In a Violent Nature", от которого взыскательная зарубежная публика буквально захлебнулась в восторгах, наградив такими эпитетами, как "мессия жанра" и "первый слэшер-слоубёрнер", вслед за чем последовал внезапный оглушительный успех в мировом кинотеатральном прокате, оказавшийся абсолютной неожиданностью даже для самих создателей скромного низкобюджетного хоррора. Так оправдана ли такая шумиха вокруг необычного канадского дебюта (не так давно умудрившего добраться даже до отечественного проката) и высокие оценки западных блогеров и кинокритиков? Отчасти и да, и нет. Но обо всем по порядку.

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-3

В живописной глуши канадского национального парка-заповедника группа молодых людей намеревается провести незабываемый уик-энд на лоне идиллических лесных ландшафтов (и он действительно окажется незабываемым, правда вспоминать его будет почти некому). Там они случайно тревожат неизвестную могилу, забрав с собой найденный в кустах в окрестностях разрушенной пожарной каланчи старый медальон. Чуть позднее, когда по законам жанра наступает время травить страшные байки у костра, главный умник-нерд из пестрой компании тинейджеров-смертников рассказывает зловещую легенду о Джонни, сыне торговца, семьдесят лет назад державшего лавку при местной лесопилке. Лесорубы очень не любили отца Джонни за то, что он до небес взвинчивал цены, а отыгрывались на его невинном отпрыске, страдающем задержкой в развитии. Дошло до того, что однажды ночью они заманили доверчивого юношу на пожарную каланчу, посулив игрушки, но вместо деревянных машинок или оловянных солдатиков там прятался один из лесорубов в страшной старомодной маске пожарного, чтобы как следует напугать паренька, и тем самым проучить его отца. Вот только Джонни случайно свалился вниз и умер. А в скором времени в яростной перепалке с лесорубами погиб и подозревающий об истинных причинах трагедии отец несчастного юнца. Лесозаготовительная компания решила избежать шумихи, и дело быстро замяли. Правда спустя какое-то время поселение нашли опустевшим, а всех причастных жутко выпотрошенными самым чудовищным образом. Лесосеку закрыли, но среди местных до сих пор ходят легенды, что мстительный труп Джонни так до конца и не упокоился в пропитанной кровью земле, и лишь медальон матери сдерживает его неуёмную жажду крови ... Думаю, вы уже догадывайтесь, что за безделицу нашла в кустах несмышлёная молодежь, и что жить им после этого осталось недолго.

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-4

Главное отличие "In a Violent Nature" от собратьев по цеху, как можно было понять из вышесказанного, вовсе не в сюжете, как раз таки максимально простом, условном и порой слишком схематичном даже по канонам жанра. Оригинальным дебютный фильм Криса Нэша делает кардинальное смещение зрительского фокуса с условных "выживших" на самого маньяка, который тут являет собой фигуру скорее трагическую и представляет некое воплощение бессмысленной и беспощадной стихийной жестокости, которая пожирает сама себя. Забудьте о привычной концентрации на "богатом" внутреннем мире и рефлексии жертв, их взаимоотношениях и предыстории. "Нежить" предлагает нам взглянуть на происходящее со стороны карающих сил - сначала из глаз давно мертвого внутри и снаружи убийцы, затем из-за его спины, а после и вовсе с самых различных ракурсов, какие взбредут режиссеру и оператору в голову. Суть в том, что ничтожные в масштабах окружающего их величественного лесного микрокосма люди нисколько не интересуют ни постановщика, ни безмолвного маньяка, ни саму природу, которая, если верить фон Триеру, есть "мастерская дьявола".

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-5

Точнее, интересуют не больше, чем тараканы-вредители или будущий перегной для бесконечного круговорота жизни. Медленно и неотвратимо Джонни движется вперед в окружении лесных пейзажей в кромешной тишине, прерываемой лишь стрекотом насекомых и шумом листвы. И этот пасторальный видеоряд в духе документалок National Geografic лишь изредка прерывается нахождением очередного мясного мешка, которого монстр планомерно и скрупулёзно уничтожает в яркой вспышке бескомпромиссного ультранасилия, с каждым разом всё более жестокой и изуверской, круша черепа как орехи и наматывая кишки на крюк словно леску на катушку. И все это только затем, чтобы продолжить свою неспешную прогулку сквозь подлесок, холмы и ручьи еще на добрых двадцать минут реального экранного времени. И если в начале можно предположить, что им движет желание вернуть медальон, то впоследствии приходит понимание, что на этом горе-лесоруб в диковинной пожарной маске едва ли остановится.

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-6

Окончательно расставляет точки над "и" разительно выбивающаяся из общей обоймы визуальных приемов концовка, обрывающаяся пространной притчей случайной незнакомки о бешенном медведе. Становится понятен и весь нехитрый символизм названия (In a Violent Nature - буквально "в жестокой природе"/природа жестокости), и избранные для его раскрытия выразительные средства, так впечатлившие зарубежных критиков. "Нежить" превращается в то, чем является изначально - не брутальный слэшер о конкретном маньяке-убийце и конкретных жертвах, а полуторачасовую медитативную притчу-высказывание о безразличии стихийных сил и непостижимости природы насилия в самой природе (такой вот каламбур). Как может не повезти муравью, случайно пораженному грибком-кордицепсом, без жалости сожрущим его изнутри, или условному рейнджеру, попавшемуся на пути подхватившего бешенство медведя, как и медведю, которого этот вирус облюбовал в качестве носителя, так и не повезло группе молодых людей, попавших не в то время и не в то место. Они ни в чем не виноваты, но по суровым законом природы будут перемолоты в кровавый фарш бессловесным и движимым животными инстинктами монстром, таким же бешенным медведем, нечаянным дефектом окружающего пейзажа. Монстром, который, к слову, тоже ни в чем не виноват. Такова жизнь, как бы назидательно говорит нам картина. И, в конце концов, в чем она не права?

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-7

Основных проблем у "Нежити" две. Это отчасти оправданная претенциозность, и неоправданно затянутый хронометраж. С первым все просто - In a Violent Nature это как бы слэшер, но... как бы, не для поклонников слэшеров) На самом деле это скорее экспериментальный артхаусный слоубёрнер с элементами слэшера, вдохновленный режиссерскими методами Гаса Ван Сента, в котором форма главенствует над содержанием, а половина визуальных решений обусловлена не столько авторской фантазией, сколько скромным бюджетом. В чем-то он повторяет успех так же талантливо снятого, и настолько же бюджетного фестивального хита "Время монстров" 2016 года, который как и "Нежить" тепло приняли критики и не поняли рядовые зрители. То есть "Нежить" - это на самом деле качественное для "первого блина" и весьма изобретательное кино с оригинальными идеями, но придется оно по душе далеко не всем. Тут, как говориться, либо щелкает, либо не щелкает. Таков путь.

А вот за что стоит и пожурить, так это за хронометраж. Творческий метод авторов в "In a Violent Nature" понятен, но вряд ли бы картина сильно растеряла, сократи её создатели хотя бы на 20 минут и убрав откровенно "сырые" моменты своего полнометражного дебюта.

Режиссер: Крис Нэш В ролях: Райан Баррет, Андреа Павловиц, Камерон Лав Рейтинг: Кинопоиск 5.5 /Imdb - 5.-8

Так или иначе, в том, что "Нежить" - одна из самых необычных и оригинальных жанровых картин сезона, сомневаться не приходиться. Слэшер-медитация (как звучит-то, а!) и кровавая притча в одном флаконе с практическими визуальными эффектами от самого автора "Пустоты" и "Психа-расчленителя" Стивена Костански (он давний друг режиссера) и ярким и запоминающимся образом маньяка, который наверняка войдет в золотую коллекцию вымышленных душегубов и когда-нибудь обязательно встанет в один ряд с Майком Майерсом, Джейсоном Вурхизом и клоуном Артом.

Как говаривал легендарный персонаж Джека Николсона из незабвенного "Сияния" Стэнли Кубрика - Here Is Johnny!

ВЕРДИКТ:

Общая оценка по моей крип-шкале - 8 скаров из 10

.....................................................................................................................................

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!

Ваша поддержка крайне важна для развития канала!

#ужасы #кино #хоррор #horror #slasher #слэшер #cinema #нежить #inaviolentnature