210,5K подписчиков

Почему Господь не останавливает того, кто творит зло? Объясняет священник

2,4K прочитали

Почему Бог попускает, чтобы какой-то человек или группа людей творили зло? На этот вопрос ответил священнослужитель Сергий Маслов.

Сергий Маслов — протоиерей, клирик прихода храма Рождества Христова д. Большое Стиклево Минского района (Республика Беларусь).
Сергий Маслов — протоиерей, клирик прихода храма Рождества Христова д. Большое Стиклево Минского района (Республика Беларусь).

Сергий Маслов, протоиерей:

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поразмышлять о Промысле Божьем. В Священном Писании есть такие строчки, где Господь говорит:

«Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помыслы ваши от Моей мысли».

Это слова свидетельствуют о том, что мы не понимаем Его замысла, Его Промысла. Мы не понимаем, почему это произошло.

То есть можно приводить огромное количество аргументов и причин, почему это происходит. Но, с моей точки зрения, они всегда носят вероятностный характер. То есть мы можем в них ошибиться.

На самом деле, для христианина важно вообще не это. В конечном итоге, для меня важно, что произошло со мной по Промыслу Божьему.

Потому что в этом есть некоторая воля Божья, которая для меня может быть непонятной и даже неприемлемой. То есть мы, как христиане, возвышаем этой эмпирической ситуацией свой ум к Богу и говорим, что если Бог допустил эту ситуацию для меня, то это так нужно, это полезно, и эта ситуация для меня важнее, чем та, в которой я пребывал раньше.

Иначе говоря, ситуацию искушения, в которую я попал, я должен пережить. И если я её переживу как христианин, то есть пойму, что в ней есть какая-то внутренняя логика и польза для меня, то я осознаю, что дело тут не в человеке, который сделал что-то недоброе для меня, а в Боге и в тайне моего личного пути к Нему.

Что эта ситуация — не к земному благополучию, а к благополучию Небесному. Что это — путь от земли к Небу. И чтобы взойти на Небо, мне нужно оторваться от земли. А это всегда больно, потому что мы корнями вросли в эту землю.

И Бог отсекает эти наши корешки, которые глубоко вошли в землю. И нам больно. И мы не понимаем, почему это происходит. А смысл заключается в том, чтобы мы взошли к Богу.

Кроме того, когда мы говорим о зле и о росте зла, то зло, как и всё в этом мире, имеет свои границы и свои пределы. Зло обречено на уничтожение. Зло может паразитировать только на добре. Зло нуждается в добре, оно живёт им, оно должно питаться им. Оно не имеет жизни в себе самом. Оно не имеет созидательного начала.

И когда оно растёт и достигает определённого объёма, то неизбежно погибает, оно уничтожает само себя. И любая война, в конечном итоге, как пожар, в котором сгорает всё, сгорает и она сама. Это как огонь: он горит, пока есть чему гореть. А потом он гаснет.

Так и человеческая ненависть и злоба. Она рано или поздно выгорит. И человек, которого мы воспринимаем сегодня, как агрессора, завтра может стать кроткой господней овечкой. Потому что достиг предела в каком-то своём зле.

Ведь его ведёт Господь. Потому что Он в нём видит не только злые поступки, но и нечто другое. То есть мы не знаем, чем закончится жизнь этого человека. И мы не должны выносить ему приговор. И мы не должны говорить, что вот этот человек — злой, потому что...

Да, сегодня он сделал очень много зла, а, возможно, завтра он сделает очень много добра. Кроме того, не бывает так, чтобы человек делал только зло. Он делает и добро то же.

Я как-то читал одну историю. Люди очень не любили своего начальника. Но когда они соприкоснулись с его личной жизнью, с его трагедией, то поняли его гораздо глубже. У него была тяжело больная жена, и он несколько десятков лет заботился о ней.

То есть он был очень тяжёлым человеком в одной сфере. Но в другом аспекте своей личности он нёс некоторое жертвенное служение. Он не бросал больную жену, не завёл любовницу и не изменял своей супруге.

Я привожу этот пример для того, чтобы показать, что нет человека чисто злого. У него есть и другие стороны. То есть жизнь намного сложнее, и нельзя её делить только на чёрное и белое.

А что нам в этом может помочь? Как говорил митрополит Антоний Сурожский, это умение вслушиваться и всматриваться, и принимать то, что случается с тобой, как волю Божью.

Потому что твоя самая большая трагедия — это грех. Всё остальное — это не трагедия. Всё остальное может иметь какое-то земное измерение, но при этом очень важно не потерять душу. Если ты душу не потерял в этой ситуации, то честь тебе и хвала. Если ты душу не потерял, значит ты что-то приобрёл.

А если ты предался ненависти (неважно что произошло — обидели тебя или обделили в чём-то), то ты живёшь ненавистью. И даже если для этой ненависти у тебя есть какие-то основания, в этот момент ты теряешь душу.

Ещё статья: Как не обижаться, если обижают? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.