Попал в ДТП, завершая манёвр на перекрёстке: кто виноват? Вопрос юристу

Разбираем очень интересный вопрос от водителя, который, выехав на перекрёсток, пропускал трамвай и не успел повернуть на зелёный.

Разбираем очень интересный вопрос от водителя, который, выехав на перекрёсток, пропускал трамвай и не успел повернуть на зелёный. Завершая манёвр, он столкнулся с другой машиной, и виновным в аварии посчитали именно его. Справедливо? Узнали у юриста.

Въехал на зелёный на перекресток, не успел закончить манёвр, пропуская трамвай. После проезда трамвая начал движение и столкнулся с автомобилем, который стартовал с пересекаемой дороги уже на свой зелёный. Сотрудники ДПС посчитали меня виновным. Но разве я не обязан был завершить манёвр?

Отвечает Юлия Цветкова — юрист, автор книги «В очереди за правосудием»

Согласно п. 13.7 ПДД РФ, «водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка». То есть манёвр должен быть закончен.

Однако на перекрёстках, где сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, первый имеет преимущество (исключение одно — если трамвай движется в направлении стрелки в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора). Поэтому нужно ещё до выезда на перекрёсток пропустить трамвай, и только после этого начинать манёвр. А в описанной ситуации получается, что автор создал помеху другим транспортным средствам, изначально выехав на перекрёсток с нарушением. Поэтому его и признали виновным.

В то же время водитель автомобиля, который начал движение с прилегающей дороги, должен был убедиться в отсутствии помех перед началом движения. В теории, можно попробовать свести дело к обоюдной вине, но для этого суд должен быть уверен, что к аварии привели в том числе осознанные действия второго автомобилиста.