От Шико до Ивана Балакирева: 5 самых известных шутов в истории

519 прочитали

Королевский шут – не просто забавный человечек, развлекающий придворных, а образ, исполненный глубокого символизма. Многие шуты так или иначе отметились в истории и даже порой влияли на политические события. Поэтому король и его шут – это две причудливые крайности одного целого, и дурак выступает своеобразным зеркалом для своего монарха. Познакомимся с пятью самыми известными шутами в мировой истории.

Трибуле

Королевский шут – не просто забавный человечек, развлекающий придворных, а образ, исполненный глубокого символизма.

Шут Трибуле жил в XV–XVI веках и служил при дворе французских королей Людовика XII и Франциска I. Вероятно, шутов с таким именем было несколько, но больше других прославился третий, живший с 1479 по 1536 годы. Его настоящее имя было Николя Ферриаль. Он родился с некоторыми физическими дефектами, включая карликовость. А именно таких людей часто брали в качестве шутов знатные вельможи и короли.

И вот Николя однажды попался на глаза Людовику XII, и тот взял его в свою свиту. При дворе шут пользовался огромной свободой, позволял себе острить над всеми придворными и даже самим государем, да еще и получал приличное жалованье. Но однажды Трибуле все-таки умудрился рассердить Франциска I, и тот уже решил было его казнить. Правда, разрешил шуту самому выбрать, как он умрет. Находчивый Трибуле не растерялся и заявил:

«Государь, ради святой Нитуш и святого Пансара, покровителей безумия, я предпочитаю умереть от старости»

Король не выдержал и рассмеялся. А после этого уже просто не смог наказать своего дурака.

Образ Трибуле часто появляется в произведениях искусства. Например, шут фигурирует в драме Гюго «Король забавляется» и в романе «Трибуле» Мишеля Зевако. А в наши дни его имя носит традиционный карнавальный персонаж в красном одеянии.

Станчик

Королевский шут – не просто забавный человечек, развлекающий придворных, а образ, исполненный глубокого символизма.-2

Станчик родился в 1480 году и был придворным шутом великих князей литовских и польских королей: Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. Он происходил из деревни Прошовице рядом с Краковым и, вероятно, изначально звался Станислав Гуса или Станислав Вассота.

В качестве шута он позволял себе беспощадную критику политических решений своих господ, причем его шутки даже цитировали видные писатели эпохи Ренессанса. В XIX веке его известность выросла еще больше, он стал полулегендарной фигурой в истории Польши. Считается, что, в отличие от многих других шутов, Станчик был действительно значимой личностью при дворе.

В 1862 году польский художник Ян Матейко написал картину «Станчик». На ней шут изображен в традиционном красном наряде и в шутовском колпаке. Но при этом он совсем не весел, а погружен в глубокие раздумья. Художник так изобразил его реакцию на сдачу Смоленской крепости Московскому княжеству. Контраст образа шута и его эмоции производит сильное впечатление на зрителя.

Шико

Шико в исполнении Алексея Горбункова, «Графиня де Монсоро»
Шико в исполнении Алексея Горбункова, «Графиня де Монсоро»

Настоящее имя этой выдающейся личности – Жан-Антуан д’Англере. Шико родился около 1540 года в Гаскони и служил придворным шутом французского короля Генриха III Валуа, а затем и Генриха IV Бурбона, короля Наваррского. Шико был хорошо образован, окончил Реймсский колледж в Париже. К тому он был дворянином и всегда носил при себе шпагу, был прекрасным фехтовальщиком и умелым воином.

Шут был искренне привязан к Генриху III, активно участвовал в политических интригах и военной жизни Франции. С королем он говорил, как хотел, и тот никогда подолгу не мог на него сердиться. Все придворные тоже постоянно становились жертвами его острого языка и шуток, но Шико все прощалось.

Когда Генрих III был убит, а к власти пришел Генрих IV Наваррский и основал новую династию, Шико немедленно признал его власть (и неудивительно, ведь сам Генрих Валуа объявил Наваррского своим преемником). При Наваррском Шико по-прежнему пользовался большим почетом. В 1591 году шут погиб в ходе осады Руана.

Ян Лакоста

Королевский шут – не просто забавный человечек, развлекающий придворных, а образ, исполненный глубокого символизма.-4

Ян родился в 1665 году и происходил из рода евреев-марранов, бежавших в свое время от португальской инквизиции. Вместе с семьей он жил в Гамбурге, где в 1712 году познакомился с Петром I, когда тот посещал город. Ян понравился Петру, и тот пригласил его в Россию.

Лакоста, как и Шико, был образованным и умным человеком. Он знал шесть языков. Однако его нескладная фигура и остроумие привели к тому, что он стал придворным шутом и получил прозвище Пётр Дорофеевич. Государю Петру его шут очень нравился, они подолгу спорили на разные темы.

Затем по инициативе Меншикова Ян Лакоста был сослан в 1723 году. Но Анна Иоанновна вернулся его и вновь сделала шутом. Умер он в 1740 году, в тот же год, что и сама императрица.

Иван Балакирев

Королевский шут – не просто забавный человечек, развлекающий придворных, а образ, исполненный глубокого символизма.-5

Иван Балакирев, известный также под прозвищем «Царь Касимовский», был придворным шутом при Анне Иоанновне. Он родился в 1699 году и принадлежал к старинному дворянскому роду.

Сначала Балакирев входил в свиту Петра I (еще не в качестве шута). В 1724 году на него поступил анонимный донос – якобы он носил тайные письма от жены Петра к камергеру Виллиму Монсу. Монса казнили, Балакирев отделался палочными ударами и ссылкой. Екатерина I вернула Ивана из ссылки после смерти Петра и дала ему звание прапорщика Преображенского полка. В следующие два года он исполнял различные поручения государыни.

А когда к власти пришла Анна Иоанновна, то зачислила Балакирева в штат «дураков», то есть придворных шутов. С этой ролью он справлялся неплохо благодаря остроумию и находчивости, однако не всегда соблюдал меру, за что однажды даже попал в Тайную канцелярию. Анна лично вызволила его, но предупредила, чтобы впредь был осторожнее. После смерти Анны Иоанновны Балакирев жил в провинции и ко двору не возвращался.

А вот одна из самых знаменитых шуток, приписываемых Ивану Балакиреву:

Как-то он спросил Петра I: «Какое сходство между колесом и стряпчим из приказа?» И сам же ответил: «И того и другого надо почаще смазывать. Не подмажешь — не поедешь!»

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: