Мы чуть ранее уже обращались к музейному становлению Смоленской крепостной стены. Продолжим наше путешествие и вспомним историю, связывающую крепость и Марию Тенишеву.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928 годы) по праву считается одним из выдающихся деятелей искусства России. Активная собирательская, благотворительная, организаторская деятельность княгини существенно преобразили культурный ландшафт Смоленщины. Одним из наиболее ярких деяний в жизни М. К. Тенишевой считается создание музея «Русская старина».
Музею, объединившему предметы, связанные с историей России и бытом минувших поколений, была уготована роль центра выявления национальной идентичности и, говоря современным языком, инструмента патриотического воспитания. Этим во многом объясняется желание М. К. Тенишевой включить музей в структуру Русского музея.
Размещение музея на площадке одного из объектов Смоленской крепостной стены, на первый взгляд, было наиболее логичным решением. Княгиня отмечает:
«Так как это должен был быть музей русской старины, и в большей своей части смоленских древностей и этнографии, то я задумала поместить его в старинную обстановку, которая так бы гармонировала с содержимым. И вот насмотрела я одну из башен старинного смоленского кремля».
В 1902 году княгиня М. К. Тенишева обращается к смоленскому губернатору Н. А. Звегинцову (1848-1920 годы, губернатор с 22 декабря 1901 года по 27 июня 1905 года) с просьбой о передаче Никольской башни Смоленской крепостной стены для размещения собственного музея.
«При этом было обещано не нарушать архитектурный облик старинного сооружения, но внутри на каждом этаже <…> сделать “галерейки” для витрин, расширить окна в сторону пустыря и сделать стеклянную крышу не выше зубцов».
17 января 1903 года датируется приезд в Смоленск члена Императорской Археологической комиссии академика архитектуры П. П. Покрышкина. Исследователь прибыл в Смоленск «по поводу ходатайства княгини М. К. Тенишевой об уступке ей Никольской башни» под устройство музея. Итогом этой аналитической работы стало заключение о том, что «Императорская Археологическая Комиссия не находит возможным разрешить превратить Никольскую башню в музей». Поскольку академик нашел, что «кощунство – трогать древние башни», княгиня получает отказ.
Свой неуспех М. К. Тенишева заключает в однозначную фразу: «… в Смоленске я вообще не видала никакого сочувствия к своей деятельности». Как отметила княгиня в своем дневнике, «храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и их пользы». В дальнейшем для размещения коллекции было построено специальное здание.
Петр Покрышкин в дни пребывания в Смоленске (16-20 января 1903 года) произвел подробный осмотр крепостной стены, итогом которого стал детальный отчет с рекомендациями по дальнейшему содержанию памятника. Любопытно, что этот отчет известен в нескольких версиях, значительно отличающихся друг от друга. Данный выезд стал началом плодотворной деятельности П. П. Покрышкина по сохранению Смоленской крепостной стены.
Крепости знаний, друзья!