27,3K подписчиков

СВЯТОСТЬ НЕ В СОВЕРШЕНСТВЕ

233 прочитали

Превратите свое отчаяние и неверие в молитву. Скажите:

– Боже мой, я не верю. Господи, я теряю Тебя!

Превратите свое отчаяние и неверие в молитву. Скажите: – Боже мой, я не верю. Господи, я теряю Тебя! Архимандрит Иоиль (Янакопулос) говорил: «Боже мой, держи меня, Ты теряешь меня!

Архимандрит Иоиль (Янакопулос) говорил: «Боже мой, держи меня, Ты теряешь меня!» Он превращал свое отчаянное чувство в молитву, молился не только во время эмоционального умиления, но также превращал в молитву грустные моменты, когда он чувствовал себя ничтожеством.

Преподобный Порфирий говорил: «Чтобы душа раскаялась, она должна пробудиться. В этом пробуждении происходит чудо покаяния, и здесь место произволения человека. Человек участвует в пробуждении. Однако пробуждение – это дело не только человека, потому что недостаточно моего желания, которое немощно». Нам необходимо это понять, что наше желание бессильно, недостаточно, у нас есть глубокий недостаток, недостаток во всем, что мы делаем.

Когда начинаются неврозы? Невроз – это глубокое психическое столкновение. Что в нас сталкивается? В невыразимых глубинах, в бессознательной, темной части нашего «я» то, кем мы являемся, сталкивается с тем с тем, кем мы хотели бы быть. Мы такие, какими нам сказали, что мы должны быть. Так, в этом столкновении, рождаются неврозы.

Как происходит освобождение и исцеление? Через примирение с самим собой, которое приходит через глубокое принятие своего «я», через покаяние и завязывание дружбы с Богом и самим собой. Это произойдет тогда, когда мы примем себя и скажем себе:

– Да, я такой. Это я. Я немощный человек. Да, я не идеальный.

Зачем быть идеальным? И в Церкви мы часто ошибочно верим и заставляем себя стать совершенными. К сожалению, многие духовники так поступают со своими чадами – они учат их, что те должны достичь совершенства.

Но святость не в совершенстве. Святой – это не совершенный человек. Только один Бог Святой. Один Господь Иисус Христос совершенен. Все остальные люди – отчаянные, немощные, испуганные. Мы имеем свои потребности, проблемы, трудности, тревоги, страсти, скорби. Мы стараемся не потерять надежду, быть мужественными, не падать духом. Таковы мы, люди, – трагичные существа. Мы боремся со смертью и пытаемся найти надежду – единственную надежду, которой является Христос, побеждающий и отменяющий смерть. Мы несовершенны, но красота жизни не скрывается в совершенстве. Красивый – это несовершенный человек, красивый – это искренний человек Аутентичный человек – это не лицемерный, смиренный человек. Смирение делает человека добрым. Аутентичность делает его красивее, а смирение спасает человека. Таковы святые – настоящие, истинные, смиренные, несовершенные. Не мучай себя напрасно, не тирань себя, а относись к себе хорошо, спокойно, красиво, как говорит преподобный Порфирий: «Обнимите свое "я", чтобы потом вы могли обнять других людей».

После этого пробуждения приходит Божия благодать. Что представляет собой пробуждение?

Некоторое время назад я приехал в одну келию на Афоне. Пока мы ждали, когда тамошний старец примет нас и даст нам духовный совет и благословение, рядом с нами стоял один юноша. По его виду было понятно, что он вел бурную жизнь со многими страстями. В какой-то момент некоторые паломники начали разговаривать о том, что такое покаяние, когда оно приходит, когда человек искренне раскаивается, и все они высказывали богословские мнения, с библейскими цитатами, вспоминали, что говорит тот или иной старец, что говорили по этому вопросу святые. Затем этот юноша взял слово и сказал:

– Хотите я вам скажу, когда приходит покаяние?

– Когда?

– Покаяние приходит тогда, когда приходит насыщение.

Превратите свое отчаяние и неверие в молитву. Скажите: – Боже мой, я не верю. Господи, я теряю Тебя! Архимандрит Иоиль (Янакопулос) говорил: «Боже мой, держи меня, Ты теряешь меня!-2

Во время насыщения наступает момент, когда ты начинаешь чувствовать отвращение. Доходишь до состояния, когда больше не можешь ничего достичь, ты достиг своих экзистенциальных границ. И часто, когда этот момент не наступает, что мы делаем? Повторяем одни и те же грехи. Вы увидите, что в жизни мы совершаем те же грехи, потому что еще не наступило время для этого насыщения, для этой красной линии, которую мы не можем перейти. Вот почему многие духовники, обладающие мудростью и опытом, когда к ним приходят люди и постоянно исповедуют одни и те же грехи, говорят им:

– Ничего, подождем, Бог знает, рано или поздно наступит время насыщения.

Поэтому, когда я не принимаю решение что-то изменить в своей жизни, изменить свою жизнь и события, то они заставляют меня измениться.

Однажды один старец, с которым мы наблюдали закат на Афоне, сказал мне:

– Ты видишь закат?

– Да.

– Разве он не великолепен?

– Да!

– Пойдем!

– Но закат еще не закончился!

– Пойдем, пока он не «закончил» нас.

Что это означает? Нужно научиться удаляться вещей и состояний, прежде чем они «закончат» нас. Научиться уходить от безысходных положений до того, как ты подойдешь к гибели, потому что в противном случае они уничтожат тебя.

Преподобный Порфирий говорил: «Давайте не будем оглядываться на грехи, которые мы исповедали. Воспоминание о грехах причиняет зло. Попросили ли вы прощения? Все. Господь все прощает через исповедь. Мы не должны оглядываться назад и замыкаться в своем отчаянии, а должны быть смиренными слугами перед Богом, чтобы почувствовать радость и благодарность о прощении наших грехов».

И это правда, и все мы знаем, что когда мы в чем-то исповедуемся, даже если священник уже читает над нами разрешительную молитву, мы чувствуем, что должны снова исповедоваться. В следующий раз мы исповедуемся в том же самом, и это повторяется снова и снова. Нам не хватает одного священника, которому мы это исповедали, мы хотим рассказать это второму, затем третьему и четвертому. Нас мучает мысль, что на исповеди этот грех нам не простился. Почему это происходит? Что заставляет нас повторять на исповеди одни и те же грехи? На самом деле это форма неверия в искупительное и прощающее действие Святого Духа. Словно мы не верим Святому Духу, что Он может простить нас за то, в чем мы согрешили, и, хотя нам говорят, что нам уже прощены грехи, которые мы исповедали перед священником, мы не прощаем себя и снова бежим к священнику на исповедь.

Небольшое отступление: мы совершаем большую ошибку, когда постоянно меняем священников, у которых исповедуемся. Это неправильно.

Когда мы учились в семинарии в Тиносе, у нас был очень хороший исповедник с Афона, который приезжал и исповедовал нас с большим пониманием, духовной рассудительностью и большой любовью.

Однажды мы, пятнадцать семинаристов, поехали на Афон, это было на последнем году нашего обучения в семинарии. Представьте себе, в то время я был самым большим зилотом в классе. Тогда я думал, что я святой! Я был зилотом и предводителем других в нашем классе. Мы приехали на Афон, там должны были совершать Литургию Преждеосвященных Даров, и мы были готовы причаститься.

Превратите свое отчаяние и неверие в молитву. Скажите: – Боже мой, я не верю. Господи, я теряю Тебя! Архимандрит Иоиль (Янакопулос) говорил: «Боже мой, держи меня, Ты теряешь меня!-3

Однако я сказал одноклассникам:

– Вы пойдете причащаться, не исповедавшись? Прежде чем причаститься, не пойдете ли сначала на исповедь?

Я был самым «умным» в компании. Они сказали:

– Но нас же исповедал наш духовник в семинарии, перед тем как мы приехали на Афон.

Но я подумал про себя: «Неужели возможно такое: приехать на Афон и причаститься без исповеди?»

И я поделился своей мыслью с одноклассниками, и они согласились со мной:

– Если ты так считаешь, то идем исповедоваться!

Я пошел и нашел исповедника, о котором много слышал, и организовал своих товарищей пойти к нему на исповедь. Он исповедал нас. Но из пятнадцати человек никто не причастился! Не буду говорить о том, что весь вечер все мои одноклассники гонялись за мной около монастыря и говорили мне:

– Почему мы послушали тебя?

Но не только никто из нас не причастился, но и духовник, у которого мы исповедались, определил каждому из нас отдельную епитимью. Вернувшись в семинарию, мы по вечерам собирались в спортзале и делали земные поклоны, и каждый из нас выполнял свою епитимию. Мои одноклассники, вспотевшие от жары, продолжал меня упрекать:

– Из-за тебя мы сейчас мучаемся, Пападопулос!

Где-то после Пасхи приехал наш духовник, отругал нас за наше своеволие, прекратил наши епитимии, и таким образом я избавился от дальнейших упреков своих одноклассников.

Я говорю вам это для того, чтобы вы поняли, что все не так просто.

Давайте не будем возвращаться к грехам, которые мы уже исповедали.

Почему мы возвращаемся к своим грехам? Потому что не можем легко прощать себя. Здесь надо быть осторожными, потому что мы крайне строги к своему «я», и ничего ему не прощаем.

Кроме того, поскольку мы очень верим в свои духовные достижения, мы верим в то, что выиграем билет в рай. Мы думаем, что со своими духовными способностями, интеллектом, духовным гением и аскетизмом мы сможем «сломать» Бога и победить Его. Но смысл заключается в том, чтобы Бог победил нас. Нужно полностью предать себя в руки Божии, чтобы Он полностью победил нас, стал нашим Господином, чтобы мы дошли до того момента, когда скажем Ему:

– Я не могу победить Тебя! Я сдаюсь.

Это очень трудно сделать. Поверьте, это легко сделать на словах, а не на деле. Человеку очень трудно подчиниться Богу. Карл Юнг говорит, что религия – это защита человека от Бога. Как прекрасно это сказано. Церковь – это одно, религия – другое. Церковь – это тайна. Религия – это ислам, буддизм и так далее.

Церковь – это нечто уникальное. Религия – это защита человека. Человек защищает себя даже от Бога! Он не сдается Ему. Он не предает себя руки в Божии. Очень важно понять, что это означает в духовной жизни, ведь когда начиналась духовная жизнь святых? Когда они предали себя Богу, когда сказали Ему:

– Мы сами ничего не можем сделать!

Затем они полностью предали себя Богу, как абсолютное ничто в Его руках.

Пока мы верим в достигнутое, мы верим в свои достижения, поэтому, хотя священник и говорит нам, что мы прощены, мы внутренне настаиваем: «Нет, Господь не простил меня, я буду исповедовать свой грех снова и снова!»

Превратите свое отчаяние и неверие в молитву. Скажите: – Боже мой, я не верю. Господи, я теряю Тебя! Архимандрит Иоиль (Янакопулос) говорил: «Боже мой, держи меня, Ты теряешь меня!-4

Мы постоянно вспоминаем свои грехи, потому что в нас есть неизлечимое чувство вины, мы чувствуем себя виноватыми, не зная почему, мы испытываем чувство вины от радости, от удовольствия, от права на жизнь. В нас возникает гнев и чувство вины, а вина блокирует человека. Почему? Потому что чувство вины всегда возвращает тебя во вчерашний день, возвращает тебя назад, в прошлое, в то, что не произошло или произошло, но произошло недолжным образом. Чувство вины блокирует тебя во вчерашнем дне и не позволяет тебе двигаться вперед, не позволяет тебе развиваться, держит тебя в плену.

– Ах, почему я это сделал? Почему бы мне это не сделать, или почему я сделал это именно так, а не иначе? Не повторяю ли я снова эту ошибку?

Чувство вины опутывает и прилепляется к тебе, и ты не можешь идти вперед.

Преподобный Порфирий продолжает: «Нехорошо для человека чрезмерно горевать о своих грехах и восставать против своего плохого "я", доводя себя до отчаяния. Отчаяние и разочарование – это наихудшие вещи. Они являются ловушкой сатаны, чтобы заставить человека потерять свою волю, потерять желание к духовным вещам и привести его к отчаянию, бездействию и унынию».

В сущности, здесь преподобный говорит нам о том, что если кто-то сидит и «пережевывает» свой грех, то он совершает ошибку, создает в своем воображении сцену, в которой он отчаянно жалеет себя и подвергает себя строгому осуждению. Вот почему преподобный Порфирий говорит: «Не цепляйся за свой грех, забудь про него». Ты что-то сделал, в чем-то согрешил? Продолжай идти вперед. Не позволяй себе оставаться в этих мыслях: «Зачем я это сделал? Как мог я это сделать? Почему это произошло со мной? Ах, зачем я это сделал? Сейчас я пойду в ад, теперь в меня вселились бесы».

Иерей Харалампос Пападопулос

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт
dveri.bg

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм