5,2K подписчиков

Выксунизация — это когда конфетти продолжают свой полёт даже после завершения фестиваля

С 12 по 14 июля состоится Выкса-фестиваль, который объединяет театральную и музыкальную программы, современное искусство, стрит- и паблик-арт. Всё это с 2011 года происходит в промышленном городе Выкса Нижегородской области — и с каждым годом становится всё масштабнее.

Что такое выксунизация? Какие события из программы нельзя пропустить? — ответы на эти вопросы мы узнали у главного редактора фестиваля Юрия Сапрыкина. Бежим вместе паковать рюкзак в Выксу — не забудь SPF-крем от палящего солнца, средство от комаров для лесных вечеров и конечно удобную обувь для участия в карнавальном шествии и пеших прогулках по главным точкам города.

© VK / Выкса-фестиваль / Юрий Сапрыкин Главный редактор «Выкса-фестиваля»
© VK / Выкса-фестиваль / Юрий Сапрыкин Главный редактор «Выкса-фестиваля»

В чём заключается роль главного редактора фестиваля? Похоже ли это на роль идеолога, кто разрабатывает концепцию, тематику, добавляет событию смыслы и ценности?

Иногда мне кажется, мы придумали эту должность, чтобы все спрашивали, что она означает. Это всегда хороший способ поддержания разговора. На самом деле, есть несколько причин. Я много лет работал главным редактором чего-нибудь, мне так привычно себя называть, я понимаю, что это за работа. Мы с продюсерами фестиваля очень долго разговаривали, но  пришёл я в тот момент, когда программа фестиваля этого года уже была более или менее собрана, поэтому называться куратором или продюсером было бы уже некорректно. Чего в этой программе не было? Не было понимания, про что это всё, не было каких-то слов, которые бы объяснили и организаторам, и зрителям, и всем причастным, в какую картину складываются все эти события,  что их объединяет. Когда такие слова появляются, то, как правило, это оказывает и обратное влияние на программу, что-то из неё начинает выпадать, а что-то, наоборот, в нее появляться в соответствии с этой заново сформулированной миссией. Так произошло и в этом году, нам было важно найти правильные слова и убрать ненужное — ровно этим редакторы обычно и занимаются.

© VK / Выкса-фестиваль
© VK / Выкса-фестиваль

Объединить события — важная миссия, а что объединяет команду фестиваля? «Выкса-фест» существует с 2011 года и постоянно организаторы придумывают новые форматы, что ими движет?

В Выксе есть очень симпатичное свойство — его делают одни и те же люди, в первую очередь, это фонд «ОМК-Участие», но при этом кураторы фестиваля неоднократно менялись, и все 14 лет это происходило довольно органически. Тут нет такого, что пришли кураторы,  начали этим фестивалем рулить и будут этим заниматься до скончания веков. Менялись люди, которые этим занимаются, менялся образ самого фестиваля и даже его название: в самом начале он назывался «Арт-Овраг». Я сказал уже, что мы долго разговаривали с продюсерами фестиваля, и понял всегда, что «долго» — это буквально 14 лет. Я помню наш первый разговор с Олегом Шапиро из архитектурного бюро Wowhaus, он был главным куратором на старте фестиваля, и тогда акцент делался, во-первых, на уличное искусство, которое способно оживить городскую среду — вот стоят у нас пятиэтажки, давайте с ними что-то сделаем, чтобы они не были такие серые и унылые. Во-вторых, нужна была какие-то подвижные активности для молодежи. Тут тоже понятен резон — молодежь уезжает из города как бы сделать так, чтобы она не уезжала? Нужно построить скейт-парки, рампы, всякие штуки для велосипедов и так далее. Потом все сдвигалось в сторону современного искусства — перформансов и паблик-арта. В этом году в программе много театра. Ну то есть, многое менялось, но в процессе этих изменений появилось что-то неизменное, кто бы ни делал фестиваль, в нем так или иначе присутствуют некоторые постоянные принципы:

  • Во-первых, «Выкса-фест» — это не фестиваль гастролей, это не фестиваль, куда приезжают заезжие знаменитости, которые чего-то показали, выступили и уехали. Этот фестиваль, в котором по максимуму всё придумывается специально для Выксы. Такое, чего нигде до этого не было и, возможно, нигде после этого не будет — неожиданные коллаборации, выставочные проекты, спектакли. Это фестиваль неожиданных премьер Много людей из арт-среды и не только каждый год стараются приехать в Выксу, потому что в Москве ничего, что происходит здесь, увидеть невозможно.
© VK / Выкса-фестиваль
© VK / Выкса-фестиваль
  • Во-вторых, есть такая штука, которая зовётся смешным словом «выксунизация». Смысл в том, что при каждой возможности организаторы пытаются сделать жителей Выксы как бы соучастниками всего, что на фестивале происходит.  Ну, то есть приезжает Леонид Агутин, а в Выксе есть хор, и этот хор должен выступить с Агутиным. Спектакль «Сочинение будущего», который сейчас ставит режиссер Борис Павлович, уже полгода придумывается и делается с участием местных жителей — это такая постоянно действующая театральная лаборатория. В вечере стендапе, который в этом году ставит Юрий Квятковский. будут участвовать десять человек из Выксы. Драматург и режиссёр помогут им «упаковать» свои истории для публики, чтобы эти люди почувствовали себя настоящими звездами стендапа. Эта выксунизация происходит последовательно на самых разных уровнях, есть уже традиционные вещи, например, спектакль-променад под названием «По домам», где зрители ходят буквально по домам жителей Выксы, которые согласились принять в этом участие, запустить к себе гостей и что-то рассказать о своей жизни.
  • И, в-третьих, есть строгое правило — каждый фестиваль должен оставлять в городе след: должен остаться мурал, нарисованный специально для фестиваля, или какое-то произведение паблик-арта, а может быть какое-то сообщество, которое сплотилась в процессе работы над спектаклем, или какая-то маленькая институция, которая из этого возникла. То есть это не просто праздник, где все запустили конфетти, а потом неделю разгребают мусор, в каком-то смысле эти конфетти должны продолжать свой полет даже в те дни, когда фестиваля нет.

Нашли ли вы ответ на вопрос «Что такое Выкса?»

Я подозреваю, что и для меня, и для многих людей, которые туда приезжают раз в год, Выкса — это, прежде всего, фестиваль. Когда мы объявляем, что сейчас поговорим об историях, из которых складывается местная идентичность, мы немного лукавим, потому что одна из важнейших историй о городе — это, собственно, и есть фестиваль. Тот след, который фестиваль оставляет в Выксе, даже чисто на материальном уровне, на уровне того, как выглядят стены домов или стены завода, совершенно меняет образ этого города. Я бы сказал, что фестиваль для этой выксунской идентичности за последние годы сделал гораздо больше, чем что бы то ни было. Те истории, те варианты ответа на вопрос «Что такое Выкса?», которые представлены на фестивале в этом году, это немножко игра. Это попытка накидать разных историй, которые могут потом действительно прижиться, люди начнут думать о них как о некоторой ценности — но произойдет это или нет, мы сейчас не знаем. Наша задача — вбросить их в ноосферу. Но вообще, думать о городе через эти неочевидные истории, интересно. Выкса — это не просто место, где ты работаешь и отдыхаешь, это город, где 200 лет назад был один из первых в России театров. Хорошо, когда у города есть такой миф. Если он приживется, то прекрасно, если не приживётся, появится что-то ещё. У таких «вторжений» в городскую среду главная задача — расшевелить сознание. Вдруг кто-то посмотрит на город по-другому, вспомнит о чем-то или заметит в нём что-то, на что раньше не обращал внимания. И из этого вырастет новый образ Выксы.

© VK / Выкса-фестиваль​​
© VK / Выкса-фестиваль​​

Как планировать фестивальный досуг, когда хочется попробовать всё, но в то же время не знаешь, куда лучше сходить?

У Выксы есть одно неоспоримое достоинство. Это довольно небольшой город и всё, что происходит на фестивале, происходит на какой-то умопостигаемой территории. Всё , как говорится, в шаговой доступности, можно составить себе план, заранее посмотреть на расписание, пройти онлайн-регистрацию, а по дороге просто смотреть по сторонам, наверняка там обнаружится что-то интересное. Я бы обратил внимание на какие-то вещи, которые в программе не написаны крупным шрифтом, но они важны:

  • Экскурсия на завод, куда надо записаться заранее, это  сердце Выксы, помимо всяких индустриальных красот, там много недавно появившихся муралов и ради них тоже имеет смысл идти на экскурсию.
  • Хорошо бы попасть на так называемые походные спектакли — «По домам» и «По дворам» — уже традиционные для фестиваля.
  • Понятно, что на любом фестивале есть маркет, торговые ряды, но внутрь этого маркета в Выксе вшит спектакль-променад Егора Зайцева и Полины Кардымон про особенности отношений с вещами. Может быть, просто покупая сувениры, ты его и не заметишь, но можно заранее иметь его в виду и как-то осознанно в него влиться.

И вот там много таких ниточек, которые вплетены в городскую ткань, надо ходить с широко открытыми глазами и их ловить. В общем, я бы, посоветовал найти баланс между большими событиями, которые в этом году происходят впервые и на них прямо надо постараться попасть, и какими-то менее заметными вещами, уже традиционными для города и фестиваля, там тоже много интересного спрятано.

Если человек приехал один, нужно ли ему искать компанию или в любом случае активности на площадке будут сталкивать тебя с новыми людьми и тебе не будет одиноко?

Тут, наверное, универсального ответа нет. Мне, возможно, было бы интересно походить по Выксе одному, хотя в дни фестиваля такой возможности точно не представится. Но люди бывают разные. Есть чаты людей, которые ищут в Выксе жилье, это всегда непростая задача, учитывая количество приезжих и количество жилья, которое физически можно сдать или снять. Если сердце просит, с другими приезжими очень легко сойтись и познакомиться — хотя бы в процессе решения каких-то бытовых проблем. Как говорил когда-то архитектор Сергей Ситар, «Город это место встречи с незнакомцами», в этом смысле на фестивале все должно быть в порядке.

© VK / Выкса-фестиваль
© VK / Выкса-фестиваль

В последнее время в культуре есть запрос на переосмысление прошлого, в некоторых случаях его даже называют возрождением. Нечто похожее происходит из выксунским театром 200-летней давности. С чем связана эта тенденция?

В нашем случае это немножко исследование, немножко игра. Представление «Призраки опер. Сон о пропавшем театре» — фрагменты старинных опер, звучавшие в местном усадебном театре два столетия назад —  это не буквальная реконструкция или, как вы говорите, возрождение старинных традиций. Это попытка создать какую-то мечту о театре, иллюзию этого театра, его призрачное присутствие, иными словами, совершеннейшая фантазия. Театра уже 200 лет как не существует, но какие-то его тени оживают в этот вечер в парке. Это разговор о прошлом — но через эмоции и воображение..

© VK / Выкса-фестиваль
© VK / Выкса-фестиваль

Что ещё кроме театральных и музыкальных постановок есть в программе фестиваля? Что точно нельзя пропустить?

  • На фестивале будет детская программа и карнавальное шествие, которое ставит режиссёр Александр Горчилин, который, с одной стороны обыгрывает мотивы из сказок Чуковского, с другой стороны как бы взаимодействует с работой художника Тимофея Ради, светящейся надписью «Всё это не сон», которая появилась прямо среди деревьев. Карнавал Горчилина можно воспринимать или как отсылку к Раде, или как отсылку к Чуковскому, или никак не воспринимать, а просто принимать участие или смотреть на это всё в моменте/вживую.
  • Есть спектакль Никиты Славича «Это тебе», который предлагает подумать, какие подарки мы получаем от предыдущих поколений, как мы с ними взаимодействуем, что оставляем после себя. Зрители сами могут выбрать, что делать с полученными артефактами и в какой степени участвовать в спектакле. Это тоже должно быть интересно.
  • Конечно же, самое крупное событие — концерт, в котором участвуют Хаски и Слава КПСС, но не только.Хаски делает часть программы вместе академическим композитором Алексеем Ретинским и ансамблем TOLOKA, а Слава КПСС делает часть своей  программы вместе с Настасьей Хрущевой — это прекрасный питерский композитор и теоретик музыки. Она исследует русские традиции в музыке и пытается переложить их на язык современного пост-минимализма. И так уж получилось, что Слава — это один из основных героев её книги о метамодерне в музыке, при этом они раньше не были знакомы. Так фестиваль помог соединить композитора-теоретика и артиста, на примере которого она выстраивала свои концепции, что довольно поразительно. Часть программы будет без битов, типичных для Славы, зато там будут рояль и баян. Плюс, на это всё накладывается поэтический слэм — то есть это будет не просто концерт, , как мы сформулировали это в программе, «большие музыкально-поэтические события». Я сам очень этого жду, для меня пока что загадка, что получится на выходе.

Что можете пожелать гостям фестиваля?

Я желаю людям, чтобы жара была не такой сильной, чтобы воздух был свежим. Судя по прогнозу, все так и будет. Желаю, чтобы вы составили план, куда хочется пойти и что нужно не пропустить, а потом от него постоянно отступали, чтобы был какой-то элемент неожиданности. Выходите на улицы и двигайтесь, куда глаза глядят. Отпустите немного поводья и дайте себе двигаться вместе с потоком  — людей, эмоций и впечатлений. Не надо пытаться везде успеть,  не надо бояться что-то пропустить, не надо относиться к этому как к обязательной программе, если куда-то не попадешь, это провал и катастрофа. Фестиваль — это что-то очень живое, и вместе с ним надо просто жить.