Рудоремонтный завод компании «Востсибуголь» (входит в энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской) приступил к модернизации и переносу на новый производственный участок шагающего экскаватора ЭШ 15/90. Машину законсервировали более 20 лет назад – в начале нулевых. Сейчас на Черемховском месторождении угля планируют разрабатывать новые участки, поэтому возникла необходимость в дополнительной технике. Впереди перенос еще семи драглайнов. На это инвестируют более двух миллиардов рублей. По планам, старый-новый драглайн встанет в строй уже в 2025 году, его будут задействовать на вскрышных работах. Как разбирают огромный экскаватор с 90-метровой стрелой и что изменится в нем после модернизации, выясняла журналист IRK.ru.
Строить в советское время умели: шагающий экскаватор из особой высокопрочной стали выпустили в 70-х годах прошлого столетия, и прослужит он еще долго, уверены специалисты. Однако для этого Рудоремонтный завод проведет масштабное обновление драглайна с использованием современных технологий. По словам заместителя технического директора завода Максима Ескина, предстоит модернизировать систему шагания и управления электроприводами, оснастить машину централизованной автоматической системой смазки. Также предусмотрено создание более комфортных условий работы для экипажа, в том числе установка эргономичной кабины и системы контроля работы экскаватора с визуализацией всех данных на мониторе на рабочем месте машиниста.
— Подготовительные работы мы начали в апреле, сейчас идет демонтаж, а в октябре мы планируем перевезти детали уже на новый участок, который находится в 70 километрах от монтажной площадки, — рассказал Максим Ескин. – Помимо демонтажа, мы должны модернизировать машину, провести окрашивание деталей и элементов на площади более 7500 квадратных метров, собрать и подготовить к запуску. Этот проект мы планируем воплотить в жизнь в течение года.
Максим Ескин отметил, что необходимый опыт у специалистов есть: за последние двадцать лет Рудоремонтный завод переместил 15 шагающих экскаваторов на разных угольных разрезах Иркутской области. На ЭШ 15/90, где 15 – это емкость ковша в кубических метрах, а 90 – длина стрелы, предстоит выполнить нехарактерные работы: заменить заклепочные соединения на высокопрочные болты. Таких заклепок на драглайне более 25 тысяч.
Технологию демонтажа, как рассказал Максим Ескин, с самого начала разрабатывали инженеры Рудоремонтного завода, потому что нормативные документы завода-изготовителя предусматривают только монтаж. При этом демонтаж гораздо более трудоемкий, чем сборка машины.
«На все процессы составлены технологические карты, в соответствии с которыми мы все операции производим – вплоть до порядка складирования деталей для обеспечения их своевременной перевозки в нужной очередности и монтажа. Демонтировать шагающий экскаватор в полтора раза сложнее, чем собрать. К подготовке техкарт мы приступили в прошлом году, как только узнали о запуске проекта», — прокомментировал заместитель технического директора Рудоремонтного завода.
Стрелу экскаватора и некоторые детали нужно монтировать с ювелирной точностью. При сборке и установке достаточно жесткие нормативы, допустимая погрешность – до трех миллиметров. Общая масса деталей драглайна, которую предстоит перевезти, составляет более двух тысяч тонн. На перевозку, с учетом особенностей дорог, потребуется около двух месяцев. На монтаж специалистам отводится не более полугода.
На объекте работают пять человек, в большем количестве специалистов необходимости пока нет, в дальнейшем люди понадобятся при транспортировке и монтаже. Мастер участка по ремонту экскаваторов Михаил Наумов рассказал, что при демонтаже задействованы слесари и сварщики.
— Первую часть задачи мы выполнили, используя малую технику и пневмоударный инструмент, сейчас готовимся к большим работам, — поделился Михаил Наумов. – Машина стояла 20 лет, конечно, это большой срок и разобрать ее не так просто, как может показаться на первый взгляд. В ближайшее время на монтажную площадку привезут стотонный кран для разбора больших агрегатов.
Стоимость первого этапа работ составляет 18 миллионов рублей, а всего на модернизацию и перенос ЭШ 15/90 «Востсибуголь» направит 300 миллионов рублей. Машину планируют задействовать на вскрышных работах: драглайны незаменимы там, где необходимо перемещать большие объемы горной массы. Длинная стрела позволяет забрасывать ковш на большие расстояния, при этом самому экскаватору не нужно ездить с места на место. В основании экскаватора – опорная плита, а при необходимости передвижения вес техники переносится на опорные башмаки, или, как их еще называют, лыжи. Экскаватор в этот момент приподнимается, смещается и снова встает на грунт опорной плитой – это и называется шагом. Кстати, средняя скорость машин небольшая – всего 60-80 метров в час.
По планам, до 2036 года шагающий экскаватор переместит 33,8 миллиона кубических метров горной массы.
Освоение новых участков Черемховского месторождения – крупный инвестиционный проект компании «Востсибуголь», входящей в энергохолдинг Эн+. Он позволит улучшить качество сырьевой базы и увеличить экспортные поставки угля. Кроме экскаватора, который показали журналистам, в Черемховском районе до 2031 года планируют переместить и модернизировать еще семь аналогичных машин, большая часть которых находится в рабочем состоянии. Объем инвестиций – свыше двух миллиардов рублей.
— Для Рудоремонтного завода данный инвестиционный проект – это, в первую очередь, обеспечение стабильной загрузки специалистов на ближайшие семь лет, уход от сезонности работ, — отметил Максим Ескин. – На предприятии работают 260 человек, с учетом новых объемов мы будем создавать новые рабочие места. Добывающим предприятиям реализация инвестпроекта позволит осваивать новые участки, что тоже имеет огромное значение.
Фото Маргариты Романовой, IRK.ru<\p>