«Танцы на улице». 60 лет хиту, который невольно отразил политическую повестку своего времени

347 прочитали
Летом 1964 года США были охвачены политическими и культурными потрясениями.
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Летом 1964 года США были охвачены политическими и культурными потрясениями. На первых полосах газет сообщалось о трёх волонтерах кампании по регистрации афроамериканских избирателей в Миссисипи, которые пропали без вести и позже были найдены убитыми. Американские войска были отправлены во Вьетнам. Активист-правозащитник Малкольм Икс призывал к «свободе любыми необходимыми средствами».

На этом бурлящем фоне в эфир вышла оптимистичная танцевальная песня группы Martha and the Vandellas. Хит, написанный Марвином Гэем, Уильямом «Микки» Стивенсоном и Айви Джо Хантером, был вдохновлён уличными сценками в Детройте, когда народ спасался от изнуряющей жары водой из открытых пожарных гидрантов.

Как гласит легенда, Марвин Гэй увидел Марту Ривз в студии «Мотауна», где та работала секретаршей, и сказал продюсеру: «Эй, чувак, попробуй записать эту песню с Мартой». Трек был записан менее чем за 10 минут за два дубля.

«Dancing in the Street» стала визитной карточкой лейбла «Мотаун», заняв второе место хит-парада в Америке и четвёртое — в Великобритании.

Но контекст времени повлиял на восприятие публики. Песня тут же была воспринята в качестве призыва к протесту против расизма, угнетения и сегрегации. Марта Ривз в интервью пыталась оправдаться, заявив, что это всего лишь мелодия для вечеринок и ничего более.

Но вне зависимости от намерений авторов «Dancing in the Street» стала символом чего-то большего, чем просто веселье в жаркий день. Танец утверждает уверенность в себе, силу и радость в общедоступном городском пространстве. Песня намекает на протестный потенциал со стороны танцующих, но переводит его в плоскость всеобщего ликования.

Позже Марта Ривз признала, что в «Dancing in the Street» присутствует элемент неповиновения: «Вы можете чувствовать себя достаточно свободным, чтобы танцевать на улице… Вам не нужно беспокоиться, что полицейские придут и скажут вам, что у вас нет на это права».

Легендарный мотауновский хит вдохновил множество кавер-версий. Британцы The Kinks записали свою интерпретацию в 1965 году, американцы The Mamas & the Papas — ещё через год, добавив в текст канадский город Галифакс. The Grateful Dead превратили «Dancing in the Street» в один из своих фирменных джемов, кажущихся бесконечными.

Самая значительная кавер-версия была выпущена Дэвидом Боуи и Миком Джаггером в поддержку благотворительного фестиваля Live Aid в 1985 году. Она сопровождалась смешным видео, на котором оба рок-кумира выскакивают из дверных проёмов в развевающихся на ветру шёлковых рубашках и вертят в кадре всем, чем можно вертеть. Песня возглавила чарты Великобритании и стала седьмой в США.

Первоначальный план заключался в том, чтобы Боуи и Джаггер исполнили «Dancing in the Street» дуэтом вживую, находясь на разных континентах. Но задержка в полсекунды из-за несовершенства спутниковой связи сделала эту затею невозможной. Зато в следующем году они спели совместный трек на стадионе в Лондоне на благотворительном рок-концерте фонда принца Чарльза.

Оригинальная версия в исполнении Martha and the Vandellas была занесена в Зал славы «Грэмми» в 1999 году и ныне хранится в Национальном реестре звукозаписи Библиотеки Конгресса. Конечно, она остаётся беззаботным хитом для вечеринок, но также служит важным напоминанием о временах, которые невольно отразила.

В интервью 2018 года Марта Ривз (которая несколько лет работала членом городского совета в Детройте) сказала: «Полицейские атакуют вас, арестуют или загонят домой, если они поймают группу темнокожих людей, поющих вместе на углу. Так что "Танцы на улице" для меня — это всё».

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!