Найти тему

Патриотизм. Размышления у парадного подъезда

101 прочитал
Здесь и дале изображения из общего доступа Интернет
Здесь и дале изображения из общего доступа Интернет

Таисия Дмитриева, спортсменка-легкоатлетка (по возрасту – вполне комсомолка) и просто красавица вышла перед соревнованиями БРИКС-24 в кокошнике, дивно сымитировала движения народного танца под слова известной песенки Петра Андреева «Матушка - земля, белая берёзонька, для меня – Святая Русь, для других – занозонька».

Эффектно? Однозначно – да. Патриотично? А вот не однозначно. А скорее всего – нет. Попытаюсь объяснить – почему.

Отставив в сторону такой примитивный способ адаптации текстов под русский фольклор, как использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, посмотрим в суть.

1. Для МЕНЯ – для ДРУГИХ, противопоставление своего субъективного мнения всему остальному. Вкусовщина, одним словом.

2. ЗАНОЗОНЬКА, нечто несмертельное, мелкое, пакостное. Которое можно легко удалить и забыть. Или, согласно толковому словарю Ожегова, «Задиристый, придирчивый человек (разг.)».

Святая Русь – мощнейшая историческо-религиозная система понятий, национальная идея, низводится до уровня мелкой пакости. Не свет в окошке, не символ спасения, не предмет подражания или гордости, не друг для всех хороших, не враг для всех плохих, не защита слабых, а всего лишь занозонька.

Это важно! – для ДРУГИХ, то есть для всех, кто не Я. Что мешало автору написать такой текст: «Для друзей/своих – Святая Русь, для врагов/чужих – занозонька»? Оба варианта прекрасно ложатся и в рифму, и в ритм, и в стиль. Если забыть мои придирки к слову «занозонька», то получается принципиально другое звучание текста и открывается большой смысл, исключаются ненужные коннотации. Но это не путь автора песни, увы...

Алексей Саврасов, "Грачи прилетели", 1871. Матушка-земля, белая берёзонька. Просто Святая Русь, без всяких угроз и пакостей окружающим.
Алексей Саврасов, "Грачи прилетели", 1871. Матушка-земля, белая берёзонька. Просто Святая Русь, без всяких угроз и пакостей окружающим.

Теперь о самой спортсменке. Может быть, она действительно настолько мощна, что заранее заявляет о своём превосходстве над остальными? Нет, в списках призёров легкоатлетов БРИКС-24 она не значится, а в международном рейтинге находится в пятой тысяче. То есть, она если и является «занозонькой», то не очень уж болючей для соперников.

Еще как-то было бы логично использовать подобный фольклорный перформанс в чужой стране, в окружении «других» (возможно – недоброжелателей), но дома, где и стены помогают, а соперники – твои земляки и спортсмены из дружественных стран, к чему подобный выпендрёж?

А теперь вспомним выход советских спортсменов (и даже футболистов иногда) на соревнования любого уровня: никаких дополнительных разогревающих манипуляций не требовалось, ВСЕ знали: раз вышли русские, то будут бить. Смысл существования профессионального спортсмена один - показать свой патриотизм победой, а не пиаром.

Вот мы и подходим к выводу, что в отсутствии реальных достижений патриотизм подменяется лозунгами. Да ещё такими неуклюжими, как в этой песенке.

Этот вывод подтверждает и развивает другой представитель эстрады, автор и исполнитель своих песен (бард, получается?) - SHAMAN, который внезапно и очень-очень вовремя выстрелил патриотическим клипом «Я русский!».

Паренёк с американскими дредами, в одежде, отсылающей к западноевропейскому костюму XVII - XIX вв., c католическим крестом, с греховным именем (шаманизм – смертный грех в православии), написанным латинским шрифтом, заявляет, что он – русский и идёт до конца, правда, непонятно какого.

Изобретая этот образ, маркетолог не задумался о том, как логотип будет выглядеть в русских текстах, в том числе и склоняться. Подозреваю, что данный лук, включая одежду и причёску, готовился вовсе не для российской аудитории. "Русскость - на экспорт". А тут вдруг бабахнуло, пришлось ковать железо, не отходя от кассы: времени на ребрендинг не осталось, да и бюджет потрачен немалый.

В другом видео SHAMAN цель своего похода проясняет, нажимая «красную кнопку», намекая при этом на уничтожение всех людей на Земле, включая и самих русских. Нажимающий, видимо, остаётся живой и идёт до конца в гордом одиночестве с чемоданчиком в руке.

Но идею П.Андреева он развил: русский, по его трактовке, не только «занозонька» для всех, настоящий русский теперь всему миру «назло» или «на зло». Не на добро, не на защиту, не на спасение, не в пример, а на зло. Причем, не врагам, не всем плохим, а просто – ВСЕМУ МИРУ. Даже тем, кто нам симпатизирует, помогает, разделяет нашу позицию. А также всем нерусским.

Вы можете сравнить его внешность и мировоззрение вот с этими тремя русскими, ровесниками нашего героя. Сходство и различия найдёте сами, подсказывать не буду.

Виктор Васнецов, "Богатыри", 1898 г. Эта репродукция висит в моём кабинете сейчас, а раньше висела в моей детской спальне
Виктор Васнецов, "Богатыри", 1898 г. Эта репродукция висит в моём кабинете сейчас, а раньше висела в моей детской спальне

Другой клип SHAMANа зовёт «встать». В принципе, посыл правильный, если понятно зачем вставать, что после этого делать, куда идти. Главное – призывающий должен возглавить этот путь и показать дорогу. И быть при этом готовым пострадать за Родину, вплоть до своей гибели.

Например, как этот парень, снова ровесник нашего барда.

Таисия Дмитриева, спортсменка-легкоатлетка (по возрасту – вполне комсомолка) и просто красавица вышла перед соревнованиями БРИКС-24 в кокошнике, дивно сымитировала движения народного танца под слова-6

Этот русский парень прокричал важный и нужный лозунг, встал первый и повёл за собой, хотя погибнет неминуемо. Но погибнет за правду, защищая русских (и не только русских), за жизнь на Земле. А не на «зло всем». И не в роли «занозоньки».

Певцу, конечно же, не обязательно вести солдат в атаку, но как-то обозначить свою позицию вне сцены он обязан. Например, приехать в горячее место не через год после начала СВО, а сразу, и не в тыл, а на передовую, как это делали в своё время Утёсов, Русланова, Орлова, Кобзон, Зыкина, Розенбаум, Шевчук и другие.

Или забить в райдер «Волгу» вместо «Майбаха», а на сэкономленные средства, например, создать фонд «Дроны от Дронова» и раз в месяц публиковать статистику, сколько дронов стали для недругов реальным кошмаром.

А вот подоспел и второй вывод: патриотизм должен быть не показным, не крикливым, а искренним.

И третий: патриотизм — дело тихое, громкие лозунги превращаются в рекламу, оглушительные – в истерику.

Возвыситься можно двумя способами: улучшить себя либо унизить окружающих. Первое имеет отношение к патриотизму, второе – к спекуляции. Нет плохих народов в целом, есть плохие идеологии и идеологи, политики и отдельные личности. Четвертый вывод: патриотизм не может быть за счет других народов. Помните, к чему привела в первой половине 40-х годов прошлого века теория «превосходства немецкой расы»?

"Критикуя – предлагай", скажет въедливый читатель, и будет прав. Вот я и предлагаю оглянуться по сторонам, ибо подходящих примеров предостаточно:

«Поле, русское поле» (Инна Гофф), «Издалека долго течёт река Волга» (Лев Ошанин) – просто напойте про себя эти строчки, и вы сразу почувствуете мощь, славу, гордость от сопричастности ко всему русскому. Без диких криков про свою национальность, от которых вздрагивают спящие коты (я проверял).

«Сарацина в поле спешить иль главу с широких плеч у татарина отсечь» (Александр Пушкин) - вы чувствуете силу и удаль, уважение к противнику, ибо слава – только в честной победе над равным, либо более сильным. Не «назло», не в качестве «занозоньки», а в честном бою. Да и вероятность самому быть выбитым из седла либо лишиться головы с широких плеч в этом случае, одинакова у всех участников мероприятия.

Такое же уважение к противнику мы видим у Александра Твардовского:

«Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит».

Но насколько приятнее и почётнее победить его:

«Языка — добычу ночи, —
Что идёт, куда не хочет,
На три шага впереди
Подгонять:
— Иди, иди…»

Истинный патриотизм и в этом, а не в попытках противника унизить, придумывая глупенькие эпитеты вроде «пиндосня», «наглосаксы», «пшэки», «лягушатники», наклеивая идиотские плакатики типа «Можем повторить». Собственно, это и есть нижеплинтусный уровень той самой «занозоньки» всем назло.

Так что хороших примеров предостаточно, только вот почему-то на слуху и на хайпе совсем не то, что должно быть. Деградируем помаленьку?

«Автор, а кто ты такой по жизни и что ты можешь, раз взялся людей учить?» - снова спросит тот самый въедливый читатель (ну, чисто заноза, согласно словарю Ожегова!). Отвечу на этот вопрос, хотя постановка его – признак демагогии и отсутствия аргументации. Я не учу, ученого учить – только портить. Я размышляю. А уж если читатель учёный, то во всём разберётся сам.

Я русский, моя кровь от отца, точно так же как и у англосакса или китайца. Была б кровь от матери – мы все втроём были бы евреи, что тоже неплохо.

Кто я такой и что могу – ответ есть на этом канале (для чего он и создан), в моих публикациях, в выступлениях перед студентами, в книге «Не только морские рассказы», которая вот-вот выйдет из печати. Полюбопытствуйте. Патриотизма там много, и это – правильный патриотизм.

Для упрощения предлагаю несколько ссылок:

"Гагарин"

"Андрейка"

"Рождество"

"Стальное сердце"

"Андрей из Московии" - домашнее сочинение моей дочери, написанное много лет назад и внезапно ставшее актуальным 24 февраля 2022 г

«Ну в прозе выразить – легкотня, ты в рифму скажи, раз взялся о стихах говорить» - не унимается мой критик. И тут есть чем ответить:

"Морская душа"

"Клубника. Мой ответ финнам"

«Бро, ты ведь тут не стихи упоминаешь, а песни, самому-то песню слабо написать?» - мой оппонент силен и ловок, ладно скроен, крепко сшит.

Дружище, немного терпения. Песня, пока первая есть, записана на студии певицей, скоро сделаем релиз. Называется «Кисловодск» (в работе ещё и «Вологда») и там тема любви к своему краю (а значит – и патриотизма) весьма проработана. И мотивчик бодренький, аранжировочка электронная, модненькая. Обязательно поделюсь.

Всем добра! До новых встреч на канале!