Почему у одних предпринимателей бизнес идет в гору: высокие продажи, налажены процессы в компании, отличная команда, а у других ничего не получается? Дело тут не только в компетенциях. В этой статье расскажу про еще одну причину, про которую мало кто знает – стереотипное поведение.
Именно стереотипное поведение и мышление ведет нас к тому результату, который мы имеем.
Прежде чем мы перейдем к теме, предлагаю сделать небольшой эксперимент.
Ваша задача:соединить эти четыре точки тремя линиями. Вы должны «выйти» из одной точки, и в нее же вернуться. К ответу мы вернемся чуть позже.
Что такое стереотип?
Стереотип – определенные шаблоны, упрощенные формы поведения, стандартные, иногда искаженные представления о людях, ценностях, нормах.
Стереотипы – это механизм нашего сознания, облегчающий понимание конкретных жизненных ситуаций или явлений. Они проявляются и в поведении, и в мышлении.
Стереотипы нужны, чтобы мы делали на автомате то, что не требует интеллектуального ресурса. И вот это «на автомате» становится для нас незаметным, так как требует минимального участия сознания. Пример, который будет вам близок – вспомните, как вы на автомате всегда выключаете утюг, а потом не помните, выключили его или нет. Или не можете вспомнить, закрыли дверь, когда уходили.
Именно поэтому, стереотипы руководителя становятся стереотипами организации. Он не замечает, как он внедряет свою «траншею» в организацию.
Стереотипы начальника проявляются в его профессиональной деятельности как управленческие стереотипы. Дональд Сулл, профессор, лектор школы менеджмента, эксперт по стратегии на развивающихся рынках (с).
Поэтому, если вы хотите, чтобы в организации что-то менялось, то важно начать работать с тем, кто стоит у руля.
Мне, как бизнес-коучу всегда важно понимать, если проблема организации системна, то смотрю, какой стереотип создал эту проблему. Потому что проблема, это всегда следствие механизмов, которые происходят внутри.
Где я ищу стереотип?
- Опыт;
- Поведение;
- Мышление;
- Восприятие;
- Мотивация;
- Эмоции.
Работая с предпринимателем, моя задача посмотреть на поведение, мышление, что заставляет его двигаться или останавливаться, и какой прошлый опыт является его доминантой в поведении. Самый главный признак – что-то повторяется. Когда я это замечаю, моя задача посмотреть, что это за стереотип. И самое главное: он мешает или помогает предпринимателю.
Когда стереотипы мешают?
- В поиске нестандартных решений;
- В быстром принятии решения в изменившейся ситуации;
- В ориентации в новой ситуации.
Иными словами, когда нужно выйти на рамки.
Когда ко мне приходит клиент на коучинг, моя задача постоянно его «расширять», для того чтобы он обогащал свой ассортимент и мог гибко реагировать в нестандартной ситуации.
А сам по себе бизнес – это огромная череда нестандартных ситуаций. И для руководителя очень важно в этих ситуациях выходить за рамки. Именно благодаря коучингу, у предпринимателя формируется навык работы в нестандартных ситуациях.
Пришло время вернуться к нашему эксперименту.
Наше стереотипное мышление говорит, то если есть четыре точки, то это квадрат. А если это квадрат, то должно быть четыре линии. И тогда наш опыт говорит: «Невозможно! Должно быть четыре линии!»
Этот эксперимент показывает суть коучинга. Предприниматель приходит со своими опорными точками, а коуч ассистирует ему расширяя его сознание и поле восприятия.
Хочется закончить статью цитатой Альберта Эйнштейна (не доказано):
Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.