19,3K подписчиков

«Здесь будет город-сад». Кто придумал идеальный город и удалось ли его построить?

«Через четыре года здесь будет город-сад» — строка из стихотворения Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», написанного в 1929 году. Поэт писал о строительстве металлургического завода в Сибири, но на самом деле город-сад — это не поэтическая выдумка, а реальная градостроительная концепция. Команда проекта «ВТБ — России» выяснила, в чем ее суть и при чем здесь Эбенизер Говард — социолог, не имевший изначально никакого отношения к проектированию городов или зданий.

Эбенизер Говард и его идея

Обложка книги Эбенизера Говарда «Города будущего», переведенной на русский язык
Обложка книги Эбенизера Говарда «Города будущего», переведенной на русский язык

Город-сад — поселение с небольшим числом жителей и невысокими домами, которое сочетает в себе все преимущества города и деревни. Такую концепцию придумал и описал в своей книге «Города-сады завтрашнего дня» в конце 19 века английский социолог и журналист Эбенизер Говард. По его мнению, в то время все большие города мира расширялись хаотично, из-за этого в них царили беспорядок, антисанитария и преступность. Чтобы исправить все недостатки крупных городов, Говард спроектировал идеальный город будущего.

Идеальный город Говарда состоит из концетрический кругов. В центре находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. На периферию выносится промышленность и сельскохозяйственные угодья. Каждый город-сад предполагалось окружить рельсовой дорогой, которая должна ограничивать его разрастание.

По замыслу Говарда, один город-сад рассчитан на 32 тысячи жителей. С помощью железной дороги несколько таких городков объединяются в городскую агломерацию с населением около 250 тысяч человек. Чтобы улицы города-сада были ровными. власти контролируют линию фасадов, а в остальном в оформлении домов приветствуется проявление фантазии. Земля вокруг города не принадлежит частным лицам и не может быть застроена.

Города-сады за рубежом

Поль Гюстав Доре. «Лондон», 1872 год © Public domain
Поль Гюстав Доре. «Лондон», 1872 год © Public domain

Эбенизер Говард создал ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии 20 века эта ассоциация построила в Англии два города-сада: Лечворт и Уэлин. Оба стали примерами городской застройки сельского типа. Проектировщики смогли удачно разместить в ландшафте и зеленый центр с общественными зданиями, и внешнее кольцо промышленных предприятий. Кроме того, здесь впервые был создан перекресток с круговым движением. После Лечворта последовал Уэлин-Гарден-Сити. К слову, сегодня Лечворт насчитывает чуть более 33 тысяч жителей (почти по Говарду), а Уэлин — немногим более 43 тысяч.

В 30-е годы 20 века идея городов-садов обрела популярность. В США первым городом-садом стал Форест Хиллс Гарденс. Он соединялся с Манхэттеном железной дорогой и интересен тем, что там впервые были построены сборные дома. На фабрике неподалеку рабочие готовили блоки, из которых дешевый и уютный дом собирался всего за 190 дней. Эти дома стоят и по сей день. Всего в США было построено больше десятка таких городов. Города-сады строились и в других странах: Ратсхоф, Фалькенберг и Хеллерау в Германии, Канберра в Австралии, Сёдра Энгбю в Швеции, район-сад Лё Ложи в Бельгии.

Города-сады в России

План «сада-города» в северной части Барнаула. Архитектурный проект 1917–1918 годов, Центр хранения архивного фонда Алтайского края, Барнаул © Public domain
План «сада-города» в северной части Барнаула. Архитектурный проект 1917–1918 годов, Центр хранения архивного фонда Алтайского края, Барнаул © Public domain

Некоторое применение идеи Эбенизера Говарда нашли и в России. После опустошительного пожара 2 мая 1917 года в Барнауле (тогда своих домов лишились больше трех тысяч семей) нужно было обеспечить погорельцев жильем. Барнаульская городская дума утвердила план строительства, разработанный с участием архитектора Ивана Носовича, который былчленом местного отделения Общества городов-садов. Город должен был занять территорию в 9 гектаров. Центром предполагалось сделать идеально круглую площадь, от которой отходило бы шесть симметричных радиусов-бульваров. По периметру площадь планировали засадить деревьями. По сути, это была модель идеального города. Но планы и реальное строительство не совпали. Отчасти из-за стоимости проекта, отчасти из-за прихода советской власти. В Барнауле город-сад не построили, но некоторые первоначальные идеи сказались на его облике — в парке Изумрудный и в расположении некоторых улиц.

В Ростове-на-Дону микрорайоны Красный город-сад, Сельмаш и Новое Поселение построены по радиально-кольцевой схеме города-сада. Здесь разместились одноэтажные кирпичные многоквартирные дома и индивидуальные постройки с садовыми участками на одного, двух или несколько хозяев. Красный город-сад вместил в себя два таких района. Центром первого стала Рабочая площадь, и от нее, как лучи, в разные стороны расходились несколько улиц. Центром второго стала площадь Круглая. Сегодня многие дома, построенные в черте Красного города-сада, снесены.

Примером места, построенного по концепции города-сада, можно считать и поселок художников Сокол. Он был возведен на месте подмосковного села Всехсвятского в 1923–1930 годах. Поселок создан по принципам, описанным в «Городах-садах будущего». Проект разрабатывала группа архитекторов, в числе которых были Николай Марковников, Алексей Щусев и братья Веснины. Для каждого дома в Соколе разработана индивидуальная планировка, на каждой улице высажены свои породы деревьев. Важно, что жильцы занимались в поселке самоуправлением: например, могли коллективным решением разместить в одном из домов детский сад, распорядиться общественной землей. По этому принципу Сокол, давно ставший районом Москвы, живет и сегодня.

Почему концепция не стала популярной повсеместно

Жилой дом, построенный по проекту архитектора Николая Марковникова, в поселке Сокол в Москве © Анатолий Лыков, РИА новости
Жилой дом, построенный по проекту архитектора Николая Марковникова, в поселке Сокол в Москве © Анатолий Лыков, РИА новости

Поначалу Говарда критиковали за разрушение сложившейся экономической системы, уничтожение красоты природы и попытку подчинить все цивилизации. Позже, с развитием движения за уплотнение городской среды, города-сады критиковали как противоположность этому движению.

Были у концепции и чисто технически неосуществимые моменты. Так, в английском Лечворте к концу 1920-х годов жило всего 14 тысяч человек, а в Уэлине — 7 тысяч. Ни о каких канонических 32 тысячах в то время не могло быть и речи. Люди попросту не хотели переезжать: слишком велика разница в уровне общения и возможностей, которые мегаполис предоставляет в области образования, культуры, сферы услуг.

Но главная причина, почему коттеджное строительство не стало повсеместным, конечно, экономическая. Стоимость малоэтажной застройки была высокой, а сами города-сады находились на значительном удалении от города-центра. Кроме того, не удалось вывести из Лондона промышленные предприятия: фантазии об идеальном городе будущего шли вразрез с реальной экономической обстановкой и бизнес-интересами.

Как идея повлияла на современное градостроительство

Аполлинарий Васнецов. «Демьяново. Дача, где я жил», 1903–1917 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Аполлинарий Васнецов. «Демьяново. Дача, где я жил», 1903–1917 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Под влиянием идей города-сада стали строить больше дачных поселков — небольших населенных пунктов со временным жильем. Они расположены вдали от города и частично разгружают мегаполисы на выходные, праздники и в теплое время года. Дачные поселки обычно построены в живописных природных местах: в лесу или на берегу реки.

Еще одним из направлений развития этой концепции стало создание спальных районов — массивов многоэтажных многоквартирных домов на окраинах крупных городов. Стандартные планировки жилых массивов восходят к идее города-сада. Отличие в том, что малоэтажное строительство было заменено многоэтажным. Архитекторы и градостроители вернулись к движению «за города-сады», однако переосмыслили их и сменили название на «новый урбанизм». Теперь это уже скорее эко-деревни-сады.

Если вам интересно устройство городов, обратите внимание на выставку «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937», которая до 14 июля работает в Центре «Зотов». В фокусе экспозиции — архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Здесь можно увидеть, как создавались условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, чтобы люди могли счастливо жить и работать. На двух этажах центра также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему выставки и создать настоящую энциклопедию жизни 1920–1930-х годов. Центр «Зотов» — филантропический проект ВТБ.