176K подписчиков

«Коробченко, на, покушай плова!»: как Минниханов гостил в Урумчи и с чем уехал?

342 прочитали

На выставке раис увлекся китайскими дронами, а в татарской мечети совершил дуа с муфтием РТ

«Директора заводов [участвовали], наша продукция выставлена там. Ни о каких компаниях говорить не буду и вам не советую. И нас, и китайцев подставлять не надо», — говорит источник «БИЗНЕС Online», комментируя поездку Рустама Минниханова в Китай. Визит небольшой делегации из Татарстана в Урумчи занял меньше суток. И судя по официальным сообщениям, вышел довольно скромным — выставка, переговоры с руководством Синьцзян-Уйгурского района, знакомство с местным предприятием и посещение мечети. О чем договорились в рамках поездки, неясно, но известно, что провинция богата природными ресурсами, включая нефть и газ. О том, как Минниханов угостил пловом вице-премьера Олега Коробченко и интересовался скоростью дронов, — в материале.

   Главной целью поездки Рустама Минниханова в Китай стало участие в открытии 8-го ЭКСПО «Китай – Евразия» в городе Урумчи.   
Фото: rais.tatarstan.ru
Главной целью поездки Рустама Минниханова в Китай стало участие в открытии 8-го ЭКСПО «Китай – Евразия» в городе Урумчи. Фото: rais.tatarstan.ru

Скромный китайский вояж

«Геополитическая ситуация такая… Сам Всевышний показал, что Китай без России и Россия без Китая в этой истории не выдержат. Поэтому они должны держаться вместе. Каждый из нас должен привнести долю в сближение наших стран», — так рассуждал в начале июня Рустам Минниханов. Это было 5 июня, а накануне, 25-го, борт с раисом Татарстана приземлился в аэропорту города Урумчи — столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района в северо-западной части Китая. Последний раз Минниханов посещал Урумчи 10 лет назад — в апреле 2014 года. Но тогда это была обширная программа — посещение Урумчи, Пекина, Гонконга, встреча с местной татарской диаспорой, которая насчитывает 5,5 тыс. человек. А теперь все несколько скромнее, и это касается в том числе состава делегации.

Судя по официальным кадрам пресс-службы раиса республики, помимо руководителя республики, в нее вошли заместитель премьер-министра РТ – министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко, первый замруководителя агентства инвестиционного развития (АИР) Инсаф Галиев (руководитель агентства, по данным «БИЗНЕС Online», сейчас в отпуске), министр культуры РТ Ирада Аюпова и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. По словам нашего источника, в делегации есть в том числе представители нефтяной отрасли республики. Синьцзян — это самая большая по площади административная единица Китая с огромным количеством природных ресурсов, включая нефть и газ. В прошлом году ВРП Синьцзян-Уйгурского автономного района достиг $250 миллиардов.

   Для ЭКСПО Татарстан сделал отдельный стенд, но выглядит он неожиданно скромно. Он представляет из себя стену с искусственной зеленью и большой экран. В презентации, которую показывают на экране, республика обозначена как «место возможностей».   
Фото:  rais.tatarstan.ru
Для ЭКСПО Татарстан сделал отдельный стенд, но выглядит он неожиданно скромно. Он представляет из себя стену с искусственной зеленью и большой экран. В презентации, которую показывают на экране, республика обозначена как «место возможностей». Фото: rais.tatarstan.ru

Главной целью поездки в Китай, как пояснил казанский Кремль, стало участие в открытии 8-го ЭКСПО «Китай – Евразия» в городе Урумчи. Это международная выставка производителей пищевой, сельскохозяйственной и текстильной продукции, которая охватывает инвестиционное сотрудничество, энергетику, производство оборудования, текстиля и одежды, сельхозпродукции, цифровые технологии, туризм. Для ЭКСПО Татарстан сделал отдельный стенд, причем республика на площадке соседствует с площадками, например, Беларуси и Узбекистана. А вот большого стенда РФ на нынешнем ЭКСПО, кажется, нет. Так что в каком-то смысле РТ представляет интересы страны.

И потому выглядит несколько неожиданным скромное «убранство». Небольшой стенд, по сути, представляет из себя стену с искусственной зеленью, большой экран и скрытую за дверью переговорную комнату. В презентации, которую показывают на экране, Татарстан обозначен как «место возможностей».

В своем телеграм-канале минпромторг РТ отметил, что «технологичный» стенд призван представить промышленный и экономический потенциал республики. Конкретные компании на стенде не представлены, заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства. На вопрос, почему, там пока не ответили. Есть ли подписанные соглашения в рамках визита, также неясно. Источник газеты отметил, что в Китае представлен пул компаний из Татарстана, но каких именно, уточнять отказался из-за угрозы санкций. В официальных релизах казанского Кремля ни одна компания не фигурирует.

Стоит заметить, что Минниханов прибыл в Урумчи спустя полтора месяца после переговоров президента России Владимира Путина и главы КНР Си Цзиньпина в Китае. Впрочем, у раиса РТ было и персональное приглашение в Урумчи. На прошлогоднем форуме «РОСТКИ» зампред правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР Мердан Мукийит звал Минниханова в Китай, и тот пообещал скоро приехать. Нынешний визит завершился во второй половине дня в среду, и сейчас делегация уже в городе Навои в Узбекистане. С каким «багажом» улетели из КНР?

   Минниханов угостился на стенде Узбекистана. На кадрах казанского Кремля Минниханов принимает внушительную тарелку с пловом, подзывает к себе вице-премьера РТ, передает ему вторую ложку и подшучивает: «Коробченко, на, покушай, ты же толстый».   
Фото:  rais.tatarstan.ru
Минниханов угостился на стенде Узбекистана. На кадрах казанского Кремля Минниханов принимает внушительную тарелку с пловом, подзывает к себе вице-премьера РТ, передает ему вторую ложку и подшучивает: «Коробченко, на, покушай, ты же толстый». Фото: rais.tatarstan.ru

Узбекский плов, «беспрецедентный уровень» отношений и дроны

Минниханов принял участие в открытии ЭКСПО, а после было два деловых мероприятия. Первое — встреча секретаря комитета Коммунистической партии Китая Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР с делегатами 8-го ЭКСПО. Как отметил раис республики, за последние годы российско-китайские отношения вышли на «беспрецедентный уровень». «Наше сотрудничество — пример того, как должны строиться межгосударственные отношения в современном мире», — не жалел ярких выражений Минниханов.

У Татарстана подписано 7 соглашений с китайскими провинциями, «множество» документов между муниципальными образованиями. Казань поддерживает побратимские связи с 6 городами Китая. В Пекине действует торгово-экономическое представительство нашей республики, в Казани — генконсульство страны, рассказал раис РТ. Он отметил высокую инвестиционную привлекательность республики, которая «способствует росту интереса» к ней.

С учетом разветвленной транспортной сети для Татарстана актуальным остается вопрос логистики. В Китае реализуется проект Шелкового пути «Один пояс, один путь», в рамках которого создаются международные транспортно-логистические коридоры. В конце прошлого года введена в строй скоростная автомобильная дорога М12 Москва – Казань в составе транспортного маршрута Европа – Западный Китай. Но если автомобильное сообщение развивается, то вот с авиационным ситуация пока оставляет желать лучшего.

Прямого авиасообщения с Китаем у Казани на данный момент нет. Год назад Минниханов на встрече с мэром Шанхая Гун Чжэнем предлагал запустить прямые рейсы между Казанью и Шанхаем. Консульство КНР в Казани тогда отмечало, что работает над открытием прямого авиасообщения. «Мы очень хотим открыть авиарейс [из Приволжского федерального округа]. У нас 6 генеральных консульств в России и еще посольство, всего 7 дипкорпусов. Но наш консульский округ, округ консульства Китая в Казани — это именно ПФО. Сейчас между КНР и ПФО вообще нет прямого рейса, для нас это очень большая проблема», — признавали там. Спустя год вопрос не решен. Кстати, в 2016-м были чартерные рейсы между Казанью и Урумчи, но продержались они меньше года. Не исключено, что сегодня раис РТ останавливался в том числе на этой теме.

   Отдельное внимание Минниханова привлек стенд с дронами от китайской компании Dji, которая в апреле 2022 года объявила о приостановке ведения бизнеса в России.   
Фото:  rais.tatarstan.ru
Отдельное внимание Минниханова привлек стенд с дронами от китайской компании Dji, которая в апреле 2022 года объявила о приостановке ведения бизнеса в России. Фото: rais.tatarstan.ru

Затем была встреча с секретарем комитета Коммунистической партии Китая Синьцзян-Уйгурского автономномного района Ли Ифэем. Что касается самой выставки, Минниханов осмотрел стенд Татарстана и угостился на стенде Узбекистана. На кадрах казанского Кремля Минниханов принимает внушительную тарелку с пловом, подзывает к себе вице-премьера РТ, передает ему вторую ложку и подшучивает: «Коробченко, на, покушай, ты же толстый».

Отдельное внимание делегации, судя по официальным видео, привлек стенд с дронами от китайской компании Dji, которая в апреле 2022 года объявила о приостановке ведения бизнеса в России. «А скорость какая?» — интересуется Минниханов, осматривая технику. В рамках деловой части раису также провели презентацию строительно-инженерной группы Синьцзянского производственно-строительного корпуса. Организация занимается жилищным и дорожным строительством, входит в число 250 крупнейших международных подрядчиков в мире, на ее счету, например, группа искусственных островов — пальмовый остров Дубай.

   Камиль хазрат Самигуллин подарил имаму татарской мечети в Урумчи обновленные мусхафы «Казан басмасы» от ДУМ РТ.   
Фото:  rais.tatarstan.ru
Камиль хазрат Самигуллин подарил имаму татарской мечети в Урумчи обновленные мусхафы «Казан басмасы» от ДУМ РТ. Фото: rais.tatarstan.ru

Помимо деловой, была и культурная часть программы. Как и в 2014 году, Минниханов в этот раз посетил татарскую мечеть в Урумчи, построенную в 1897-м на средства, собранные местной татарской диаспорой. Камиль хазрат Самигуллин подарил местному имаму обновленные мусхафы «Казан басмасы» от ДУМ Татарстана. «С имамом познакомились, его зовут Абдурахим, он здесь, в Синьцзянском университете, исламский факультет окончил, является Коран-хафизом (мусульманин, который знает наизусть Коран на арабском языке, в его оригинале, прим. ред.). Рустам Нургалиевич пригласил его на „Изге Болгар җыены“, который ежегодно проходит в честь принятия Волжской Булгарией ислама», — сказал Камиль хазрат в разговоре с «БИЗНЕС Online». Он заметил, что язык местных мусульман близок к татарскому.

«Гуманитарная составляющая визита в мечеть была связана с культурным и духовным единством с уйгурским народом. Великий Волжский путь построен прежде всего на культурном трафике, и поэтому историко-культурная составляющая тоже актуальна», — отметил источник газеты.

   «Какого результата жду от нынешнего визита? Чтобы дружба наполнялась экономическими действиями». У Татарстана «неплохо получается» выстраивать отношения с Китаем.   
Фото:  rais.tatarstan.ru
«Какого результата жду от нынешнего визита? Чтобы дружба наполнялась экономическими действиями». У Татарстана «неплохо получается» выстраивать отношения с Китаем. Фото: rais.tatarstan.ru

«Очень непросто все это дело идет, но движется»

«Это широкая провинция, где фармация есть, машиностроение, медицина, особенно сельское хозяйство развито, весь Китай они кормят», — описал Синьцзян-Уйгурский автономный район в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

«Какого результата жду от нынешнего визита? Чтобы дружба наполнялась экономическими действиями. Только что [министра иностранных дел РФ Сергея] Лаврова слушали на „Примаковских чтениях“, очень непросто все это дело идет. Но тем не менее движется», — отметил собеседник газеты. По его словам, у Татарстана «неплохо получается» выстраивать отношения с Китаем.

«С КНР надо продолжать вовсю заниматься, потому что Китай — это та страна, которую всем в пример показывают, и она стратегический наш партнер. Поэтому чем больше мы на местах станем совместно работать, не уступая своих позиций и интересов, тем будет лучше. Скоро у нас осенью состоится форум „Россия – Татарстан – Китай“, „РОСТКИ“, туда приглашаем крупные китайские фирмы по вопросам логистики и другим», — добавил спикер.

«Определенные перспективные проекты там могут быть, неслучайно выбрана была площадка Синьцзян-Уйгурского автономного района, потому что они проявляют наибольший интерес среди других регионов Китая к Татарстану, — указал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ член-корреспондент АН РТ, профессор КФУ, президент Экономического общества РТ Вадим Хоменко. — Когда мы проводили „РОСТКИ“, то наибольшее представительство было оттуда. Почему? Во-первых, культурное родство, потому что там тюркоязычное население — уйгуры. Одна эта составляющая способствует сближению. Но там есть еще другая вещь, такая практическая. Заключается она в том, что это чисто сельскохозяйственный регион, преимущественно Синьцзян, и у них большой интерес был к нашей сельхозплощадке, к вопросам современных сельскохозяйственных технологий в выращивании сельскохозяйственных культур и их переработке, ну и плюс к животноводству».

«У них еще переработка молока развита, хотя Китай интересен тем, что китайцы, за исключением уйгуров, монголов, молочную продукцию не потребляют. Но тем не менее они занимаются разработкой технологий, особенно в тех районах, где развито животноводство — это Синьцзян-Уйгурский автономный район, Внутренняя Монголия, Тибет. Они предлагали очень интересные проекты переработки и молочной, и мясной продукции. У нас в Татарстане неплохая мелиорация. Я думаю, что наши представители будут искать интерес и в машиностроительном комплексе», — указал Хоменко.

   «С КНР надо продолжать вовсю заниматься, потому что Китай — это та страна, которую всем в пример показывают, и она стратегический наш партнер».   
Фото:  rais.tatarstan.ru
«С КНР надо продолжать вовсю заниматься, потому что Китай — это та страна, которую всем в пример показывают, и она стратегический наш партнер». Фото: rais.tatarstan.ru

«Только вот китайцы очень часто начинают проекты и приостанавливают их. Это не я один замечаю. С ними надо работать очень напористо, уверенно, они весьма осторожны, — подчеркнул Хоменко. — Нужно тут довольно аккуратно выбирать те проекты, которые вдалеке от наложения санкций, в данном случае на Китай. У нас очень сильная фундаментальная наука, это их привлекает, поэтому возможен научный обмен. Они ранее приглашали нас, ученых, когда мы были там, заключить соглашение о сотрудничестве с предоставлением жилья. Зарплаты не меньше чем 10 тысяч долларов и другие комфортные условия, главное, чтобы был результат. Но тут есть одно но — права на интеллектуальную собственность. Китайцы работают так: деньги заплатили, значит, права принадлежат им, вот и все. Они никогда в доли не идут, не строят, входя в долю. Они жестко улавливают свою выгоду независимо ни от кого. С ними работать можно, но надо учитывать характер ведения бизнеса с их стороны».

Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) — один из регионов Китая, с которым у Татарстана «развивался активный диалог», говорил Минниханов в прошлом году на форуме «РОСТКИ». Точкой отсчета можно считать 2014-й — тогда глава РТ впервые посетил Урумчи. Во время визита Минниханов посещал особую экономическую зону, также мечеть, где встретился с местными татарами. Они рассказали ему, как сохраняются и развиваются исламские культура и традиции в городе. «Целью нашей поездки является расширение экономического, научно-технического, культурного, образовательного сотрудничества, — говорил Минниханов на встрече с членом политбюро ЦК КПК – секретарем партийного комитета КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района Чжан Чуньсянем. — Возможности для сотрудничества у нас очень большие, но пока уровень наших контактов не соответствует нашим возможностям. Надо активизировать работу по всем направлениям». Тогда, по его мнению, перспективными направлениями были нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Руководители и бизнесмены СУАР прибыли в Казань с ответным визитом уже в июне того же года. Тогда прозвучала инициатива о необходимости открыть прямое воздушное сообщение между Урумчи и Казанью (в итоге чартерные рейсы полетели уже в августе 2016-го). Также был подписан меморандум о намерении сотрудничества между ОАО «Сетевая компания» и одним из ведущих мировых производителей трансформаторов — компанией TBEA. Заглянули гости и в Набережные Челны. Как говорил представитель СУАР, бизнес района хотел бы сотрудничать с предприятиями автограда в области строительства дорог и химического производства.

В следующем, 2015 году на «Казанской ярмарке» работала выставка «Экспортные товары (инвестиции) СУАР КНР – 2015». А в 2016-м Минниханов обсуждал с китайской делегацией «вопросы реализации на территории Татарстана крупного инвестиционного проекта в сфере агропромышленного комплекса», который предполагает создание животноводческих и растениеводческих ферм, а также развитие перерабатывающих производств. Китайская сторона выражала намерения вложить «солидные инвестиции» в развитие оросительных систем и закупку сельскохозяйственной техники.

Еще одна выставка — текстиля и одежды компаний СУАР — работала и в 2018-м. Тогдашний генконсул КНР в Казани У Инцинь говорил, что текстильные компании не только продемонстрируют свои изделия, но и изучат рынок республики. «Если они придут к выводу, что рынок хороший, а инвестиционный климат благоприятен, я думаю, они будут вкладывать сюда инвестиции», — говорил он.

Вероника Ваганова, Альфред Мухаметрахимов