20K подписчиков

Фетва о телефонном терроризме

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта

В последнее время участились случаи телефонного терроризма, который уже стал глобальной проблемой, затрагивающей целые страны и регионы. Последствия ложных сообщений о заложенных бомбах крайне негативны, они нарушают деятельность организаций и учреждений, парализуют жизнедеятельность общества и страны в целом. Предлагаем вниманию читателей религиозную фетву по данной проблеме.

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта автомобиля, взрывом хлопушек (особенно в ночное время) и т.п.?

Ответ: Именем Милостивого Аллаха ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в День Суда!

Ислам побуждает мусульман к миролюбию, состраданию, любви к ближнему, предостерегает от того, чтобы от нас исходила какая-либо агрессия, запрещает причинение окружающим неудобств и нанесение вреда словом или делом.

"فإن ترويع المسلم حرام شديد التحريم ومنه يؤخذ أنه كبيرة" ج٦ ص٢١١

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта-2

Известный учёный аль-Манави в книге «Файзуль-Кадир» отмечает, что запугивание или устрашение мусульман является строго запрещённым деянием.

Так же авторитетный богослов шафиитского мазхаба Ибну Хаджар аль-Хайтами в книге «Аз-Заваджир» относит устрашение и запугивание мусульман к тяжкому греху, если данное запугивание наносит физический или психический вред.

В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ сказано:

1. «Не дозволено мусульманину запугивать мусульманина» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ахмад).

" لا يحل لمسلم أن يروع مسلما" أبو داود والترمذي وأحمد

2. «Вы не пугайте мусульман, поистине, запугивание – большое притеснение» (аль-Базар, ат-Табарани).

"لا تروعوا المسلم فأن روعة المسلم ظلم عظيم" رواه البزار والطبراني كما في الترغيب والترهيب.

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта-3

3. «Кто бы ни посмотрел на мусульманина устрашающим взглядом без соответствующей на то причины, устрашит его Аллах в Судный день» (ат-Табарани).

"من نظر إلى مسلم نظرة يخيفه فيها بغير حق أخافه الله يوم القيامة" ألطبراني

4. «Всевышний взял на Себя обязательство не сохранять от ужасов Судного дня того, кто напугает мусульманина» (ат-Табарани).

"من أخاف مؤمنا كان حقا على الله أن لا يؤمنه من أفزاع يوم القيامة" الطبراني

5. «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает для брата по вере того, чего желает и себе» (аль-Бухари).

عن أنس رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «لا يؤمن أحدكم، حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه» صحيح البخاري، ج1 ص12

6. В другом хадисе, приводимом имамом Муслимом, говорится, что если кто-либо направит на кого-либо острый предмет, даже в шутку, то снизойдёт на него проклятие Господа ﷻ, даже если тот человек приходится ему родным братом.

"من أشار إلى أخيه بحديدة فإن الملائكة تلعنه، حتى وإن كان أخاه لأبيه وأمه" رواه مسلم

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта-4

Как разъяснили учёные-богословы (Ибн Хаджар Хайтами и др.), приведённые в данных хадисах предостережения и запреты на запугивания или устрашения, имеют силу и в отношении иноверцев, находящихся в мире с мусульманами.

فيه تأكيد حرمة المسلم والنهي الشديد عن ترويعه وتخويفه والتعرض له بما قد يؤذيه وقوله صلى الله عليه وسلم وإن كان أخاه لأبيه وأمه مبالغة في إيضاح عموم النهي في كل أحد سواء من يتهم فيه ومن لا يتهم وسواء كان هذا هزلا ولعبا أم لا لأن ترويع المسلم حرام بكل حال. شرح المسلم ج16 ص170

Всевышний в Коране говорит:

يقول الله عزوجل ((وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا اللَّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ثُمَّ تَوَلَّيْتُمْ إِلَّا قَلِيلًا مِّنكُمْ وَأَنتُم مُّعْرِضُونَ)) سورة البقرة، آية 83

فينبغي للإنسان أن يكون قول للناس لينا ووجهه منبسطا طلقا مع البر والفاجر، والسني والمبتدع، من غير مداهنة، ومن غير أن يتكلم معه بكلام يظن أنه يرضي مذهبه، لأن الله تعالى قال لموسى وهارون:" فقولا له قولا لينا ". فالقائل ليس بأفضل من موسى وهارون، والفاجر ليس بأخبث من فرعون، وقد أمرهما الله تعالى باللين معه. تفسير القرطبي ج2 ص16

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта-5

Комментируя смысл этой части аята (وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا) известный толкователь Корана Куртуби отмечает: «Мусульманину подобает быть доброжелательным в общении с людьми, вне зависимости от их религиозных воззрений, не проявляя при этом подхалимства и пресмыкательства перед неверием, подобно тому как Господь ﷻ повелел пророкам Мусе и Харуну (мир им) доброжелательно разговаривать с Фараоном» [44. [طه:  ﴿ فَقُولَا لَهُ قَوْلًا لَيِّنًا لَعَلَّهُ يَتَذَكَّرُ أَوْ يَخْشَى﴾

Куртуби в данном комментарии подчёркивает важность проявления доброжелательности ко всем людям, исходя из указания Создателя ﷻ пророкам Мусе и Харуну (мир им) мягко разговаривать с деспотичным Фараоном. Далее Куртуби наводит на мысль о значимости вежливой, мягкой речи, ведь Всевышний повелел это Своим пророкам в отношениях с тиранами, а мы не лучше Мусы и Харуна (мир им), и те, к кому мы обращаемся, не хуже Фараона, чтобы позволить себе быть грубыми с ними.

Вопрос: Какое шариатское решение относительно устрашения или запугивания людей ложными сообщениями о заложенных бомбах, громкой музыкой, рёвом двигателя или глушителя, звуком от пробуксовок или дрифта-6

Из вышеприведённого следует, что Ислам призывает к благонравию, доброжелательности, радушию, снисходительности и мягкости в межличностных отношениях, вне зависимости от вероисповедания и взглядов. Как сказано в священном хадисе:

قال صلى الله عليه وسلم: "أكثر ما يدخل الناس الجنة، تقوى اللّه وحسن الخلق" رواه الترمذي والحاكم.

«Больше всего людей попадают в Рай благодаря благонравию и богобоязненности» (ат-Тирмизи и Хаким).

Получившие сегодня распространения случаи устрашения, запугивания, хамского поведения противоречат учению Пророка ﷺ и, следовательно, запрещены Шариатом и отнесены к тяжким грехам. А тяжесть греха увеличивается от тяжести последствий подобных поступков. И здесь следует отметить, что суровое наказание Всевышнего ожидает тех, кто устраивает такие бесчеловечные акты, как ложные сообщения о заложенных бомбах в школах и других учреждениях, заставляющие страдать детей и взрослых, и наносящие вред их психике.

Да сохранит нас всех Всевышний от вреда таких людей и наставит сбившихся на путь истинный!

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: istockphoto.com

ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ СТАТЬИ: https://islam.ru/content/veroeshenie/51154