6,8K подписчиков

МОСТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЕРЕПРАВА

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения панорамы Большой Невы.

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...
Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-2

Берега соединились
Решение о строительстве переправы от Смольного на Охту было принято в 1884 году, когда Госсовет постановил: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву». До воплощения прошло несколько лет: сам мост заложили 26 июня 1909 года, накануне двухсотлетия Полтавской битвы, и назвали в честь триумфатора сражения — императора Петра Великого. Торжественное открытие состоялось 26 октября 1911 года. Церемонию запечатлел вездесущий фоторепортер Карл Булла. На снимках министр внутренних дел Александр Макаров после молебна разрезает ленту и, как сообщал журнал «Искры»: «Толпа охтян шествует через мост».

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-3

Свободу суходохству
По случаю события были отчеканены медали с изображениями Петра I, Николая II и идущего под мостом корабля. Выбор последнего не случаен. Проект моста, обошедший 15 других, включая вариант от Густава Эйфеля, даже назывался «Свободу судоходству!». Невские мосты имели узкие разводные пролеты у берегов, что весьма затрудняло проходку. У Большеохтинского разводная часть располагалась в самом глубоком месте, прямо над серединой русла Невы. Боковые пролеты моста были на тот момент самыми длинными в городе — по 136 метров. Средняя часть, длиной 48 метров, состояла из двух быстроразводимых крыльев.

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-4

Про Эйфелеву башню, романскую архитектуру и золотую клепку
Новаторским решением были арочные фермы, которые держат проезжую часть, да и сам вид моста. Кстати, поначалу он петербуржцам не понравился: его сравнивали с горизонтальной Эйфелевой башней, на тот момент тоже далеко не любимицей публики. Впрочем, ажурный металл с клепками привлекал не только критические взгляды — городовые регулярно ловили на мосту «золотодобытчиков», взволнованных слухами о том, что одна из миллиона клепок — золотая.
Среди других архитектурных особенностей — две эффектные башни в романском стиле, высотой по 36 метров, в которые спрятаны разводные механизмы. Фонари, венчающие башни, служат маяками для судов. Современная система подсветки, которая делает ночной вид моста особенно запоминающимся, включает 1300 светильников.

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-5
Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-6

Авторы моста
Проектировали мост профессор Николаевской инженерной академии Григорий Кривошеин и военный инженер, архитектор Владимир Апышков, известный по фундаментальной работе «Рациональное в новейшей архитектуре». Они же строили Финляндский железнодорожный мост через Неву. Кривошеин также известен по куполу Главного штаба, лучшее из архитектурного наследия Владимира Апышкова — особняк Чаева на ул. Рентгена — «одна из вершин русского модерна», неоклассическая усадьба Чаева на Каменном острове, особняк Стенбок-Фермора на Крестовском острове.

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-7
Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-8

Больше, чем мост
Охта вошла в состав Санкт-Петербурга задолго до открытия моста Императора Петра Великого. Но по-настоящему перестала быть дальней окраиной только после появления Большеохтинской переправы. Она кардинально изменила доступность района, резко повысила его статус и придала мощный импульс развитию этой территории. Так что мост сыграл в жизни города куда большую роль, чем просто соединение двух невских берегов.

Сегодня исполняется 115 лет со дня закладки Большеохтинского моста через Неву — не только важнейшей транспортной магистрали, но и выдающегося образца инженерной и архитектурной мысли, украшения...-9

Фото: Антон Гаврилов

#архифакты