323,3K подписчиков

«В народе эту машину называли “братской могилой”!»- откровения ветерана-самоходчика о боях в Европе

1,9K прочитали

Фронтовая биография Александра Тимофеевича Писарева изобилует крутыми и неожиданными поворотами. Судьба словно развлекалась, постоянно путая планы и бросая его совершенно не туда, куда он хотел, и к чему готовился.

В детстве, хотя моря не видел и ничего об нем не знал, мечтал служить на флоте. Однако, по прихоти школьного военрука был направлен на учебу в авиационное училище, хотя летать он откровенно не хотел, а самолеты не любил. Пришлось получать специальность штурмана, но и тут оказалось не все гладко, на середине обучения училище понизили в статусе до летной школы и вместо кубиков в петлицах и кожаного реглана после выпуска он получил два треугольничка и хб.

Фронтовая биография Александра Тимофеевича Писарева изобилует крутыми и неожиданными поворотами.

Впрочем, летать ему пришлось только в училище, сразу после выпуска пришлось переучиваться на командира взвода аэросаней и потом воевать на них в составе Карельского фронта. Там, кстати он и стал лейтенантом. Когда в сорок четвертом от аэросаней в боевых частях начали отказываться и батальоны расформировали, Александр Писарев отправили на переподготовку, добивать немцев ему предстояло на американских танках. Но и танкистом стать не получилось. В полку его распределили в роту самоходной артиллерии и через три месяца он закончил обучение командиром тяжелой 152-мм самоходки СУ-152.

Боевые машины получали в Челябинске. Перед отправкой за самоходками экипажи укомплектовали рядовым составом, но на боевое слаживание времени не хватило. В Челябинске на жд платформу самоходку установили и раскрепили заводские механики, на долю экипажа осталась только загрузка боекомплекта. Его свалили на платформу в ящиках, укладывать внутрь машины на стеллажи пришлось своими силами. Работа оказалась тяжелой.

«в экипаж набрали молодежь, видимо, только недавно призванную - солдатики худые, голодные. Изо всего экипажа один только я выглядел более-менее. Снаряд 152-миллиметровой пушки весит пятьдесят килограмм, поэтому нам пришлось снаряды не на руках носить, а затаскивать их по наклонной броне на моторную часть. Потом я залезал внутрь “самоходки”, заряжающие вдвоем подавали мне снаряды, и я там занимался укладкой на специальные стеллажи. Вот так вот жили…» вспоминает ветеран.

Сначала их отправили в Подмосковье, где наконец и началось боевое слаживание. Совершили небольшой марш, а на полигоне провели боевые стрельбы разными видами боеприпасов. По мере завершения подготовки из батарей самоходок (по пять машин) формировался батальон, который направлялся на фронт.

Писарев с сослуживцами-самоходчиками. Фото в открытом доступе.
Писарев с сослуживцами-самоходчиками. Фото в открытом доступе.

Батальон Александра Писарева отправили в Восточную Пруссию, там как раз шла подготовка к штурму Кенигсберга. Однако в полку, куда он попал, самоходку, вместе с экипажем, у Александра отобрали, посадив на нее своего, вернувшегося из госпиталя командира. А Писарев получил назначение в другой самоходно-артиллерийский полк, стоявший на берегу Одера. Там его ждало серьезное разочарование.

«Если раньше я был командиром 152-миллиметровой самоходной установки, то теперь под свое командование я получил “Прощай, Родина” - СУ-76, “самоходку” с 76-миллиметровым орудием - и все, гуляй, Вася!
Когда я увидел, что мне предстоит воевать на 76-миллиметровой самоходной установке, то сказал кому-то из командиров: “Я же изучал тяжелое орудие, думал, что на нем и буду воевать”, на что получил неожиданный ответ: “Когда тебя убьют, тебе будет все равно, на каком орудии ты воевал - тяжелом или легком”» поделился впечатлениями Александр Тимофеевич.

Через пять дней началась большая наступательная операция и, действительно, Александр потерял самоходку и сам чуть не погиб в первом же бою. Через Одер, по его словам, переправились нормально. Правда, его самоходка утром переправилась второй, а оказалась подбита первой. Атаковали во второй половине дня. До линии гитлеровской обороны самоходка не дошла сотню метров, в левый борт попал снаряд.

Александра спас лафет орудия, он был от него справа, а вот заряжающий с наводчиком, сидящие слева от него погибли. Порвало их даже не снарядом, а кусками хрупкой брони, раскрошившейся от удара снаряда. Самоходка сразу загорелась и в ней начал рваться боекомплект, к счастью он с мехводом уже успел от нее отбежать.

На другое утро Александр получил другую самоходку. Она тоже была подбита болванкой, которая застряла в радиаторе, но раненый лейтенант сумел вывести ее из боя. За ночь ее отремонтировали и Александр занял место отправленного в госпиталь командира.

Самоходка СУ-76. Фото в открытом доступе.
Самоходка СУ-76. Фото в открытом доступе.

Рассказал Александр Тимофеевич и о некоторых особенностях самоходки СУ-76. В отличие от танка, в котором командир сидел прямо за спиной мехвода и мог подавать команды ногами (на плечи вправо-влево, в спину – вперед, на голову-стой), здесь командир сидел с другой стороны. Поэтому командовал наводчику, а уже тот пинал ногами мехвода.

Из подбитой самоходки можно было выскочить через кормовую дверь, причем даже не открывая, она была низкая или через борт, крыши тоже не было.

Курсового пулемета не было, экипаж вооружался наганами и автоматом, висевшим рядом с командиром. Однако, как вспоминает Александр Тимофеевич, отсутствие пулемета не мешало, немцев успешно давили и без него. Правда, многие экипажи обзаводились трофейным оружием.

Расход снарядов не ограничивали, стреляй сколько сможешь, дефицита снарядов не было. Часто брали в бой по два боекомплекта. Стреляли, как правило, с коротких остановок. Приблизиться к цели для верного поражения не старались, пока будешь выбирать оптимальную дистанцию, немец уже успеет сам тебя «выбрать», так что стреляли сразу, как увидели цель.

Системы пожаротушения отсутствовали в принципе, на машине Александра даже огнетушителя не было. Дополнительную защиту на броню тоже не вешали, возили с собой только бревно самовытаскивания, оно иногда и защищало.

В целом, ветерану самоходка СУ-76 нравилась не очень. На вопрос журналиста, было ли какое ласковое прозвище у этой машины ответил прямо:

«Было, только не ласковое. В народе эту машину называли “братской могилой”. Да и зачем она была нужна! Слабая броня у нее, экипаж не защищен. Ее только для поддержки пехоты и можно было использовать» высказал свое мнение Александр Тимофеевич.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Самоходка СУ-76 в Европе. Фото в открытом доступе.
Самоходка СУ-76 в Европе. Фото в открытом доступе.

Тем не менее, воевал он на ней отважно. Потерял четыре машины, сам был дважды ранен, правда легко. Хотя обычно оказывали поддержку пехоте, на его счету есть подбитая немецкая самоходка. В Берлин не входили, полк действовал ближе к Балтийскому морю. Впрочем, штурмовать большие города их и не посылали, использовали для подавления огневых точек на окраинах небольших городов и сел. Так что, слава богу, с фаустпатронщиками встретиться не довелось.

Последний бой был 29-го апреля. Был он довольно тяжелым, были потери. Но этот городок взяли. О последних днях войны ветеран сказал довольно откровенно и однозначно:

«Наши политработники говорили нам, что немцы уже выдыхаются, что им уже есть нечего. Вранье! Они и оборонялись изо всех сил и продукты у них имелись в избытке».

О том, что пал Берлин узнали второго мая от полковых связистов. Они же принесли и известие о капитуляции гитлеровской Германии.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, насколько хороша была СУ-76?