8,9K подписчиков

«Тачки» — самый тихий и музыкальный блокбастер Pixar, который все поняли, но не все оценили

Итак, внимательно читайте начало, которое читали или слушали, вероятно, тысячи раз. «Тачки» — очень популярная и мегакоммерческая франшиза Pixar, где первый фильм — просто хорошая история; второй — худший проект за всю историю студии; третий — про него большинство и вовсе забыло.

Итак, внимательно читайте начало, которое читали или слушали, вероятно, тысячи раз.

Примерно так оценивают эту франшизу во всём мире. В различных списках про ранжирование мультфильмов Pixar от худшего к лучшему трилогия всегда финиширует в самом конце. В статье про мультфильмы Pixar на моём канале, где список составлен на основе оценок критиков и зрителей, трилогия также занимает довольно низкие места. При этом можно встретить довольно много комментариев, которых свести в единый: «Тачки» — это любимый мульт детства, который я слёзно люблю до сих пор, хотя мне 20, 30, 40 и т. д.

Я, признаться, тоже бы причислил себя к этой когорте. Потому что я обожаю «Тачки», но мне всегда казалось, что дело в ностальгических чувствах. Посмотреть это чудо года в 3, прозомбировать мозг крутыми машинками и навсегда оставить только тёплые воспоминания. Последний раз я пересматривал трилогию где-то в 2017 году, под выход третьей части, получается. И хотя прошло 7 лет, моё отношение к этим мультфильмам немного менялось. Я всё ещё любил всю трилогию, но в какой-то момент мне нужны были аргументы, почему же всё-таки люблю? Помимо «вау, как круто, говорящие гоночные машинки». Третий мультфильм мне нравился больше всего, потому что это была офигенная спортивная драма про старение. Второй я ценил как классный шпионский боевик, отсылающий к «Бондиане». Первый любил в основном за фишки франшизы и ностальгические чувства. То есть действительно стоящих аргументов было немного.

Но первые «Тачки» в детстве я пересматривал взахлёб, что аж до сих пор могу цитировать многие моменты. Но вот какое дело, пересматривал на DVD и делал это любопытным образом: смотрел открывающую гонку, а затем перематывал к финальной. То есть типичный маленький ребёнок, которому нужно действие: машинки на гонке. При этом Радиатор-Спрингс зачастую я был не прочь пропустить. Тихая жизнь захолустья немного прерывается шумным спортсменом — прикольно, атмосферно, мило, меня напоминает, но где мои гонки? И вот недавно чего-то мне захотелось вспомнить классику Pixar. Пересмотрел парочку первых проектов студии, а потом такой: ну что, и с «Тачек» пыль стряхнуть? И пересмотр меня приятно удивил. Вот вроде бы я смотрю мульт, помню большинство сцен наизусть, но ощущения от просмотра совершенно другие. Каким-то немыслимым образом мне понравилось даже больше, чем в детстве. И что-то так хорошо было, что вот совсем недавно я бахнул второй пересмотр. И как-то дико заряжен обсудить первый мультфильм — а если точнее, попробовать доказать хоть кому-нибудь, что это офигенная история, которую вы не приняли, потому что это коммерция и только.

В чём особенность Молнии?

Итак, внимательно читайте начало, которое читали или слушали, вероятно, тысячи раз.-2

Истории Pixar, несмотря на свой консерватизм с классической трёхактной структурой, всегда представляли собой что-то уникальное. Что же нам могут предложить «Тачки»? Неофициальный ремейк «Доктора Голливуда» с крайне непродуманным миром машин, которые выживают без людей.

Практически каждый мультфильм студии Pixar, будучи историей, которую рассказывают и дорабатывают одни и те же авторы, обладает не только своими особенностями, но и, как я буду их называть, «пиксаровскими клише». К примеру, посыл в этих мультфильмах так или иначе сводится к базовым вещам: любить жизнь, наслаждаться каждым моментом; принимать боль и справляться с душевным кризисом; твои близкие всегда будут для тебя главной опорой. У студии нет ни одного мультфильма, который бы не соответствовал всем трём критериям.

Однако важно не только то, что ты показываешь, но и как ты это делаешь. Чисто технически «Тачки» делают то же самое, что и другие работы студии, — отправляют персонажа в приключение, где он постепенно учится новому, чтобы потом вернуться домой. То есть «Тачки» соответствуют и сюжетной рабочей формуле Pixar. Однако где же та изюминка, которая бы выделяла мультфильм? Лично я вижу вот такой ответ: «Тачки» начали на уровень ниже. Молния МакКуин обитает в гоночной среде, где у него есть слава, но нет друзей, и, кроме трека, его ничего в его «доме» не держит. Мы знакомимся с персонажем очень интересно. Камера постепенно показывает нам персонажа по частям, а после погружается с места в карьер. То есть без как таковых диалогов — исключительно за счёт визуала мы понимаем, кто это и что это. Всё вполне очевидно и без закадрового поясняющего голоса. Молния — зелёный персонаж без мотивации, который не имеет бэкграунда. Если так можно выразиться, он сырая глина, из которой можно лепить. А Радиатор-Спрингс, люблю метафоры, — это гончарня.

На мой взгляд, смысл именно в том, что Молния не перевоспитывается, а самореализуется в Радиатор-Спрингсе. Что мы ещё обсудим подробно позднее. Он находит свой дом, из которого его заставляют вернуться на гоночный трек. Вспомните последнюю сцену в Радиатор-Спрингсе. Приехала пресса и трейлер Молнии, напоминающие о прошлой жизни персонажа. Он стал другим внешне и внутренне, кричит напоследок «Салли!», после чего вынужден вернуться в трейлер. С одной стороны, что в этой сцене такого драматичного? Это ведь не великая потеря — можно откатать свою гонку и вернуться обратно. Но Молния не хочет покидать тот дом, в котором он себя нашёл. Затем взгляните на поведение Молнии на треке. Перед самой гонкой он пытается сосредоточиться, но на ум приходят только единственные друзья. Пока Док и остальные не показались на экране, для МакКуина победа не шла совершенно. Колёсами он на трассе, а душой в Радиатор-Спрингсе. Ему уже не нужна победа, он хочет туда, где счастлив. И поэтому «Тачки» заканчиваются в Радиатор-Спрингсе — вернуть персонажа домой, как и завещали все предыдущие мультфильмы студии.

Ещё про особенности

Итак, внимательно читайте начало, которое читали или слушали, вероятно, тысячи раз.-3

Назовите мне самый музыкальный мультфильм Pixar. Откровенных мюзиклов в истории студии не было до сих пор, однако музыка в их проектах тоже важна. Наверное, многие бы назвали «Тайну Коко», как-никак история про музыкантов. Ну-у-у, я бы поспорил. Музыка как бы важна, очень даже, но вместо неё могло быть что угодно — хоть танцы.

Получается, я сейчас «тонко» намекаю на то, что «Тачки» — это самый музыкальный проект студии, хотя там никто не поёт? А подвох кроется в саундтреке и песнях, написанных специально для мультфильма. Все знают, что к фильму пишется саундтрек, но далеко не всегда в кино используют композиции со словами. В «Тачках» такого добра — аж четыре штуки. И это не пример песен, которые вклеены в повествование лишь бы-лишь бы, это песни помогают лучше понять историю и арки персонажей.

Притормози - или разобьёшься

Итак, внимательно читайте начало, которое читали или слушали, вероятно, тысячи раз.-4

Первая гонка в мультфильме открывается песней «Real Gone» от Шерил Кроу. В детстве я воспринимал это просто набором звуков, которые эффектно дополняют картинку. Теперь немного заматерел в английском и даже что-то понял. Уже здесь можно уловить одну из двух главных тем Молнии МакКуина. «Slow down, you're gonna crash» — притормози, или разобьёшься.

Вот текст песни и перевод:

I'm American-made: Я американского производства:

But I like Chevrolet. Но люблю"Шевроле".

My momma taught me wrong from right. Моя мама учила меня отличать плохое от правильного.

I was born in the South. Я родился на Юге.

Sometimes I have a big mouth Иногда у меня слишком длинный язык

When I see something that I don't like. Когда я вижу что-то, что мне не нравится.

I gotta say it. Я должен это сказать.

Well, we've been driving this road Что ж, мы ехали по этой дороге

For a mighty long time, В течение очень долгого времени,

Paying no mind to the signs. Не обращая внимания на знаки.

Well, this neighborhood's changed. Что ж, этот район изменился.

It's all been re-arranged. Все это было перестроено.

We left that dream somewhere behind. Мы оставили эту мечту где-то позади.

Slow down. You're gonna crash. Притормози. Ты разобьешься.

Baby, you're a-screaming. It's a blast, blast, blast. Детка, ты кричишь. Это взрыв, взрыв, взрыв.

Look out! Babe, you've got your blinders on. Берегись! Детка, ты надела шоры.

Everybody's looking for a way to get real gone. Все ищут способ по-настоящему уйти.

Real gone. По-настоящему исчез.

Real gone. По-настоящему исчез.

But there's a new cat in town. Но в городе появился новый кот.

He's got high-paid friends, У него есть высокооплачиваемые друзья,

Thinks he's gonna change history. Думает, что он изменит историю.

You think you know him so well. Ты думаешь, что так хорошо его знаешь.

Yeah, you think he's so swell, Да, ты думаешь, он такой классный,

But he's just perpetuating prophecy. Но он просто увековечивает пророчество.

Come on now. Давай же.

Well, you can say what you want, Что ж, ты можешь говорить все, что хочешь,

But you can't say it 'round here, Но ты не можешь сказать этого здесь,

'Cause they'll catch you and give you a whipping. Потому что они поймают тебя и выпорют.

Well, I believe I was right, Что ж, я считаю, что был прав,

When I said you were wrong. Когда я сказал, что ты был неправ.

You didn't like the sound of that. Тебе не понравилось, как это прозвучало.

Now, did you? Так вот, не так ли?

Slow down. You're gonna crash, Притормози. Ты разобьешься,

Baby, you're a-screaming. It's a blast, blast, blast. Детка, ты кричишь. Это взрыв, взрыв, взрыв.

Look out! You've got your blinders on. Берегись! Ты надел свои шоры.

Everybody's looking for a way to get real gone. Все ищут способ по-настоящему уйти.

Well, here I come, and I'm so not scared. Что ж, вот и я, и мне совсем не страшно.

Got my pedal to the metal, got my hands in the air. Вдавил педаль в пол, поднял руки вверх.

Look out! You take your blinders off. Берегись! Ты ослеплён.

Everybody's looking for a way to get real gone. Все ищут способ по-настоящему уйти.

Real gone. По-настоящему исчез.

Real gone. По-настоящему исчез.

Выделим в этой песне важные строки, которые помогают создать портрет Молнии.

1) Sometimes I have a big mouth (Иногда у меня слишком длинный язык).

2) He's got high-paid friends (У него есть высокооплачиваемые друзья).

3) Thinks he's gonna change history (Думает, что он изменит историю).

4) Look out! You take your blinders off (Берегись! Ты ослеплён).

5) Well, here I come, and I'm so not scared (Что ж, вот и я, и мне совсем не страшно).

Slow down. You're gonna crash (Притормози. Ты разобьёшься).

Вот основные штуки из песни, подчёркивающие характерные для Молнии черты. В общем, зазнайка, который слишком много о себе возомнил.

И вторая очень важная песня о Молнии, которая говорит про второй очень важный посыл мультфильма: «Find yourself» от Бреда Пейсли.

Вот текст и перевод:

When you find yourself in some far off place Когда ты оказываешься в каком-нибудь отдалённом месте,

And it causes you to rethink some things Это заставляет тебя пересматривать некоторые вещи.

You start to sense that slowly you're becoming someone else Ты начинаешь ощущать, что медленно становишься другим человеком,

And then you find yourself... Но вслед за этим — обретаешь себя...

When you make new friends in a brand new town Когда ты заводишь новых друзей в совершенно новом для тебя городе,

And you start to think about settling down Ты начинаешь думать о том, чтобы здесь обосноваться,

The things that would have been lost on you И то, что для тебя могло быть навсегда потеряно,

Are now clear as a bell Приобретает отчётливые очертания,

And you find yourself, И ты обретаешь себя,

Yeah that's when you find yourself Да, именно тогда ты обретаешь себя...

Well you go through life Ты идёшь по жизни,

So sure of where you're headed Уверенный в правильности выбранного направления,

And you wind up lost Но в итоге сбиваешься с дороги.

And it's the best thing that could have happened И это — лучшее, что могло бы с тобой случиться,

Cause sometimes when you lose your way, it's really just as well Потому что иногда, когда ты теряешься, на самом деле, это к лучшему,

Because you find yourself, Потому что ты обретаешь себя,

Yeah that's when you find yourself. Да, именно тогда ты обретаешь себя...

When you meet the one, that you've been waiting for Когда ты встречаешь единственную, которую всегда ждал,

And she's everything, that you want and more И она становится всем, что тебе нужно, и больше,

You look at her and you finally start to live for someone else Ты смотришь на неё и, наконец, начинаешь жить ради кого-то другого,

And then you find yourself, И тогда ты обретаешь себя,

Yeah that's when you find yourself Да, именно тогда ты обретаешь себя...

«Real Gone» — подвижное, стремительное действо, которое, если так можно выразиться, ослепляет на опасную гонку. «Find yourself» — совершенно иная по атмосфере песня. Она тихая, медленная и даёт насладиться моментом спокойствия.

Вполне логичный вопрос, который был претензией многих зрителей: а как так Молния изменился всего за неделю пребывания в городке? Попробую парировать этот тезис. А вернее, изменю одно слово в нём. А как так Молния перестал быть эгоистом всего за неделю пребывания в городке? Давайте посмотрим на вторую и третью часть, которые как раз показывают, что Радиатор-Спрингс не сделал МакКуина белым и пушистым — он просто преподал ему один верный урок.

Помните сцену, где агент Молнии предложил главному герою позвать на гонки друзей, на что не получил никакого ответа. Что это нам даёт? Во-первых, Молния — одиночка. Это лишний раз подчёркивает команда механиков, ушедшая от «актёра-одиночки». А если ты один, то о ком тебе думать, кроме себя самого? Молния купается в лучах славы, вследствие чего он и словил звёздную болезнь, которая и мешает ему стать другом хоть для кого-то в непринуждённой атмосфере.

И вот он попадает в город, где никто про него не слышал. Он выходит из той зоны, где считал себя королём мира. Буквально спускается с небес на землю, где приходится работать и учиться для достижения своей цели.

Мне не нравится, что Молнию все считают достаточно скверным персонажем вплоть до того момента, пока он не начнёт раскрываться с новой стороны. Он именно что зазвездившийся одинокий эгоист. Это подчёркивает разговор с Доком/Хадсоном Хорнетом — Молния только что общался со сварливым стариком в не очень хорошей манере, но узнал о кубках Поршня и сразу начал говорить уважительно.

Теперь поговорим о тех сценах, которые определяют мотивацию главного героя. Чем движет персонаж до знакомства с жителями города? Он хочет первое место и кубок Поршня, то бишь, ещё большего престижа. Что он говорит в конце? Кубок Поршня — бесполезная жестянка. То есть, изменилась система ценностей Молнии. Как мне кажется, на это в большей степени влияют три сцены, и каждая воздействует на разные грани персонажа.

Во-первых, гонка с Доком. Она ставит под сомнение профессиональный уровень главного чемпиона. «Если я так хорош, что кубок Поршня в моих колёсах, то почему я не могу пройти столь лёгкий поворот?» Что персонаж делает после? Начинает тренироваться, чтобы усовершенствоваться → начинает видеть свои недостатки.

Во-вторых, разговор с Мэтром, а после и Салли. Молния впервые за огромное время смог искренне повеселиться в компании с кем-то. Возможно, он ещё не готов назвать Мэтра другом, однако им вдвоём удалось действительно хорошо провести время. Первая ступень к тому, чтобы привязаться к кому-то, кроме себя. После происходит ещё одна важная деталь — МакКуина называют лучшим другом. Выскочка, которому и поговорить-то не с кем, вдруг слышит от еле знакомой тачки, что стал для неё лучшим другом. Хотя ничего особенного для этого Молния не сделал. Это был ещё один сигнал: а может, я и вправду смогу стать важным для кого-то в более глубоком смысле? И на этот вопрос пытается ответить Салли. МакКуин даёт обещание, которое после исполнит. И впервые говорит с кем-то по душам. Но из-за непривычки пытается избежать разговора.

Наконец, в-третьих, совместная поездка Салли и Молнии. Все говорят о связи Дока и Молнии, но при этом забывают о Салли. Как мне кажется, сюжет сделал аж три «клона» Молнии: Дока, Салли и Кинга. И связь с Салли наиболее важна. Именно она показывает Молнии, что можно остаться в этом городе. Её престижная жизнь адвокатом была бесконечной гонкой, которой не хватало счастья, пока она не приехала в Радиатор-Спрингс. Она — это тот же Молния, Салли уже прошла его путь.

Теперь о песне «Our Town» Джеймса Тейлора (без текста обойдёмся). Но она не про Молнию. Хотя от лица Молнии. Чем примечательна эта композиция — она прекрасно передаёт атмосферу и проблему этого городка. Свет фонарика медленно тлел на глазах у его жителей, пока они лишь безропотно наблюдали за этим угасанием. Мы знакомимся с городом ночью — когда из освещения только жёлтый свет светофора, все персонажи занимаются молчанием, а сам город напоминает какой-то заброшенный ковбойский городок, где только перекати-поле недостаёт до полной картины. С появлением Молнии как раз-таки городок начал немного преображаться. Прекрасная дорога намекнула жителям, что неплохо бы и в своих заведениях устроить небольшую обновку. И закрывается всё кольцевой композицией — мы также прощаемся с городом ночью, но уже нет того холодного мрачного пейзажа, который освещает лишь фонарик. Город расцвёл — как и его жители. К коим можно отнести и Молнию. Раньше в тексте была фраза «Your town» (ваш город) — после она превратилась в «Our town» (наш город).

Что в итоге?

Если честно, по поводу интересных лично для меня моментов в «Тачках» я б мог наговорить ещё много чего. К примеру, об образе Кинга, который всегда казался мне недооценённым персонажем этой истории. Однако я постарался более-менее структурировано подать те мысли, что пришли мне в голову с пересмотром мультфильма. В чём же смысл «Тачек» в моей трактовке?

«Тачки» — история о поиске своей цели, а не самой цели. Чтобы победить, не нужно гнать на полной скорости. Иногда достаточно сбросить газ и наслаждаться пейзажем. Только тогда ты увидишь то, чего никогда не замечал.