История и особенности икон Воскресения Христова

Иконы Воскресения Христова мы видим в храмах каждое воскресенье. И знаем, что, как правило, на них изображен сюжет «Сошествие во ад». Однако и один сюжет можно изобразить по-разному.

Иконы Воскресения Христова мы видим в храмах каждое воскресенье. И знаем, что, как правило, на них изображен сюжет «Сошествие во ад». Однако и один сюжет можно изобразить по-разному.

О происхождении иконографии Праздника, а также интересных деталях на древних образах Воскресения Христова из разных эпох, которыми наши иконописцы вдохновлялись при работе над своими иконами, расскажет руководитель иконописной мастерской монастыря иерей Сергий Нежборт.

На чем основана иконография?

Как и иконографии некоторых других больших праздников, образ Воскресения Христова своими подробностями опирается на апокрифический текст. В ярких деталях событие Сошествия Христа во ад описано в Евангелии от Никодима.

В тексте повествуется о том, что в аду началось смущение от предощущения скорого пришествия Спасителя. Ад в этом тексте персонифицируется как живой образ. Он сотрясся от страха и приказал своим слугам крепко держать врата ада, а сатана попытался бежать. Святые же пророки воодушевленно стали говорить своему мучителю: «Сквернейший и смердящий мучитель, распахни врата свои, чтобы вошел Царь Славы!».

Но Господу не стоило каких-либо усилий войти в ад, что Он и сделал. После чего, схватив диавола, связал его и предал муке вечной, увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: «Мир тебе со всеми детьми твоими». Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: «Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной».

Иконы Воскресения Христова мы видим в храмах каждое воскресенье. И знаем, что, как правило, на них изображен сюжет «Сошествие во ад». Однако и один сюжет можно изобразить по-разному.-2

На иконах «Сошествие во ад» мы зачастую видим отображение описанного выше сюжета. Так, внизу под Спасителем изображаются попираемые врата ада в виде сломанных дверей, а сам ад представляется в черном цвете с разными орудиями мучений. На некоторых образах видим и связанного дьявола. По одну сторону от Спасителя на иконе изображены цари Давид и Соломон, а также Иоанн Креститель, который, согласно апокрифу, по кончине своей проповедовал в аду скорое пришествие Спасителя. По другую сторону от Христа — Адам на коленях и рядом Ева, позади них нередко изображали сонмы других праведников.

Такова общая иконография Воскресения. Рассмотрим, чем отличаются ее разные изводы.

Спаситель Торжествующий с ранами

Необычная и достаточно редкая иконография, на которой Спаситель изображен фронтально, смотрящим на зрителя. Он не держит за руки Адама и Еву, но, простирая руки со следами ран, словно бы демонстрирует Себя всем участникам события.

Интересно, что расположение рук напоминает Притчу о Страшном суде. Правой ладонью, повернутой вверх, Он указывает направление праведникам, а левой вниз — место, куда отправятся грешники.

Ева на иконах Воскресения чаще всего изображается с покрытыми руками. И в этом отражается ее покаяние: она не дерзает прикасаться ко Христу голыми руками, которыми, будучи в раю, сорвала запретный плод.

Вдохновившись этим древним образом, наши иконописцы написали практически идентичный список с него.

Икона XII  в., привезена с горы Афон.  Музей Эрмитаж, Россия
Икона XII  в., привезена с горы Афон.  Музей Эрмитаж, Россия
Икона нашей мастерской
Икона нашей мастерской

Христос с крестом, попирающий дьявола

На мозаике из монастыря Дафни Христос изображается с крестом, которым, подобно Георгию Победоносцу, попирает дьявола у Себя под ногами. Это достаточно редкое изображение, когда дьявол и ад персонифицируются на иконе Воскресения. Интересно также, что здесь Спаситель держит Адама за руку, а дьявол — за ногу. То есть Адам показан в таком непростом положении, которое знакомо каждому христианину. Здесь также сохраняется традиция изображать Христа с ранами на руках и ногах.

У древней мозаики из Дафни наши иконописцы позаимствовали идею изображения Воскресшего Спасителя с Крестом в руках — орудием спасения человечества. Однако от изображения попираемого дьявола решили отказаться ради более традиционного представления ада.

Мозаика XII в. из монастыря Дафни, Греция
Мозаика XII в. из монастыря Дафни, Греция
Икона нашей мастерской
Икона нашей мастерской

Спаситель в динамике и сонм ангелов

Уникальные черты следующей древней иконы — мондорла, которую стали писать на образах Воскресения после XII века. Спаситель в динамичной позе, что достигается за счет парящих одеяний, а также сонм ангелов на небе над Спасителем. Среди сонма праведников позади Евы явно узнается святой Авель с пастушьим посохом.

Все эти моменты нашли отражение и в иконе, написанной в нашей мастерской. Только сонм ангелов решили изобразить с крестом как символом спасения, вдохновляясь образом Дионисия.

Икона начала XIV в. Город Охрид, Македония
Икона начала XIV в. Город Охрид, Македония
Икона нашей мастерской
Икона нашей мастерской

Христос, спасающий Адама и Еву

Огромная величественная икона кисти Дионисия наполнена большим количеством уникальных деталей. В центре образа видим Спасителя, который по обе стороны от Себя держит за руки Адама и Еву. Внизу иконы большое место отведено изображению ада. В нем видим изображения демонов, которые подписаны различными грехами и страстями. А в самом низу светлые ангелы связали и побивают сатану. В мандорле вокруг Спасителя в противовес аду изображены ангелы с подписями христианских добродетелей в сосудах. И эти ангелы словно бы поражают копьями демонов внизу. И наконец над мондорлой мы видим трех ангелов, которые держат крест, страданиями на котором Христос спас все человечество.

Нашим иконописцам еще не представлялось возможности писать столь величественных икон Воскресения Христова. К тому же не каждый рискнет повторить опыт столь великого автора. Но работа Дионисия несомненно послужила примером при написании нескольких икон в нашей мастерской, в которых узнается центральная сцена с древнего оригинала.

Икона, написанная Дионисием. Начало XVI в. Московская школа
Икона, написанная Дионисием. Начало XVI в. Московская школа
Икона нашей мастерской
Икона нашей мастерской

Спаситель, сошедший под землю

На следующей иконе мы вновь видим круглую мандорлу и Спасителя в движении, поднимающего Адама. Однако образу присуща уникальная черта. Область ада изображается не под Христом, как в других случаях, а над Ним, как бы показывая, что Господь буквально спустился под землю, в глубины ада, чтобы спасти праведные души.

Вдохновившись этой древней иконой Андрея Рублева, наши иконописцы написали современный список с нее.

Икона мастерской Андрея Рублева начала XV в.
Икона мастерской Андрея Рублева начала XV в.
Икона нашей мастерской
Икона нашей мастерской

Когда иконописец пишет ту или иную икону, в особенности какого-нибудь значимого события, важно не слепо копировать древние образцы, но разбираться, откуда в них появились те или иные сюжеты и детали. И когда начинаешь исследовать, погружаться в тему, то с удивлением открываешь для себя, как все взаимосвязано. И часто оказывается, что изображения, к которым мы уже давно привыкли, несут в себе важные смыслы. Что-то с годами на иконах утрачивается, что-то появляется вновь, но в основе, как правило, всегда лежит богословская мысль.

К сожалению, я не встречал достойного и доступного источника для изучения иконографии Воскресения, но надеюсь, что мой небольшой экскурс в эту тему оказался хоть немного полезным. И не только для иконописцев, но и для наших заказчиков, и вообще для всех увлеченных темой икон православных христиан.

Иконы Воскресения Христова мы видим в храмах каждое воскресенье. И знаем, что, как правило, на них изображен сюжет «Сошествие во ад». Однако и один сюжет можно изобразить по-разному.-13

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ