167,5K подписчиков

По фортам на Рипербане

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид. Пока мы стоим на залитой солнцем нижней палубе, матросы отдают швартовы, и капитан медленно и мягко выводит судно от пристани «Форт Константин» — Рипербан начинает свою прогулку по фортам Кронштадта. Ветра почти нет, волны тоже, а в голубом небе проплывают облака-барашки.

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.

Действительно, форты Кронштадта лучше всего смотреть с воды. Форт - латинское fortis и французское fort, т.е. сильный и крепкий. Так Петр I задумал и воплотил в жизнь идею возвести морскую крепость, которая будет состоять из каскада неприступных сооружений и укреплений — фортов.

Рипербан плавно набирает ход, пассажиры занимают свои места на верхней и нижней палубах, прильнули к иллюминаторам — скоро покажутся форты.

Рипербан, на котором мы идем, не просто прогулочное судно. Это целая история. Построенный на гамбургской судоверфи в 1954 году, и получивший свое имя в честь самой громкой, рок-н-рольной и свободной улицы Гамбурга (нем. Reeperbahn), Рипербан курсировал по Эльбе, выполняя роль прогулочного судна. И не только прогулочного - в свое время на его палубах давали концерты Rolling Stones, Beatles, гремели Queen, за что корабль можно смело называть дископараходом или клубом на воде. Сегодня внутри висят фотографии и плакаты фронтменов, а на корме даже стоят скамейки, на которых успели посидеть легендарные Мик Джаггер, Чарли Уоттс и Кит Ричардс.

А в 2009 году Рипербан решил сменить порт приписки. Единственному в своем роде судну речного класса с корпусом ледокольного типа задраили люки и иллюминаторы, усилили ледовый бамбер и своим ходом, обойдя Данию, пройдя проливы Скагеррак и Каттегат, минуя Балтику, судно прибыло в Петербург, где сейчас трудится во благо компании «Морская Лига».
– Рипербан курсировал даже в Северном море, а Северное море — самое штормовое море Европы. — говорит Артем. — Поэтому до нашего края он дошел спокойно.

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.-4

Тем временем мы подошли к первому форту — «Павлу I». Сегодня он заброшен, остались только лестничная башня да фрагмент стены, а когда-то форт размещал 200 орудий и выступал альфой на первой линии обороны.
Пока Рипербан рассекает морскую гладь, не обязательно все время сидеть у окна. Для пассажиров работает бар-буфет, а бармен Дмитрий, очаровательно улыбаясь, приготовит вам самый вкусный кофе — хоть эспрессо, хоть латте или чай (а может, что покрепче) — со стаканчиком в руках морская прогулка приобретает особую эстетику. А если взять фирменный бутерброд с соленой семгой — ммм… Это уже гастрономическое путешествие.
Вот мимо проплывает Задний Створный Маяк Санкт-Петербургского морского канала. Среди всех оттенок синего он заметно выделяется своей стройностью и даже как будто грацией — привыкаешь, что маяк — пузатое и более основательное сооружение.

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.-5

Миновав маяк, подходим к форту Кроншлот — первому южному форту Кронштадта, выстроенному в форме десятигранника. Кроншлот прошел и Первую, и Вторую мировые войны, а сегодня доступ туристам, увы, закрыт. Интересно, какие тайны хранят его казамы?

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.-6

Пока мимо проплывает Кроншлот, я рассматриваю детали внутреннего убранства нашего судна. Рипербану не дашь 70 лет — за ним ухаживают, салон был реставрирован, а все родные элементы, от раздвижных деревянных дверей, ламп, мебели до латунных табличек с надписями на немецком языке — тщательно отполированы и начищены.

Здесь Рипербан ложится на обратный курс и по левому борту мы вскоре видим форты Петр I и Александр I.
«Пётр I», когда-то называвшийся «Цитаделью», был заложен еще при Петре, но в 1824 году невероятно мощный, усиленный множеством орудий форт, разрушило наводнение, после которого сооружение пришлось возводить заново.
А вот «Александр I» раньше звался «Чумным» — в конце XIX века в нем была открыта лаборатория, в которой пытались изготовить вакцину от чумы. А после того, как зритель увидел форт Боярд, 2Александр I« обрел новую популярность — форты очень похожи между собой.

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.-8

Не спешите покидать территорию «Форта Константин» — это не только точка старта Рипербана, но и целый альманах интересных мест под открытым небом.

«А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей — 70 лет?» — спросил меня Артем, наш гид.-9

Здесь гостям открыты единственный в стране музей Маячной службы, и музей «Пушкарь». Первый приоткрывает загадочный мир маяков, в том числе показывает привезенные настоящие лампы и световые устройства с действующих маяков, спасшие не одно судно. «Пушкарь» интересен любителям истории — здесь гордо выставлена коллекция археологических находок, посвященная истории строительства и развития Кронштадтских фортов.

Интересно изучить бывшие боевые батареи. Поднимитесь на батарею Паукера (один из трех ее корпусов ближе всех к морю и вид открывается потрясный), или на сам форт Константин, или пройдите его внутренними коридорами, атмосферно сырыми и холодными даже в самую сильную жару.

Можно даже остаться жить здесь в автобусе. Без шуток! Целый списанный автобусный парк обрел вторую жизнь — бывшие маршрутки переоборудовали в дома на колесах, да со всеми удобствами и даже барбекю-зоной.
А если не хочется жить в автобусе, можно остановиться в плавучем отеле
«Форт Константин» — здание стоит прямо на воде.
Проголодавшиеся гости могут утолить голод и жажду в кафе “Форт Константин”, расположенному в этом же отеле.

Советы тем, кого укачивает в море

Море все переносят по-разному. Мне ни зыбь, ни океанская волна никогда не доставляли дискомфорта, а кто-то узнает о морской болезни только, когда ступил на палубу. Поэтому — пара советов, как облегчить симптомы и не превратить отдых в мучение:

  1. Если вы знаете, что у вас морская болезнь - примите заблаговременно (30 минут) таблетку «Драмины».
  2. При укачивании не стоит находиться на корме или ниже ватерлинии. Переместитесь ближе к носу - на нем качка ощущается меньше.
  3. Стойте на свежем воздухе.
  4. Если хочется лечь и есть возможность - можно лечь и вздремнуть.
  5. В буфете к чаю не зря предлагают дольки лимона и имбирь - попробуйте рассасывать лимон, как леденцы. а имбирь добавить в напиток.
  6. Не отправляйтесь в плавание на пустой желудок.
  7. Крепкий алкоголь в малых дозах. Просоленные капитаны говорят, что только это способ точно работает, но, возможно, это в играют гены пиратства. Метод работает, факт, но ориентируетесь на свои ощущения и отношения с алкоголем.

Как добраться

Пусть Форт Константин и находится в Кронштадте, далеко не в шаговой доступности от метро, добраться сюда проще, чем кажется. Если вы приезжаете на такси или своем автомобиле, в навигаторе нужно выставить точку «Территория Форт Константин».

Если вы добираетесь на общественном транспорте, то городской автобус №101 доставит вас из Петербурга в Кронштадт, а там нужно всего лишь пересесть на яркий красный бесплатный экскурсионный шаттл «Кронсититур», который привезет вас к «Константину».
Шатл не просто доставит вас до нужного места — на его борту доступны аудиогид, да и сам маршрут — уже полноценная экскурсия по Кронштадту: Зимняя Пристань, Якорная Площадь, Гостиный Двор, Форт Константин. На этих же остановках шаттл и ловится. Ознакомиться с расписанием можно на сайте.