799,9K подписчиков

Центры принятия: ТЦ просят уравнять их в правах с маркетплейсами

Торговые центры просят уравнять их в правах и ответственности с маркетплейсами.

Торговые центры просят уравнять их в правах и ответственности с маркетплейсами. Такое обращение в адрес Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина направил Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана. Инициаторы меры предлагают снизить ставку налога на имущество для ТЦ, ввести льготную ставку НДС для стационарной розницы и уравнять применение труда самозанятых в торговых сетях и маркеплейсах. В Минпромторге разделили мнения авторов обращения о наличии определенных проблем в налогообложении в отрасли.

Неконкурентные условия

Торговые центры просят предоставить им такие же преференции для работы, как и у маркетплейсов. Такое обращение Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана направил главам Минпромторга Антону Алиханову, Минфина Антону Силуанову и Минэкономразвития Максиму Решетникову. С документами ознакомились «Известия».

«Несмотря на санкции и приостановку работы ряда крупных арендаторов, ТЦ продолжают выполнять свои экономические и социальные функции в изменившихся экономических условиях. В торговле занято 15,6% трудоспособного населения РФ, среднегодовая численность занятых по итогам 2020 года составила более чем 13 млн человек. При этом оптовая и розничная сферы вносят 13% объема в производство ВВП РФ», — говорится в обращении.

В нем отмечается, что сегодня маркетплейсы имеют ряд экономических преференций по сравнению с традиционными торговыми точками. В том числе они включают в себя различия в налоговых и операционных расходах, в ответственности за продаваемую продукцию и регулировании запасов в магазинах (пункты выдачи заказов), что позволяет им быстрее адаптироваться к спросу без значительных издержек на хранение.

Как отмечается в документе, маркетплейсы могут избежать некоторых налоговых обязательств, которые приходится выполнять офлайн-рознице, такие как НДС и налог на прибыль от продаж.

«Кроме того, они имеют возможность предлагать свои услуги с меньшими затратами на эквайринг и другие операционные расходы, создавая им конкурентное преимущество перед традиционными сетями. К нам обращаются представители ритейла с просьбой разобраться, почему такие преференции предоставляются онлайн-площадкам, но не традиционным офлайн торговым сетям», — подчеркивается в письмах.

В связи с этим авторы обращения предлагают министерствам провести анализ этих преференций и разработать меры экономической поддержки для оффлайн розницы, которая испытывает конкурентное давление. В качестве мер поддержки, которые могли бы уравнять ситуацию, они называют снижение для ТЦ ставки налога на имущество, полную отмену или введение льготной ставки НДС, уравнение условий труда самозанятых.

— Мы видим, что покупатели постепенно уходят в сегмент онлайн-торговли. Этому в первую очередь способствует развитие маркетплейсов, а именно более низкой цены на товары у них, чем в классической рознице. Основная причина этому — неконкурентные условия, — пояснил «Известиям» вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

В Минпромторге заявили «Известиям», что разделяют мнения авторов обращения о наличии определенных проблем в налогообложении в сфере торговли.

— Частично эти вопросы могут быть решены путем принятия федерального закона о регулировании деятельности маркетплейсов, проект которого был предложен сенатором Андреем Кутеповым и депутатом Госдумы Владимиром Гутеневым, в доработанной редакции с учетом отзыва правительства РФ, — пояснили в министерстве.

При этом там обратили внимание на то, что выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в этой сфере занимается Минфин, поэтому вопросы по этой теме необходимо адресовать этому ведомству.

«Известия» направили запросы в Минфин и Минэкономразвития, а также в крупнейшие маркетплейсы.

В Минэке в ответе Союзу торговых центров сообщили, что вопрос совершенствования регулирования торговой деятельности в интернете актуален и заслуживает внимания. При этом там отметили, что министерство не уполномочено вырабатывать госполитику и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли и посоветовали торговым центрам обратиться в Минпромторг.

Реально или нет?

В условиях масштабных изменений налоговой системы говорить о налоговых послаблениях для ТЦ неактуально, считает глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

— Никакими особенными льготами маркетплейсы не пользуются. Просто из-за разной основы системы бизнеса возникают неодинаковые налоговые моменты, естественно, не всем это нравится. Эта просьба о послаблениях может показаться справедливой, только если подходить к этому вопросу формально, — считает эксперт.

При этом президент «Опоры России» Александр Калинин считает, что ТЦ сегодня всё же проигрывают маркетплейсам и несут большие затраты.

— Есть определенные несправедливость и неравенство. Во-первых, растет налог на имущество, который все ТЦ платят по полной. Плюс они несут большие затраты на оплату коммуналки, выполнение мер по антитеррористической безопасности. Поэтому им действительно непросто. Рынок падает, а покупатели уходят в интернет, — ответил представитель бизнеса.

Он подчеркнул, что компенсировать эти расходы за счет повышения цен ТЦ не смогут.

— Проблема есть, но как ее решать, пока непонятно. Поэтому, скорее, для выравнивания условий будут ужесточать политику в отношении других участников рынка, — заявил он.

Торговые центры сейчас выступают одними из основных офлайн-площадок для продажи товаров потребителям, при этом находятся в неравных налоговых условиях с маркетплейсами, считает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

Однако, по его словам, правильнее было бы говорить о планомерном увеличении налоговой нагрузки на онлайн-платформы, которые набирают всё большую популярность. Это будет способствовать наполнению бюджета и более эффективному исполнению социальных обязательств, считает эксперт.