"Орел"(но не тот), цусимский "Жемчуг" и другие в запутанной истории, не связанной с Цусимой

664 прочитали

История сия начинается в 1908 году 30 сентября, когда Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F. Schichau) в Эльбинге контракт на постройку трёх больших товаропассажирских пароходов для осуществления дальних перевозок на линиях между Владивостоком и заграничными портами. Головной пароход серии получил название «Орёл».

История сия начинается в 1908 году 30 сентября, когда Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F.

Построенный в 1909 г. в Германии «Орел» строился с возможностью использования в качестве вспомогательного крейсера. При водоизмещении в 3 462 т он имел длину 102,6 м, ширину 13,8 м, осадку 6,9 м. Мощность судовой машины — 4750 л.с., дальность плавания 2 400 миль. Паровые машины четырехцилиндровые тройного расширения. Скорость 16 узлов. «Орёл» мог принять на борт 210 пассажиров: 60 — в каюты первого класса, 30 — в каюты второго класса, 120 — в помещения третьего класса. Ещё 180 человек могли размещаться на палубе. Емкость трюмов составляла: первого 15 750, второго 28 470, третьего 14 070, четвертого 4 030 кубических футов. Экипаж 95 человек.

«Орел», войдя в состав Добровольного флота, осуществлял преимущественно дальние перевозки между Владивостоком и заграничными портами. Однако пришел его час поднять Андреевский флаг. В 5 час. 30 мин. 20 июля (по ст. ст.) 1914 г. над флагманом Сибирской флотилии крейсером «Аскольд» взвился флажный сигнал «Германия объявила войну». В этот же день командующий объявил приказом по флотилии: «Согласно телеграмме, полученной мной от начальника Главного Морского штаба от 19 сего июля, объявляю по вверенной мне флотилии, что Германия объявила войну России».

13 августа 1914 г. командующий Сибирской флотилией назначил комиссию для приема от Добровольного флота парохода «Орел» под председательством капитана 2 ранга П.П. Винокурова. 20 августа вспомогательный крейсер «Орел» был зачислен в состав Сибирской флотилии как корабль 2 ранга.

История сия начинается в 1908 году 30 сентября, когда Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F.-2

21 августа в полдень на «Орле» были подняты военный флаг и гюйс, крейсер начал кампанию. К 22 августа на крейсере была установлена артиллерия (2—120-мм, 2—75-мм, 4—47-мм орудия. Боезапас был размещен в трюмах: для 120-мм орудий — 250 снарядов в трюме № 4, для 75-мм орудий — 296 снарядов в трюме № 1), для испытания была назначена комиссия: председатель — капитан 2 ранга Остелецкий, члены — капитан 2 ранга Вилков, лейтенант В.Д. Гниде. Участвующие — капитаны 2 ранга П.П. Винокуров, В.И. Подьяпольский, капитан В.П. Калинин. Табель комплектации крейсера был утвержден начальником Главного Морского штаба и включал в себя 11 офицеров, трех кондукторов, 120 нижних чинов.

Далее на сцену выходит еще один корабль. Прошедшие Цусиму "Аскольд" и "Жемчуг" после ремонта остались на Дальнем Востоке. И тут... (да, все верно) началась война. С высочайшего соизволения крейсера «Аскольд» и «Жемчуг» присоединились к флоту союзников, поступив под команду английского вице-адмирала Джерама. 24 августа императору Николаю II было доложено, что «по приказанию английского адмирала крейсера „Аскольд“ и „Жемчуг“ уходят 25 августа в Гонконг на соединение с силами союзников». Крейсер "Жемчуг" под командованием капитана 2 ранга барона И.Черкасова занимался конвоированием транспортов, но в связи с плохим качеством котельной воды, "засолил" котлы.

"Жемчуг в составе Сибирской флотилии
"Жемчуг в составе Сибирской флотилии

Став на якорь, в гавани острова Пенанг, барон Черкасов запросил разрешение английского вице-адмирала Т. Джеррама, которому он был подчинён, на переборку машин и щелочение котлов после длительного плавания. После получения разрешения все котлы, кроме одного, были выведены из действия.

И тут нагрнул "немец". В 4 часа 50 минут 15 октября 1914 года немецкий крейсер «Эмден», без огней, с фальшивой трубой, вошёл в гавань Пенанга, куда был беспрепятственно допущен дозорными кораблями, обманутыми внешним видом крейсера (его приняли за английский крейсер). Элеваторы не действовали, орудия молчали. В общем, в конце концов крейсер приобрел следующий вид (история сия, достаточно безобразная, общеизвестна, повторяться не будем). Выйдя из гавани, немецкий крейсер потопил французский миноносец "Мушкет" и растаял в темноте. Тем временем в порту приступили к спасению команды «Жемчуга».

История сия начинается в 1908 году 30 сентября, когда Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F.-4

Впрочем, "Эмден" не долго радовался победе, ибо 9 ноября 1914 года он был потоплен австралийским крейсером "Сидней". "Эмден" высадил десантную партию на Кокосовые острова, и в этот момент был атакован и потоплен. Повезло только немецкой десантной партии, которая захватила шхуну и смогла вернуться в Германию. Экипаж потопленного "Эмдена" был спасен австралийцами, и доставлен в Сингапур.

История сия начинается в 1908 году 30 сентября, когда Добровольный флот заключил с германской фирмой «Шихау» (F.-5

Но история эта получила продолжение. В конце 1914 г. командир «Орла» получил приказ принять на борт группу водолазов с оборудованием и идти в Пенанг для подъема артиллерии крейсера «Жемчуг», потопленного «Эмденом». 4 января «Орел» прибыл в Пенанг, где после проведения водолазной разведки приступили к подъему корабельной артиллерии и всего ценного, что можно было поднять. Однако из-за трудности водолазных работ, осложненных большими приливоотливными течениями, заиленностью и захламленностью палубы обломками, удалось поднять только одно 120-мм орудие, пулемет, 6 оптических прицелов. Все поднятое было сильно повреждено водой и ценности не представляло. В общем, крейсер был потерян бездарно (и безвозвратно). Работы продолжались бы и далее, но в Пенанг пришла срочная телеграмма, "Орел" поднял якорь и дав полный ход направился в Сингапур. Зачем?

И вот начинается новая интересная история...

В январе 1915 года начинается серия мятежей в Британской Индийской армии (о них мы немного уже рассказывали) Партия Годар, при содействии немцев, попыталась поднять мятеж в Британской Индии. (Здесь в отличие от многих псевдоисторических росказней, реально прослеживаются действия и финансирование немецкой разведки). Восставшим же мечталось, что страна обретет свободу, добившись того, чего не смогли в 1857 году восставшие сипаи. Правда, действовали они... не скоординированно. Беда была еще и в том, что британская полиция имела информаторов в рядах тех кто готовил восстание. Мятеж планировалось начать в ключевом штате Пенджаб, за которым последуют мятежи в Бенгалии и остальной Индии. Планировалось участие в восстании индийских подразделений вплоть до Сингапура. Но...

Планы восстания в 26-м Пенджабском, 7-м раджпутском, 24-м Джатском артиллерийском и других полках не вышли за рамки стадии заговора. Запланированные мятежи в Фирозпуре, Лахоре и Агре также были подавлены, и многие ключевые лидеры заговора были арестованы, хотя некоторым удалось сбежать или избежать ареста. Картар Сингх и Пингл предприняли последнюю отчаянную попытку спровоцировать мятеж в 12-м кавалерийском полку в Мируте.

При чем здесь русский вспомогательный крейсер?

А при том, что мятеж в Сингапурской крепости все же вспыхнул. Он известен как Сингапурский мятеж 1915 года или как мятеж сипаев 1915 года или мятеж 5-го легкого пехотного полка.

История этого полка тянется с 1803 года, у него было несколько переименований, он воевал и в Афганистане и Бирме. Подразделение было полностью мусульманским, в основном состоящим из рангхаров (мусульман раджпутского происхождения) и патанов, которыми командовали британские и индийские офицеры. В чем причина?

27 января 1915 года полковник Мартин объявил, что 5-й полк легкой пехоты должен быть переведен в Гонконг для дальнейшего несения гарнизонной службы, заменив другой индийский полк. Однако среди сипаев ходили слухи, что вместо этого их могут отправить в Европу или в Османскую империю для борьбы со своими единоверцами-мусульманами. Утром было построение, комендант похвалил выправку, поблагодарил за службу, сказав, что завтра полк отправляется к новому месту службы (не уточнив куда) И...

В 15:30 пополудни того же дня восстали четыре роты раджпутов. Во главе восставших встали офицеры индусы. Британское следствие пришло к выводу, что восставшими командовали три индийских офицера, Субедар Данде Хан, Джемедар Чисте Хан и Джемедар Али Хан.

Мятежники разделились на три группы. Группа из 100 человек отправилась за боеприпасами в казармы Танглин. Зачем?

А, затем, что здесь содержались 309 человек с немецкого "Эмдена". Мятежники без предупреждения открыли огонь по охране лагеря и офицерам, убив десять британских охранников, трех военнослужащих Джохора, находившихся в лагере, и одного немецкого интернированного (случайно). Некоторые немецкие моряки и резервисты хотели присоединиться к мятежникам, но большинство заняло нейтральную позицию, отказавшись принимать винтовки от индейцев (А, зачем им это было нужно? Кормят, поят, все цивильно...)

Поскольку была середина китайского Нового года, большая часть Корпуса китайских добровольцев находилась в отпуске, что оставляло Сингапур практически беззащитным перед мятежом. И...

Британцы запаниковали и начали слать телеграммы. 17 февраля прибыл французский крейсер Montcalm, за которым последовали русский вспомогательный крейсер Orel и японские военные корабли Otowa и Tsushima. Следом прибыл русский "Орел".

На берег был высажен десантный отряд под командованием старшего офицера ст. лейтенанта С.Н. Петрова, заместитель командира мичман Л.Е. Кованько. Было выделено 5 унтер-офицеров и 38 стрелков при 2 пулеметах. Фокус в том, что сейчас принято писать, что в составе десанта были "матросы". Увы нет. Матросики на борту были нужны. Отправили не матросов. Отряду был придан врач. Основную работу по разгрому мятежников взяли на себя французы (190 человек).

К вечеру 17 февраля было захвачено 432 мятежника. Десант участвовал в поисках и разоружении восставших сипаев, при этом были тяжело ранены два матроса. отчете за 1915 г. британский вице-адмирал Т. Джером действиям русских моряков посвятил несколько строк: «Капитан 2 ранга П. Винокуров… Высадил десант, который принес значительную пользу, содействуя подавлению мятежа в Сингапуре. «Орел» был также использован как убежище для женщин и детей, которые пользовались сердечным попечением за время пребывания на корабле». Приказом Морского министра этот отзыв был внесен в послужной список П. Винокурова.

Роасстрел восставших в Сингапуре
Роасстрел восставших в Сингапуре

23 февраля 1915 года состоялся Суд по расследованию, на первом заседании при закрытых дверях. Более 205 сипаев предстали перед военным трибуналом, а 47 были публично казнены. Британцы мистиво предложили принять участие в суде и расстрелах, но русские отказались.

8 марта «Орел» пошел во Владивосток, куда прибыл 22 марта. За помощь британцам в подавлении восстания весь десант был

награжден. Ст. лейтенант С.Н. Петров — орденом Св. Анны 2-й степени с мечами, Н.Н. Кузнецов — орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, мичман Л.Е. Кованько — орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Все десантники были награждены медалями «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди. Ну, вот такая причудливая история...

PS 12 ноября 1917 года «Орёл» вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» отправился в очередное плавание. Октябрьская революция застала крейсер в Нагасаки. Между командой и гардемаринами начали возникать конфликты, а кораблю было приказано вернуться во Владивосток. Из-за возникших на судне беспорядков капитан 1-го ранга М. А. Китицын принял решение попросить помощи у союзников и следовать с отрядом в Гонконг. В этом порту были списаны все революционно настроенные члены экипажа, а судно перешло в подчинение белогвардейского командования. Одним из организаторов заговора гардемарин на корабле был будущий командующий Черноморским и Балтийским флотами флагман флота 2-го ранга Иван Кожанов.

Старший лейтенант М.М. Афанасьев, вступив в соглашение с французскими колониальными властями, занялся коммерческими перевозками между портами Индокитая под торговым флагом. В течение 1918—1919 гг. крейсер перевозил рис и другие товары, а также пассажиров в водах Индийского и Тихого

океанов. Доходами от перевозок распоряжался сам М.М. Афанасьев, мотивируя это необходимостью содержания гардемаринов. В декабре 1919 г. «Орел» возвратился во Владивосток30, ведя на буксире ЭМ «Бойкий». Бывший командир «Орла» старший лейтенант М.М. Афанасьев, не желая выяснять отношения с командованием Сибирской флотилии, уехал к атаману Семенову, который не подчинялся владивостокским властям.

30 января 1920 года «Орёл» ушел из Владивостока после очередного переворота в городе. М. А. Китицын принял решение о плавании в Севастополь совместно с транспортом «Якут». Служба на корабле продолжалась, причём некоторые старшие гардемарины были произведены в следующие звания. Попутно «Орёл» занимался перевозками грузов. 12 августа 1920 г. «Орел» и «Якут» пришли в югославский порт Дубровник, отсюда начальник училища связался с Севастополем. Штаб флота приказал вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. «Якут» получил предписание идти в Севастополь, взяв по дороге в Константинополе груз военного снаряжения. Прибывший контр-адмирал К.В. Шевелев просил гардемаринов идти в Крым, но все отказались, видя бессмысленность дальнейшей борьбы. 28 августа 1920 г. генерал Врангель прислал телеграмму посланнику в Константинополе и военно-морскому агенту в Югославии: «Капитана 1 ранга Китицына сменить, арестовав. «Орел» и «Якут» направить в Севастополь». Почти месяц шли трудные переговоры между представителями Добровольного флота, штаба Черноморского флота, М. Китицыным и югославскими властями. Основной трудностью при возврате «Орла» Добровольному флоту были денежные долги крейсера. Необходимо было рассчитать наемных кочегаров и обслуживающий персонал — китайцев и индусов, снабдить хотя бы небольшими суммами списанный с крейсера экипаж и гардемаринов. Денег не было. В конце концов компромисс был найден. 29 сентября 1920 г. командир вспомогательного крейсера «Орел» капитан 1 ранга М.А. Китицын сдал корабль представителю Добровольного флота А.С. Леонтовичу и новому капитану транспорта капитану дальнего плавания Н.А. Титову. Те же сочли за благо продать его англичанам, по заниженной цене положив значительную часть денег в свой карман (более половины суммы). Часть долгов "повисла, но экипаж почти рассчитали.

Все совсем как в "лихие 90-е", страна потеряла еще один корабль.

Далее история "Орла" теряется... Так принято писать в псевдопатриотической литературе: "Он до конца остался под славным Георгиевским флагом!". Господа, ну к чему эта патетика? И флаг, наверное, все же Андреевский, а не Георгиевский, и не остался он под ним...

По данным Ллойда под английским флагом «Орёл» носил название сначала «Silvia», а после 1934 года — «Haitan». В 1950 году корабль разрезали на металл в Гонконге.