939 подписчиков

Как знаменитый архитектор придумал вазу в форме штанов эскимоса

Мы привыкли к повседневному облику всего, что нас окружает, зачастую не представляя, что за каждой из деталей стоят имена её создателей, а сами эти предметы давно уже входят в золотой фонд мирового...

Мы привыкли к повседневному облику всего, что нас окружает, зачастую не представляя, что за каждой из деталей стоят имена её создателей, а сами эти предметы давно уже входят в золотой фонд мирового дизайна. Впрочем, об одном из самых знаменитых интерьерных объектов из этого фонда, нельзя сказать, что на нем не останавливается взгляд. Это — ваза Aalto, созданная знаменитым финским архитектором Алвааром Аалто и его женой Айно.

Мы привыкли к повседневному облику всего, что нас окружает, зачастую не представляя, что за каждой из деталей стоят имена её создателей, а сами эти предметы давно уже входят в золотой фонд мирового...-2

Алвар Аалто (1898-1976) родился в небольшом финском городке, закончил хельсинский Политех, и спустя некоторое время, проведенное на родине за проектированием частных домов, вернулся в столицу. Первым прославившим его проектом стал туберкулезный санаторий в Паймио, белоснежное здание которого похоже на океанский лайнер, плывущий среди соснового леса... Аалто, работавшего вместе с женой, тоже архитектором, отличала исключительная функциональность создаваемых зданий; к тому же супружеская пара занималась интерьерами и предметами обстановки и быта.

Cанаторий в Паймио (1933)
Cанаторий в Паймио (1933)

Аалто никогда не замыкал себя в рамках архитектуры — он был еще и дизайнером. Большое количество предметов обстановки из возводимых им зданий, были введены им в серийное производство. Для этого ему пришлось создать фирму Artek; ныне она обладает правами на всё его наследие и продолжает выпускать его продукцию. Легендарная трёхногая табуретка Stool 60, в России более известная как «табуретка из IKEA», была создана для еще одного культового дания авторства Аалто — библиотеки в Выборге. Она, кстати, родилась из двух задач: во-первых, Алвар Аалто в то время был увлечён экспериментами с гнутой фанерой, а во-вторых, беспокойный финский ум был обеспокоен созданием мебели, которую можно было бы легко и быстро складировать.

Табуреты Stool 60 (1933)
Табуреты Stool 60 (1933)

А вот ваза Aalto (она известна также как Savoy, почему — расскажем чуть ниже), также получившая всемирную известность и популярность, создавалась в 1936 году специально для участия в конкурсе дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala. Готовясь подавать заявку, Аалто сделал серию набросков, среди которых было несколько эскизов, который сам он назвал «Кожаные штаны эскимоски». Десять из них были воплощены в реальность и стали разнообразными объектами — от небольшого блюда до метровой высоты вазы — которая, кстати, была выставлена через год в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Париже. А вот ваза в малой форме была сделана уже специально для хельсинкского ресторана Savoy, и про неё уже сам Аалто говорил, что её очертания изображают одно из финских озёр.

Ваза Aalto (1936)
Ваза Aalto (1936)

Ваза Aalto до сих пор производится, она считается культовым объектом, иконой предметного дизайна. Критики писали о ней разное — одни считали, что в ней воплотились основные принципы интернационального стиля (отсутствие излишнего декора, баланс и простота); другие — что в ней воплотилось новое значение объекта в бытовом пространстве: помимо декоративного и функционального значения он стал приобретать черты концептуального или абстрактного произведения искусства…

Так или иначе, легендарная ваза до сих пор изготавливается вручную. Каждый экземпляр проходит двенадцать этапов обработки; семь мастеров делают его в течение 30 часов; так было в 1937-м, так происходит и сегодня… И занятно, что, несмотря на стандартные размеры и очертания вазы, благодаря ручной работе каждая из них имеет уникальные особенности.

Есть и ещё один момент в истории вазы и её создателя. Алвар Аалто был очень озабочен тем, чтобы в создаваемом им предмете функция была поэтически осмыслена. То, что он создавал, должно быть удобно — но к тому же им можно любоваться.

Изготовление вазы Aalto на знаменитой фабрике Iittala
Изготовление вазы Aalto на знаменитой фабрике Iittala

…В мировую историю Аалто вошёл всё же прежде всего как архитектор. После войны он практически застроил всю страну; читал лекции в США и стал вровень с такими легендами модернистской архитектуры, как Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт. Всей планете известны главные постройки Аалто — хельсинкский концертный зал «Финляндия» и тот самый хельсинский Политех, который он закончил и потом перестроил. Но и в малом, и в большом Аалто был последователен: он не верил в чистую функцию, идя от человека, его потребностей и его пользы. Именно поэтому все, что он создавал, проникнуто вниманием к конечному пользователю. Сам архитектор и дизайнер формулировал свое кредо просто: «Я человеколюбив», говорил он.

Стоит помнить об этом, ставя цветы в вазу Aalto.

Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные объекты, придумывать уникальный, функциональный и эргономичный облик привычных вещей от вазы для цветов до мотоцикла успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Предметный и промышленный дизайн»).