2,4K подписчиков

Пьянство и алкоголь в русских былинах.

«Русский – значит трезвый», такие надписи я видел в юности на заборах. Правда, желание напомнить людям о том, что трезвость это хорошо, резко так разбавлялось тем, что эти надписи обязательно сопровождались рисунками запрещенных в нашей стране символов.

Пожалуй, это могло бы на кого-то повлиять, если бы композиция состояла только из надписи, без оскорбительного для народа, победившего фашизм, рисунка.

Ещё недавно наткнулся в интернете на человека (из числа современных новых язычников), который пытался доказать, что в русской традиционной культуре нет одобрения алкоголя и что в древние времена все всегда были трезвыми.

Но так ли это на самом деле?

Выпить хмельной напиток из братины - самое милое дело на любой славянский праздник.
Выпить хмельной напиток из братины - самое милое дело на любой славянский праздник.

А как же сказочное-Пушкинское «И я там был, мед-пиво пил...»?

Или летописное, из глубины веков «
Веселие Руси – пити, не можем без того быти»? Именно это отвечает князь Владимир послам из Волжской Булгарии, которые принесли на Русь учение пророка Мухаммеда. Увы, запрет на питие алкоголя и бедное описание агарянских служб определило, что русский народ не принял это учение.

Кто варится в фольклоре может вспомнить русские свадебные песни, в которых не обходится без описания ритуальных угощений:

«
Хмель рвала, она щипала,
Пива с мёдом наварила.
Пива с мёдом наварила,
За столы гостей усаживала…
»
(Русская свадебная песня, село Мирное, Клетнянский район)

А уж в русском эпосе тем более не до трезвости

Столы на пирах князя Владимира ломятся от меда сладкого, пива пьяного, а с чары зелена вина начинаются лучшие богатырские приключения.

Князь Владимир наливает вино в чарочку – не великую, не малую, размером та чарочка в полтора ведра. И подает эту чару избранному герою, который и отправится выполнять княжеское задание. Принять чару из рук князя и выпить её – согласиться на выполнение задания.

Наливает князь чары зелена вина,
Не малы чары — в полтора ведра,
Подает удалым добрым молодцам.
Принимают молодцы единой рукой,
Выпивают чары единым духом.

(С. И. Гуляев «Былины и песни из Южной Сибири», былина № 10)

Добрыня наехал на шатер Дуная. Скоро он немного выпьет там и разнесет шатер. Обычный богатырский отдых.
Добрыня наехал на шатер Дуная. Скоро он немного выпьет там и разнесет шатер. Обычный богатырский отдых.

Ещё одной особенностью эпического пьянства – богатыри пьют залпом «за единый дух». Этим богатыри и отличаются от простых людей, которые пьют по глоточку. То есть резкое поглощение большого количества алкоголя – один из устойчивых признаков богатырства.

Например, Добрынюшка Никитич разламывает шатер Дуная, после того как немножко выпивает:

Наливал Добрынюшка чарочку позолочену,
Принимал он, Добрынюшка, единой рукой,
Выпивал он эту чарочку к едину духу.


Уж он перву выпил чару — для здравьица,
А вторую чару выпил ведь — для похмельица,
Ишше третью чару выпил — для безумьица.
Очи ясны у Добрынюшки смутилисе,
Могучи ведь его плеча да росходилисе...

(Зап. А. Д. Григорьевым в 1901 г, от Рычкова Алексея Васильевича, в деревне Ти́мшелье Дорогорской волости)

И самое главное – поступок Добрынюшки усугубленный алкогольным опьянением никак не осуждается. Ведь он в своем праве – шатер принадлежит богатырю Дунаю Ивановичу, который служил литовскому князю, а значит разломать его имущество и выпить всё его вино подвиг для русского богатыря.

Васька-пьяница. Иллюстрация Азата Миннекаева.
Васька-пьяница. Иллюстрация Азата Миннекаева.

В придачу целая былина про богатыря Ваську-пьяницу есть!

Да, это не ошибка. Сей сюжет широко распространен в русском эпосе. Его озаглавливают как «Василий Игнатьевич и Батыга» или «Васька-пьяница и Кудреванко царь». Былина записана во всех северо-восточных районах бытования русского эпоса, а количество записей превышает 30.

Сюжет сводится к тому, что к Руси подходит вражеское войско, а все именитые богатыри, как обычно, на подвигах или уехали в чистое поле. Вот и приходится отдуваться за всех Ваське. Хитростью он побеждает часть вражеского войска, а когда вероломные бояре отказывают ему в награде – объединяется с выжившими врагами и громит боярские дома. В конце былины он разрывает временный союз и добивает выживших врагов.

В награду князь Владимир позволяет Ваське-пьянице с этого дня безденежно пить в любом питейном доме Руси.

Кстати, в этой былине описано древнейшее лекарство от похмелья, как говориться «клин клином вышибают».

Ото сну-то Васильюшко пробужаицсэ,
Со великого похмелья да просыпаицсэ —
Говорит тут Василей да таково слово:
«Уж ты ой еси, Владимер, князь стольне-киевской!
А не могу я ведь стать да головы поднять:
Ишше нецим мне, молоццу, оправицсэ,
Ишше нецим Васютки да опохмелицсэ!
Да и коницёк у меня да весь как пропитой,
Да и сбруюшка у мня вся призаложона!»


Но после того, как болеющий воин осужил целую бочку (сороковку) вина, происходит преображение:

Тут Василей стал по кабацьку похаживать,
Он могуцима плецёми да пошевеливать,
Он белыма руками да прирозмахивать,
Ишше сам из рецей стал выговаривать:
«А ишше был я старик да девеноста лет —
Ишше стал молодець я дваццати годов!»

(Зап. А.Д. Григорьевым в 1901 г, от Петрова Артемия Егоровича, в деревне Дорогая Гора, Дорогорской волости)

В общем, эта заметка была мной написана не для того, чтобы сказать, что "предки" были поголовно пьяницами, а скорее о том, что даже подшофе мы способны на подвиги. Алкоголь – зелено вино, мед сладкий, пиво пьяное, такая же бытовая часть нашей культуры, как кухня, костюм, песни, эпос… Но нужно всегда помнить, что алкоголик – в сути своей лишен культуры и самого человеческого образа. Поэтому если и пить, то в меру. Или как минимум, обладая богатырским здоровьем, как герои наших былин.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.