Найти в Дзене

Кандалы Чернышевского: история оков автора «Что делать?»

Имя Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) в середине XIX века пользовалось широкой популярностью в кругах русской интеллигенции. Яркий публицист, писатель, критик, один из создателей журнала «Современник», идеолог революционного движения 1860-х годов и первой народнической организации «Земля и Воля» Н. Г. Чернышевский в июле 1862 года был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Здесь он написал свой знаменитый роман «Что делать?», ставший культовым произведением для нескольких поколений революционеров от народовольцев до большевиков. За распространение революционной прокламации с призывом «к ниспровержению существующего порядка» в феврале 1864 года его приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед высылкой Н. Г. Чернышевского подвергли гражданской казни. В сопровождении жандармов 19 мая он был доставлен на Мытнинскую площадь, заполненную людьми. На груди Чернышевского висела доска «Государственный преступник». Н. Г.

Имя Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) в середине XIX века пользовалось широкой популярностью в кругах русской интеллигенции. Яркий публицист, писатель, критик, один из создателей журнала «Современник», идеолог революционного движения 1860-х годов и первой народнической организации «Земля и Воля» Н. Г. Чернышевский в июле 1862 года был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Здесь он написал свой знаменитый роман «Что делать?», ставший культовым произведением для нескольких поколений революционеров от народовольцев до большевиков.

За распространение революционной прокламации с призывом «к ниспровержению существующего порядка» в феврале 1864 года его приговорили к семи годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Перед высылкой Н. Г. Чернышевского подвергли гражданской казни. В сопровождении жандармов 19 мая он был доставлен на Мытнинскую площадь, заполненную людьми. На груди Чернышевского висела доска «Государственный преступник». Н. Г. Чернышевский поднялся на помост. Чиновник прочитал текст приговора, после чего палач подвел приговоренного к столбу, просунул его руки в кольца цепи. Так Чернышевский простоял около пятнадцати минут. Затем экзекутор освободил его от цепи, вывел на середину помоста, резким движением сорвал с него шапку и бросил наземь. Осужденного поставили на колени, палач сломал над его головой шпагу в знак лишения всех прав состояния. Толпа пришла в движение, кто-то бросил Чернышевскому букет цветов. После двадцатипятилетней ссылки в Якутии, а затем в Астрахани Чернышевскому было разрешено вернуться на родину в Саратов, где он вскоре умер.

В 1889 году политический ссыльный И. И. Майнов и его товарищи узнали от старожилов Вилюйска, что здесь до сих пор хранятся цепи, в которых в 1871 году в Вилюйск был доставлен Чернышевский. По прибытии в Вилюйск кандалы «были с него тотчас же сняты и составлены как "казенное имущество" при полиции». Из полицейского чулана эти эти цепи выкрала дочь местного исправника Антоновича Маргарита, которая симпатизировала ссыльным и намеревалась сделать им подарок. Майнов в воспоминаниях пишет: «Мы были очень рады такому подарку, но хранить у себя цепи в целом виде нам было совершенно невозможно: у ссыльных по всяческим поводам производились обыски. ...Решено было расклепать цепи на отдельные звенья и разобрать все звенья по рукам, поделив их между собой». Таким образом, Майнов получил свое звено, которое впоследствии он отдал одному из отъезжавших приятелей для передачи его в какое-нибудь надежное хранилище.

Кандалы Чернышевского как дорогая реликвия передавались от одного поколения революционеров к другому, пока не стали частью музейной коллекции. В 1920-е годы фрагмент кандалов был передан в ГМПИР Обществом политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Любовь ЕФРЕМОВА, специалист по учету музейных предметов.