Франсиско Гойя - старый мастер и первый по-настоящему современный художник

485 прочитали

Франсиско Гойя (родился 30 марта 1746 года, Фуэндетодос, Испания — умер 16 апреля 1828 года, Бордо, Франция) - испанский художник, чьи картины, рисунки и гравюры отражали современные исторические потрясения и оказали влияние на выдающихся художников 19-го и 20-го веков.

Гойя занимает уникальное положение в истории западного искусства, и его часто называют как старым мастером, так и первым по-настоящему современным художником. Его искусство воплощает романтический акцент на субъективности, воображении и эмоциях, которые наиболее ярко проявились в его гравюрах и более поздних частных картинах. В то же время Гойя был проницательным наблюдателем окружающего мира, и его искусство непосредственно реагировало на бурные события того времени.

Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании, 1826, музей Прадо, Мадрид
Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании, 1826, музей Прадо, Мадрид

Франсиско Гойя родился в Фуэндетодосе, Испания, в семье, принадлежавшей к низшему среднему классу. Четвертый из шести детей, он провел большую часть своего детства в Сарагосе. Гойя начал свое обучение в Сарагосе у Хосе Лусана-и-Мартинеса, местного художника, получившего образование в Неаполе. Позднее учился в Мадриде у придворного живописца Франсиско Байеу, на сестре которого женился в 1773 году. Примерно в 1770 году Гойя отправился в Италию в Рим для продолжения учёбы. В 1771 году занял второе место на конкурсе живописи, проходившем в Парме, своей картиной "Жертвоприношение Пану".

Франсиско Гойя: Жертвоприношение Пану, 1771
Франсиско Гойя: Жертвоприношение Пану, 1771

В том же году вернулся в Сарагосу, где получил свой первый важный заказ на фрески в кафедральном соборе, которые он выполнял с перерывами в течение следующих 10 лет. Эти и другие ранние религиозные картины, выполненные в Сарагосе, выполнены в стиле барокко-рококо, распространенном в то время в Испании.

Карьера Гойи при испанском дворе началась в 1775 году, когда он написал первую серию из более чем 60 карикатур (подготовительных картин), над которыми он работал до 1792 года, для Королевской гобеленовой фабрики Санта-Барбары.

Франсиско Гойя: Рыбак с удочкой, 1775
Франсиско Гойя: Рыбак с удочкой, 1775

Франсиско Гойя: Пикник на берегу Мансанареса, 1776
Франсиско Гойя: Пикник на берегу Мансанареса, 1776

Франсиско Гойя: Воздушный змей, 1877
Франсиско Гойя: Воздушный змей, 1877

Эти картины, изображающие сцены современной жизни, аристократические и народные развлечения, были написаны под руководством немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, великого представителя неоклассицизма. Более поздние карикатуры отражают его растущую независимость от зарубежных традиций и развитие индивидуального стиля, который начал формироваться благодаря изучению картин придворного художника XVII века Диего Веласкеса из королевской коллекции, многие из которых он скопировал в офортах (около 1778 года). Говорят, что он в своей жизни признавал лишь трех мастеров: Веласкеса, Рембрандта и, прежде всего, натуру. Офорты Рембрандта послужили источником вдохновения для его более поздних рисунков и гравюр, в то время как картины Веласкеса направили его к изучению природы и научили языку реализма.

Франсиско Гойя: Святое семейство, 1788
Франсиско Гойя: Святое семейство, 1788

В 1780 году Гойя был избран членом Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде, его вступительной работой стал "Распятый Христос", традиционная композиция в манере Менгса, но написанная в натуралистическом стиле "Распятый Христос" Веласкеса.

Франсиско Гойя: Распятый Христос, 1780, Музей Прадо
Франсиско Гойя: Распятый Христос, 1780, Музей Прадо

Франсиско Гойя: автопортрет, 1783
Франсиско Гойя: автопортрет, 1783

В 1785 году он был назначен заместителем директора по живописи в Академии, а в следующем году - художником короля Карла III. К этому времени относятся его первые известные портреты придворных чиновников и представителей аристократии, которых он изображал в традиционных позах XVIII века. Строгая элегантность фигур на портретах светских дам в полный рост, таких как маркиза де Понтеос, и плавная прорисовка их изысканных костюмов также роднит их с придворными портретами Веласкеса.

Франсиско Гойя: Маркиза де Понтехос, 1786
Франсиско Гойя: Маркиза де Понтехос, 1786

Смерть Карла III в 1788 году, за несколько месяцев до начала Французской революции, положила конец периоду сравнительного процветания и просвещения в Испании, в который Гойя достиг зрелости. Последовавшее за этим правление реакции — при слабом и глупом Карле IV и его умной, беспринципной королеве Марии Луизе — закончилось вторжением Наполеона в Испанию. Именно под покровительством нового короля, который сразу же возвел его в ранг придворного живописца, Гойя стал самым успешным и модным художником Испании. В 1795 году он был назначен директором Академии (но через два года ушел в отставку по состоянию здоровья), а в 1799 году - первым придворным живописцем. Хотя он с нескрываемым энтузиазмом приветствовал официальные почести и свой успех, записи, которые он оставил о своих покровителях и обществе, в котором жил, безжалостны. После болезни в 1792 году, в результате которой он оглох, его искусство начало приобретать новый характер. Можно сказать, что у него развилась свобода наблюдений его пытливого глаза и критического ума, а также способности воображения.

Франсиско Гойя: "Ходули", 1791
Франсиско Гойя: "Ходули", 1791

Франсиско Гойя: Бандерильи в бою, 1793
Франсиско Гойя: Бандерильи в бою, 1793

Во время своего выздоровления он написал серию картин, которые, как говорят, представляли “национальные развлечения”, и представил их вице-протектору Академии с сопроводительным письмом (1794), в котором говорилось:

“Мне удалось сделать наблюдения, для которых обычно нет возможности в заказных работах, которые не дают никакого размаха фантазии”.
Франсиско Гойя: Сумасшедший дом, 1812
Франсиско Гойя: Сумасшедший дом, 1812

Картина "Сумасшедший дом", запечатлевшая сцену, свидетелем которой Гойя был в Сарагосе, написана в широкой, схематичной манере, с эффектом преувеличенного реализма, граничащего с карикатурой. Однако для своих более целеустремленных и серьезных сатир он теперь начал использовать более интимные методы рисования и гравюры.

Франсиско Гойя: Какая жертва. Офорт, акватинта. Серия "Лос капричос"
Франсиско Гойя: Какая жертва. Офорт, акватинта. Серия "Лос капричос"

Франсиско Гойя: А вот и страшилище. Офорт и акватинта,	21 x 15
Франсиско Гойя: А вот и страшилище. Офорт и акватинта, 21 x 15

В "Лос капричос", серии из 80 гравюр, опубликованной в 1799 году, он критиковал политические, социальные и религиозные злоупотребления, используя популярные карикатурные образы, которые он обогатил весьма оригинальными изобретениями. Мастерское использование Гойей недавно разработанной техники акватинты для создания тональных эффектов придает "Капричос" удивительную драматическую жизненность и делает их крупным достижением в истории гравюры. Несмотря на завуалированный язык рисунков и подписей, а также заявление Гойи о том, что его сюжеты относятся к “экстравагантности и безумствам, характерным для всего общества”, они, вероятно, были распознаны как отсылки к известным личностям и были изъяты из продажи через несколько дней.

Франсиско Гойя: "Сон разума порождает чудовищ" (№ 43) из серии "Лос Капричос"
Франсиско Гойя: "Сон разума порождает чудовищ" (№ 43) из серии "Лос Капричос"

Здесь изображен спящий человек (предположительно, это сам Гойя), окруженный роем странных летающих существ. Это "монстры", которые вторгаются в разум, когда разум уступает место воображению и мечтам. Многие животные, изображенные Гойей, имеют символическое значение: совы и летучие мыши олицетворяют невежество и зло, в то время как настороженная рысь у ног художника - существо, известное своей способностью видеть в темноте, - напоминает нам о важности отличения фактов от вымысла. Летучая мышь с козлиной головой может быть символом сатаны, и во всей серии можно найти намеки на колдовство. Однако, как и во многих гравюрах Гойи, значение различных символов определить трудно.

Франсиско Гойя: Нас никто не видел
Франсиско Гойя: Нас никто не видел

Франсиско Гойя: Настало время. Офорт, акватинта, сухая точка и гравюра.
Франсиско Гойя: Настало время. Офорт, акватинта, сухая точка и гравюра.

"Маха обнаженная" (La Maja Desnuda) была одной из первых картин, написанных Гойей для премьер-министра Мануэля де Годоя, одного из его главных покровителей.

Франсиско Гойя: Маха обнажённая, 1800
Франсиско Гойя: Маха обнажённая, 1800

На картине изображена неизвестная модель, предположительно любовница Годоя Пепита Тудо. Обнаженная женщина изображена полулежащей на зеленом бархатном шезлонге, скрестив руки за головой. Ее чувственное тело повернуто к зрителю, и она соблазнительно смотрит на него с розовыми щеками, которые напоминают о посткоитальном румянце. Гойя порвал с условностями обнаженной натуры, изобразив реальную женщину (не богиню или аллегорическую фигуру), заставив ее смотреть прямо на зрителя. Смелые детали картины повлияли на более поздних современных художников, таких как Мане, чья "Олимпия", безусловно, в долгу перед обнаженной Махой.

Франсиско Гойя: Маха одетая, 1807
Франсиско Гойя: Маха одетая, 1807

Гойя также создал сопутствующее произведение - "La Maja Vestida" или "Маха одетая", - представляющее собой более целомудренную версию того же женского портрета. Обе работы были конфискованы испанской инквизицией, но теперь гордо висят рядом в самом важном музее Испании - Прадо.

Франсиско Гойя: Какой золотой клюв
Франсиско Гойя: Какой золотой клюв

Через несколько месяцев в 1799 году Гойя стал первым придворным художником. Позже ему, по-видимому, угрожала инквизиция, и в 1803 году он подарил королю картины Лос-капричос в обмен на пенсию для своего сына.

В то время как незавершенные работы давали полный простор для “наблюдений”, “фантазии” и “изобретательства”, в своих заказных картинах Гойя продолжал использовать общепринятые формулы. Его художественное оформление церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде (1798) все еще остается в традициях Тьеполо, но смелое, свободное исполнение и выразительный реализм популярных типов, используемых для изображения религиозных и светских фигур, беспрецедентны. В его многочисленных портретах друзей и официальных лиц более широкая техника сочетается с новым акцентом на характеристику.

Франсиско Гойя: Автопортрет перед мольбертом, 1795
Франсиско Гойя: Автопортрет перед мольбертом, 1795

Франсиско Гойя: Портрет герцога Альбы, 1795
Франсиско Гойя: Портрет герцога Альбы, 1795

Франсиско Гойя: Герцогиня Альба в чёрном, 1797
Франсиско Гойя: Герцогиня Альба в чёрном, 1797

Художника подозревали в любовной связи с аристократкой Марией Каэтаной де Сильва, 13-й герцогиней Альба, одной из самых известных женщин Испании. Их связь, вероятно, началась после смерти герцога Альбы в 1796 году. Гойя, без сомнения, был очарован надменной красотой герцогини, ее пышными формами, алебастровым цветом лица и пышными черными кудрями. Уперев одну руку в бедро, она другой рукой указывает на землю, где Гойя легким движением вывел свое имя на песке серовато-коричневого цвета. Когда картина была отреставрирована, рядом с именем Гойи было обнаружено слово "соло", означающее, что художник был ее единственной любовью (хотя на руке у нее два кольца, на одном написано "Альба", на другом "Гойя"). Многие образы, которые будут появляться на гравюрах и рисунках Гойи после окончания их романа, - женщины как непостоянные соблазнительницы, мужчины как обманутые дураки, любовники, терзаемые неконтролируемой страстью, - заставили искусствоведов заподозрить, что герцогиня разбила ему сердце.

Франсиско Гойя: Сеньора Сабаса Гарсия, 1806
Франсиско Гойя: Сеньора Сабаса Гарсия, 1806

Франсиско Гойя: Портрет доньи Исабель де Порсель, 1805
Франсиско Гойя: Портрет доньи Исабель де Порсель, 1805

Лица его натурщиков свидетельствуют о его живом восприятии личности, которое иногда вызывает восхищение, особенно в его женских портретах, таких как портрет доньи Исабель де Порсель, но которое далеко не лестно, как на его королевских портретах.

В картине "Семья Карла IV" Гойя, несмотря на свое положение придворного живописца, изобразил уродство и вульгарность главных фигур так ярко, что получился эффект карикатуры.

Франциско Гойя: Портрет семьи Карла IV. 1800—1801, исп. La familia de Carlos IV. Холст, масло. 280 × 336 см. Прадо, Мадрид
Франциско Гойя: Портрет семьи Карла IV. 1800—1801, исп. La familia de Carlos IV. Холст, масло. 280 × 336 см. Прадо, Мадрид

Здесь Гойя изображает себя в тени, стоящим перед большим полотном (предположительно, тем самым, которое мы сейчас видим) на дальнем левом заднем плане. В центре композиции, ярко освещенная, находится фигура королевы Марии Луизы, которая держит за руку своего сына Франсиско (ярко-красного цвета) и свою дочь Марию Изабель. Король Карл стоит справа от нее: многие считали его неэффективным лидером, его расположение не в центре дает представление о власти в семье. Действительно, считалось, что реальная власть принадлежит королеве, а также премьер-министру Мануэлю Годою, с которым у нее был роман (ее незаконнорожденные дети изображены в левом углу полотна, один в синем, другой в оранжевом). Подрывная критика Гойей правления Карла IV, замаскированная под прославляющий портрет, еще более усиливается сюжетом картины, висящей на заднем плане, на которой изображена библейская история о безнравственном и склонном к кровосмесительству Лоте и его дочерях. С технической точки зрения картина поражает обилием деталей, особенно в роскошной одежде и драгоценностях, которые носили члены семьи. В других частях композиции мазок Гойи свободен и спонтанен. Влияние Рембрандта на художника очевидно в этой работе, особенно в игре света и тени и в общей теплой тональности палитры Гойи.

Франсиско Гойя: аллегория города Мадрида, 1810
Франсиско Гойя: аллегория города Мадрида, 1810

В 1808 году, когда Гойя был на пике своей официальной карьеры, Карл IV и его сын Фердинанд были вынуждены быстро отречься от престола, армии Наполеона вошли в Испанию, и на трон взошел брат Наполеона Жозеф. Гойя сохранил за собой должность придворного живописца, но в ходе войны он изображал как испанских, так и французских генералов, а в 1812 году написал портрет герцога Веллингтона.

Франсиско Гойя: Портрет герцога Веллингтона, 1812
Франсиско Гойя: Портрет герцога Веллингтона, 1812

Однако в серии гравюр "Бедствия войны" (впервые опубликованной в 1863 году), для которой он делал рисунки во время войны, он запечатлел свою реакцию на вторжение, а также на ужасы и катастрофические последствия войны. Жестокие и трагические события, свидетелем которых он, несомненно, был, представлены не с документальным реализмом, а в драматических композициях — в линии и акватинте — с жестокими деталями, создающими яркий эффект подлинности.

Франсиско Гойя: Какое мужество
Франсиско Гойя: Какое мужество

Франсиско Гойя: Героический подвиг! С мертвецами! 1810
Франсиско Гойя: Героический подвиг! С мертвецами! 1810

Совершив героический подвиг! На гравюе 39 серии "С мертвецами" Гойя изображает трех мужчин, чьи тела были изуродованы, кастрированы и привязаны к дереву. Хотя некоторые из них опознали в этих мужчинах французских солдат из-за растительности на их лицах, Гойя намеренно скрыл их национальность, чтобы проиллюстрировать взаимную жестокость испанских партизан и французских солдат по отношению друг к другу. Тела жертв нарисованы в соответствии с классическими условностями, с правильными пропорциями и мускулистым телосложением (даже если они расчленены и подвергнуты пыткам). Неоспоримая красота их форм только усиливает трагический эффект изображения и укрепляет идею о том, что война и насилие - враги красоты и разума.

Франсиско Гойя: Махи на балконе,
Франсиско Гойя: Махи на балконе,

Для Гойи его работы с "Махами" служили отвлечением от создания произведений на более серьёзные темы, таких как серия гравюр «Бедствия войны». На картине изображены две хорошо одетые женщины — «Махи», красивые молодые испанские куртизанки в изысканной одежде, включая кружевные мантильи, — сидящие за балюстрадой балкона. Сзади них в тени расположены две неприметные мужские фигуры, предположительно, сутенёров или их клиентов. Светлые цвета в изображении женщин и их роскошной одежды на переднем плане резко контрастируют с простой и затемнённой одеждой мужчин, скрывающихся под шляпами и плащами.

Франсиско Гойя: Колосс, 1812
Франсиско Гойя: Колосс, 1812

Франсиско Гойя: Натюрморт с дорадо, 1812
Франсиско Гойя: Натюрморт с дорадо, 1812

После возвращения Фердинанда VII на трон в 1814 году, после изгнания захватчиков, Гойя был помилован за то, что служил французскому королю, и восстановлен в должности первого придворного художника. "2 мая 1808 года в Мадриде" или “Битва мамелюков”, и :3 мая 1808 года в Мадриде", или “Казни”, были написаны в память о народном восстании в Мадриде. Как и "Катастрофы", они представляют собой композиции драматического реализма, а их монументальный масштаб делает их еще более трогательными.

Франсиско Гойя: Второе мая 1808 года  в Мадриде, 1814
Франсиско Гойя: Второе мая 1808 года  в Мадриде, 1814

Франсиско Гойя: Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
Франсиско Гойя: Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814

Здесь мы видим, как французские солдаты казнят безоружных испанцев в отместку за их вчерашний мятеж. В центре композиции - безоружный мужчина в ярко освещенном центре, стоящий с поднятыми руками в знак капитуляции. У его ног лежат трупы только что казненных мятежников, а за его спиной стоит группа мятежников, которых вскоре расстреляют. Палачи, лица которых Гойя скрывает, стоят плечом к плечу, направив штыки на испанского героя.

Импрессионистический стиль, в котором они написаны, предвосхитил творчество французских художников более позднего 19-го века и оказал на них влияние, в частности на Эдуарда Мане, который также был вдохновлен композицией "3 мая".

Франсиско Гойя: Фердинанд VII в королевской мантии,
Франсиско Гойя: Фердинанд VII в королевской мантии,

В нескольких портретах Фердинанда VII, написанных после его реставрации, Гойя с большей силой, чем любое описание, воссоздал личность жестокого тирана, чье деспотичное правление привело к изгнанию большинства его друзей и, в конечном счете, самого Гойю. Он написал еще несколько официальных портретов, но портреты его друзей и родственников, а также автопортреты (1815) в равной степени субъективны.

Франсиско Гойя: Портрет Мариано Гойи, 1814
Франсиско Гойя: Портрет Мариано Гойи, 1814

Некоторые из его религиозных композиций этого периода, "Агония в саду" и "Последнее причастие святого Иосифа Каласанского" (1819), больше напоминают об искренней набожности, чем любая из его ранних церковных картин.

Загадочные “черные картины”, которыми он украсил стены своего загородного дома Кинта-дель-Сордо (1820-23), и серия офортов "Los proverbios", или "Los disparates", выполненных примерно в то же время (хотя и опубликованных только в 1864 году), являются, с другой стороны, кошмарными видениями экспрессионистов, языком, который, по-видимому, отражает цинизм, пессимизм и отчаяние.

Франсиско Гойя: Шабаш ведьм, 1821-23
Франсиско Гойя: Шабаш ведьм, 1821-23

Гойя провел свою дальнейшую жизнь в основном как отшельник - одинокий, глухой старик, полностью разочаровавшийся в обществе. Мало что известно о намерениях или мыслях Гойи при создании этих картин. На "Шабаше ведьм", также известном как "Великий козел", изображен дьявол в образе козла, который проповедует группе женщин, предположительно, на шабаше ведьм. Фигура дьявола видна только в виде темного силуэта, что создает ощущение таинственности вокруг фигуры. Мазок, который гораздо грубее и неуклюжее, чем в ранних работах Гойи, усиливает грубое и даже убогое качество картины с ее сбившимися в кучу жуткими персонажами. Однако Гойя использовал те же театральные контрасты света и тьмы, что и в картине "Третье мая 1808 года", которая здесь служит лишь для того, чтобы подчеркнуть отталкивающие лица женщин. Большая часть правой части композиции была утрачена при переносе с гипса на холст, и полный смысл и содержание работы остается загадкой. Широко распространено мнение, что это произведение является критикой кампании запугивания и преследований инквизиции, которая приобрела новую силу после реставрации монархии Бурбонов в 1814 году и восшествия на престол короля Фердинанда VII, выступавшего против просвещения. Гойя всем сердцем верил в принципы Просвещения.

Франсиско Гойя: Сатурн пожирает своего сына, 1823  
Франсиско Гойя: Сатурн пожирает своего сына, 1823  

Сатурн, пожирающий своего сына, - еще одна "Черная картина" Гойи, созданная в Ла Кинта дель Сордо. На ней изображен греческий миф о титане Кроне, который съел своих сыновей, потому что верил, что один из них свергнет его (Сатурн - латинизированная версия Титана). Сатурн, с его маленькой головой и выпученными глазами, широко раскрывает рот, чтобы впиться зубами в руку своего сына. Изуродованное тело мертвеца (из его ран струится красная кровь, которая выглядит почти шокирующе яркой на фоне мрачной подземной палитры) напоминает похожие фигуры из фильмов о бедствиях войны. Эта работа - еще один пример интереса Гойи к мрачным и ужасающим темам, будь то документальные или мифические. Палитра картины похожа на "Третье мая 1808 года"; темные, насыщенные цвета задают общий тон, в то время как свет привлекает наше внимание к центру драматического действия. Гойя использовал ровные, широкие мазки кисти и густую пастозность во всей композиции; создается впечатление, что краски наносились быстро, как будто в лихорадочном состоянии.

Франсиско Гойя: Гойю лечит доктор Аррьета, 1820
Франсиско Гойя: Гойю лечит доктор Аррьета, 1820

В 1824 году, когда неудавшаяся попытка создать либеральное правительство привела к возобновлению преследований, Гойя обратился за разрешением уехать во Францию по состоянию здоровья. После посещения Парижа он поселился в добровольном изгнании в Бордо, где оставался, за исключением краткой поездки в Мадрид, до самой своей смерти. Там, несмотря на преклонный возраст и немощь, он продолжал фиксировать свои впечатления от окружающего мира в картинах, рисунках и новой технике литографии, которую он начал использовать в Испании. Его последние картины включают жанровые сюжеты и несколько портретов друзей в изгнании: дона Хуана Баутисты де Мугиро, Леандро Фернандеса де Моратина и дона Хосе Пио де Молины, которые демонстрируют окончательное развитие его стиля в направлении синтеза формы и характера с точки зрения света и тени, без контуров и деталей, минимум цвета.

Франсиско Гойя: Портрет поэта Моратина, 1824
Франсиско Гойя: Портрет поэта Моратина, 1824

Хотя существует мало свидетельств о бунтарском характере и жестоких поступках Гойи, он, несомненно, был художником-революционером. Его огромная и разнообразная коллекция картин, рисунков и гравюр, относящихся практически ко всем аспектам современной жизни, отражает период политических и социальных потрясений, в который он жил. У него не было непосредственных последователей, но его многочисленные оригинальные достижения произвели глубокое впечатление на французских художников конца XIX века (Эжен Делакруа был одним из его больших поклонников), которые были лидерами новых европейских течений, от романтизма и реализма до импрессионизма; и его работами продолжали восхищаться и изучать экспрессионисты, сюрреалисты, и другие художники в 20-м и 21-м веках.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.