Автор: Александрийский библиотекарь
Имя его неизвестно, подвиг статус его – самый высокий. Скорее всего, перед нами хан. И даже не исключено, что мы все-таки знаем, как его зовут.
Всем привет! Зноем палимые и ветром гонимые, мы продолжаем странствовать по бескрайним жарким степям Восточной Европы. На часах – средневековье.
Перед нами - самое богатое из раскопанных захоронение эпохи поздних кочевников. Да, это знаменитый Чингульский курган. Он находится на берегу реки Чингул (потому и Чингульский, ага) в Запорожской области. Когда умер этот вождь степняков, для его погребения подданные выбрали курган эпохи бронзы. Но, понимаете ли, насыпь была маловата для такого выдающегося человека, всего около полутора метров. Поэтому на вершине тогдашнего кургана сотворили тризну, набили гору опустевших амфор – и «надставили» еще полтора метра. Да, не насыпали, а сложили. Очень часто люди, незнакомые с археологией, представляют себе процесс создания курганов как насыпку – лопатами. А то и шапками, как казаки или сподвижники Стеньки Разина в разных народных преданиях. Но нет, все было немного иначе. Строители заступами и мотыгами вырубали из крепкого степного дерна брикеты и складывали их в земляную пирамиду. Пролетевшие века подровняли им бока, но археологи, изучая стратиграфию курганов, неплохо видят остатки таких «кирпичей». А с Чингульским курганом было еще круче! Там сперва выложили четыре дуги с проходами между ними. По центру выкопали могилу, выстелив ее досками. И принесли в жертву пять коней в богатой упряжи - серебряные бляшки в узде, позолоченные серебряные накладки на седле. Очень высокий статус похороненного подчеркнуло еще и мужское жертвоприношение рядом с главной могилой. Сам курган был окружен солидным рвом. А в его западной части находились остатки еще одной тризны: голова коня, снова разбитые амфоры и даже обломки ажурного кувшинчика, политого глазурью. В общем, когда археологи еще только подбирались к самой могильной яме, они уже ожидали чего-то необычного.
Сама могила тоже намекала на статус своего хозяина. Размерами почти 4,5 на 2 метра, глубиной от 3,8 до 5 метров. Внизу было перекрытие массивными досками. Ну, и дальше началось то, ради чего люди идут в археологию и остаются там на всю жизнь. Начнем со скучного, повышая градус. Вдоль восточной стенки были уложены части бараньих туш. А на самом дне головой на запад лежал средневековый степной богатырь.
В могиле был скелет мужчины 40-50 лет, мощного телосложения, ростом 1,8 м. Как пишет главная исследовательница кочевых народов южнорусских степей Светлана Александровна Плетнева,
На его костях, особенно на черепе, хорошо прослеживались следы ран от ударов кистенем и сабельным клинком.
Представляете себе этого сурового воина? При золоченом шлеме с наносником и «бровями», в кольчуге, с богато украшенной саблей, тремя ножами, щитом, луком...
Да и одет он был по-царски. В Чингульском кургане лежали парадные кафтаны из дорогого византийского шелка. Два из них сохранились неплохо. И позволили представить нам всю роскошь степной знати. Первый кафтан из малинового шелка был расшит золотыми нитями в византийском стиле. На груди шитый Спас Нерукотворный в окружении архангелов. Через плечи, поперек рук и талии, а также на манжетах вышиты пальметты. Здесь же жемчуг и мелкие бляшки из серебра. По правому борту и подолу оторочка мехом колонка. Ворот обшит серебряными прямоугольными пластинками с вставками цветных камней.
Теперь представьте второй кафтан. Тот же крой, но алого шелка. А вдоль правого борта от горла до пояса - серебряные золоченые пластинки с вставками из цветных камней. Декорировали его вставки из синего шелка с золотыми ангелами и жемчугом. На оторочку использовался мех соболя. Эти кафтаны, по мнению исследователей, говорят о том, что их хозяин хотел показать свою сопричастность к монгольской кочевой элите и одновременно к светскому христианскому миру.
Еще в кургане лежал рулон сшитой из двух полос ткани: с изнанки – узорного византийского шелка, с лица - златотканой парчи с одноглавыми орлами в шестиугольной раме, древами жизни и павлинами. Известный исследователь оружия кочевников и художник Михаил Горелик полагал, что это был лор. Носить его могли только императоры Византии и цари Болгарии и Грузии, а также высшие чины придворной знати – лоратные патрикии. Выходит, хозяин Чингульского кургана занимал высокое место при православном дворе и при монгольском владыке. В Европе такой статус погребенный мог получить в Болгарии, считал Горелик. И при этом не исключал Византию:
важному и полезному варвару можно было позволить носить кафтан с варварским, шутовским покроем, лишь бы декор был надлежащим.
В Чингульском кургане сохранилось окаймление парадного головного убора из прямоугольных серебряных пластин с вставками из цветных камней. Это могла быть невысокая круглая шапочка с круглым или острым верхом, либо кучма – островерхий колпак без полей из смушки или каракуля. А детали одного из трех богатых поясов говорят, что похороненный частенько бывал при богатом русском княжеском дворе. На шее костяка была золотая гривна.
Вообще, подчеркивая статус, могила была буквально забита драгоценными предметами. Вокруг покойника щедро разложили украшения из золота и серебра. Причем, было видно, что делали их весьма опытные мастера. Та же Плетнева пишет:
Необычайно привлекательна серебряная золоченая курильница с крышкой и фигуркой прыгающего льва на дне сосуда. Не менее красивы украшенные тончайшим орнаментом поливные и стеклянные сосуды. В ногах погребенного стояли две амфоры и лежали кости животных - загробная пища.
Судя во всему, в руке погребенный держал витой стержень, распрямленную и скрученную винтом золотую гривну, длиной 42 сантиметра. Видимо, это был символ власти, некий аналог царского скипетра.
Археологи датируют погребение в Чингульском кургане концом 12-го – второй половиной 13-го века. Время еще половецкое, но и татарское уже. В устройстве могилы отмечены черты гузского, половецкого, хазарского и даже совсем далекого по времени сарматского обряда. Сами исследователи, раскопавшие Чингульский курган, Виталий Васильевич Отрощенко и Юрия Яковлевич Рассамакин, были уверены, что нашли одного из двух последних известных по летописям половецких ханов. Первый, Тигак, со своими воинами служил византийцам и болгарам, потом Даниилу Галицкому. В 1258 году по требованию правителей улуса Джучи его доставили в нижнеднепровские степи. Там он и погиб при непонятных обстоятельствах. Кстати, от ранения в голову - помним описание Плетневой выше, да? Вторым половецким ханом с похожей судьбой был Ульдамур, его перестали упоминать после 1280-го. Ага, в комментариях в прошлый раз соблазнились этим именем. Оно не тюркское и в восточных текстах неизвестное. Но в «Собрании летописей» Рашида ад-Дина словами «Улайтимур» и «Уладмур» обозначены русские города с названием «Владимир». Так что не исключено, что хан Ульдамур был христианином и крещен на Руси – нигде больше в том мире святого Владимира не чтили. В общем, знакомьтесь. Это кто-то из них.
Читайте по теме: Посмертные приключения половецкого Рюриковича на ордынской службе
Не забывайте кочевать в телеграм-канал!