Что такое «хайнлайнинг» и «каттнеринг»? Часть 1

Я уже рассказывал в ряде статей о том, что писателям иногда сложно давать в произведении объяснительную или справочную информацию.

Я уже рассказывал в ряде статей о том, что писателям иногда сложно давать в произведении объяснительную или справочную информацию. Типичные ошибки, связанные с этим, в американской фантастике получили название «инфосвалка» в 90-е годы 20 века.
Тогда же определились способы, как этих самых ошибок избежать, два из них – «хайнлайнинг» и «каттнеринг» – связаны с мастерством знаменитых писателей мировой фантастики.
Что представляют собой эти способы?

1. «Хайнлайнинг»

Способ назвали в честь Роберта Хайнлайна.

Я уже рассказывал в ряде статей о том, что писателям иногда сложно давать в произведении объяснительную или справочную информацию.-2

🔵 Как правило, Хайнлайн не давал объяснительную информацию одним блоком, а «разбрасывал» ее именно в тех местах, где она была нужна.

Например, в романе «Имею скафандр, готов путешествовать» постепенно мы узнаем не только об устройстве скафандра, но и об истории его создания, попутно – о действии физических законов на Земле и в космосе.

«До середины сентября скафандр все-таки мой, а там — разберемся. Может, к тому времени он мне надоест.Нет, не надоел; скафандр — это чудо техники, маленький космический дом. Хромированный шлем доходил до плеч; корпус состоял из кремнийорганики, асбеста и стекловолокна. Сочленения были построены по технологии «постоянного объема» — компенсации давления при возвратно-поступательных движениях».

Герои оказываются на Луне – дается информация об этой планете, они на корабле – и мы получаем информацию о том, как может быть оснащен звездолет; координаты космических объектов, астрономические знания, географические – много чего еще.

«Чуть позже я заметил справа еще одну двойную спираль, почти столь же широкую, но сильнее наклонившуюся и тусклую — бледную тень нашей роскошной Галактики. Я не сразу, но догадался, что это Большое Магелланово Облако — раз уж мы находимся в Малом, и если этот могучий звездный водоворот — наша собственная Галактика. То, что я посчитал «Млечным Путем», оказалось просто одним из многих таких млечных путей: «Малое Облако, вид изнутри»».

Хайнлайн, по воспоминаниям, всегда проверял информацию, но и сам был образованным человеком: с детства увлекался астрономией, окончил Военно-морскую академию, был аспирантом кафедры математики и физики Калифорнийского университета.

🔵 Важно, что знания нужны не для читателя (это уже косвенно), они помогают самим героям выпутываться из сложных ситуаций.

«Я стал соображать, как уравнять давление в баллонах с несовпадающей резьбой. Почти без инструментов, в четверти миллиона миль от Земли сделать это как следует было невозможно, — и даже от того, что станция Томбо рядом, не делалось легче. Но у меня был моток лейкопластыря». ("Имею скафандр, готов путешествовать")

Вот в романах «истории будущего», написанных в последнее десятилетие жизни писателя, информация часто дается «от автора», в авторском тексте. На мой взгляд, не очень удачно. Все дело в героях.

🔵 Часто у героев Хайнлайна есть одна особенность – они умны (порой даже гениальны), хорошие наблюдатели, при этом умеют анализировать информацию, синтезировать, получать важные для себя результаты.

Герой романа «Дверь в лето», инженер Дэн Дэвис, оказавшись в будущем, довольно быстро адаптируется и очень быстро начинает развивать собственное дело.
► Во-первых, он увидел «пробел»:

«К примеру, я полагал, что уже появились автоматические секретари – машины, которым можно было бы надиктовывать деловые письма и получать их отпечатанными с учетом нужного формата и без единой ошибки, а главное – без участия человека в какой-нибудь из операций. Но оказалось, что таких машин не было».

► Во-вторых, он прекрасно понимает, что ему нужны новые знания:

«Я твердо решил найти работу, хоть как-то связанную с моей специальностью. У меня хватило ума понять, что я пока не могу называться инженером – мне еще нужно набираться и набираться знаний».

► В третьих, разобравшись в «устроении» будущего, он понимает, каким путем нужно двигаться:

«Надо поступить на работу в какое-нибудь конструкторское бюро – там я самой кожей впитаю все новое. Я надеялся, что смогу получить место младшего чертежника».

🔵 У Хайнлайна есть еще одна интересная фишка – он часто вкладывает информацию в уста особенного персонажа (конечно, с собственной сюжетной линией). Особенность в том, что никто, кроме такого персонажа, не может сообщить герою (героям) необходимую информацию.
В
романе «Космический кадет» («Космический патруль») один из курсантов – Оскар – оказывается уроженцем земной колонии на Венере. Когда волей случая корабль терпит крушение и оказывается на этой планете, именно этот герой, зная много об аборигенах, не только сообщает о них нужную информацию, но и удерживает друзей от необдуманных поступков.

— Это очень приятно для нас. Ты не могла бы помочь моей сестре? — Оскар показал на Турлова. — Она больна и не сможет закрыть рот под водой.
Венерианка кивнула. Она позвала одну из своих спутниц, и вместе с Оскаром они начали оживленно разговаривать. Оскар показал, как следует закрыть рот лейтенанта Турлова и сжать его ноздри, потому что в противном случае «вода возвратит мою сестру к матери моей матери». Вторая венерианка немного поспорила, но затем согласилась.
Текс наблюдал за происходящим с нескрываемым изумлением.
— Послушай, Мэтт, — взволнованно обратился он к другу на бейсике, — неужели они собираются вести нас под водой?
— И тебе придется согласиться на это, разумеется, если не хочешь, чтобы тебя заживо съели насекомые. Впрочем, мне это тоже не очень нравится.
— Да бросьте вы, ребята, я побывал в первом для меня венерианском доме еще в девять лет. Не впадайте в панику, расслабьтесь, и они потащат вас за собой. Только не забывайте делать глубокий вдох перед каждым погружением, которое может продлиться несколько минут.
— Мы все понимаем, Оскар, и все-таки лучше передать их предводительнице, что для нас это вновь.

🔴 Подведем итоги:
суть способа
«хайнлайнинг» в том, чтобы давать объяснительно-справочную информацию малыми дозами по всему тексту именно тогда, когда она нужна умному наблюдательному герою (опосредованно – читателю), при необходимости вводя персонаж, который – единственный – может сообщить или объяснить что-то важное.

«Каттнеринг» заслуживает отдельной статьи, потому продолжение следует.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.