109K подписчиков

Французский дирижер Клеман Нонсьё — о концерте под открытым небом, музеях и выступлениях в России

С 3 по 7 июля в подмосковной Истре пройдет фестиваль классической музыки «Лето. Музыка. Музей». С панорамным видом на Ново-Иерусалимский монастырь выступит Российский национальный оркестр, за пульт которого встанет молодой французский дирижер Клеман Нонсьё. Маэстро рассказал «Снобу» о программе вечера, своей карьере в России и о том, почему важно говорить с музыкантами на одном языке.

   Клеман Нонсье
Клеман Нонсье

Клеман, вы когда-нибудь давали концерт в формате опен-эйра?

Да, причем также с Российским национальным оркестром и с лауреатами конкурса имени Чайковского. В августе прошлого года мы выступили в Калининграде, под стенами Кафедрального собора в рамках фестиваля «Территория мира — территория музыки». Для меня это был впечатляющий опыт, объединивший звучание солистов, оркестра и уникальное историческое пространство Соборной площади острова Канта.

А в чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концертов под открытым небом?

Плюсы — это, конечно, возможность насладиться чудесными видами и природой во время концерта. Только если не будет дождя! Я бы сказал, что минусов не так много, есть технические трудности. В формате опен-эйра совершенно другая акустика, нежели в концертном зале. И перед выступлением на открытой площадке важно правильно выстроить звуковой баланс — отстроить звук, микрофоны, чтобы и солисты, и оркестр были единым целым.

За два года пребывания в России вы успели выступить почти со всеми нашими крупными оркестрами. В чем особенность Российского национального оркестра?

Это потрясающий коллектив, с которым я имею честь сотрудничать уже не в первый раз. В РНО играют блистательные музыканты, с которыми ты ощущаешь особую связь на сцене. Взаимодействовать с исполнителями такого высокого уровня для меня огромная радость. Но в то же время и некий вызов самому себе, ведь я пока молодой дирижер.

   Клеман Нонсье во время оперного спектакля «Почтальон из Лонжюмо» на сцене театра «Новая Опера»
Клеман Нонсье во время оперного спектакля «Почтальон из Лонжюмо» на сцене театра «Новая Опера»

Что можете сказать о скрипаче Павле Милюкове, который также выйдет на сцену?

Павел — один из немногих музыкантов, умеющих приковать к себе внимание с первых же звуков. Мы выступали вместе в Московской филармонии, и я отметил для себя, насколько он артистичен, харизматичен, техничен в игре. Этот артист обладает особой силой личности, свободно чувствует себя на сцене, ведет тонкий диалог с оркестром.

Мы беседуем на английском, но я слышала, как вы прекрасно говорите по-русски. А на каком языке общаетесь с музыкантами оркестра?

Я считаю, важно хотя бы на базовом уровне говорить на языке той страны, в которую ты приезжаешь. Это помогает понять друг друга и невероятно сближает. Между исполнителями и дирижером, между иностранцем и местной публикой есть некое стекло, которое является барьером в коммуникации. И чтобы разбить это стекло, сформировать эту связь, нужно обязательно общаться с музыкантами на одном языке. Для меня это еще и дань уважения стране, которая меня пригласила выступать. Я за год выучил русский, и благодаря этому у меня в России появилось много друзей, возникли новые творческие контакты. Но если бы я начал работать, скажем, в Китае, я бы начал учить и китайский.

Насколько вы уже себя чувствуете сопричастным музыкальной жизни нашей страны?

Я действительно много выступаю с российскими оркестрами, в том числе в регионах — был в Калининграде, Новосибирске, Казани, Тюмени, Нижнем Новгороде, скоро поеду в Сочи. Очень рад открывать для себя новые места, выходить на новые сцены, знакомиться с публикой в разных городах. И здесь я хотел бы повторить свою мысль о разбивании невидимого барьера. Музыка — это лучший способ коммуникации, объединения людей, такой же, как разговор, но только без слов. Когда я работаю с российскими оркестрами, я чувствую, что мы несем важный месседж широкой аудитории. В эти непростые времена показываем, насколько важно сохранять культурные связи между странами, и доказываем, что у музыки на самом деле нет границ.

С 3 по 7 июля в подмосковной Истре пройдет фестиваль классической музыки «Лето. Музыка. Музей».-3

В программе концерта в том числе прозвучит музыка Игоря Стравинского. Можно ли сказать, что она сильно повлияла на французскую музыку XX века?

Да, безусловно. Она не только оказала влияние, но и во многом сформировала развитие музыкального искусства Франции. Стравинский был абсолютным новатором в области средств музыкальной выразительности, гармонии, ритма — его композиторские находки позже подхватили и по-своему интерпретировали такие композиторы, как Оливье Мессиан и Пьер Булез. Именно в Париже проходили знаменитые «Русские сезоны» Дягилева, где балет Стравинского «Весна священная» вызвал скандал на премьере. Кстати, именно «Русским сезонам» посвящена программа фестиваля «Лето. Музыка. Музей».

4 июля концерт пройдет на территории музея «Новый Иерусалим», одной из самых современных и крупных выставочных площадок в России. Какие виды искусства или направления в живописи вам наиболее близки?

Вы знаете, у меня нет каких-то особых предпочтений, я в целом люблю искусство и открыт ко всему новому. Например, мне нравится наивное искусство XX века и сегодняшнего времени — некоторые работы, которые могли бы оценить и дети. Надеюсь, что смогу сильнее погрузиться в изучение разных стилей и течений и буду рад, если найдется человек, который мне многое расскажет и со многим познакомит. За каждой картиной, объектом стоит какая-то особая история, без которой невозможно получить визуальное впечатление.

С 3 по 7 июля в подмосковной Истре пройдет фестиваль классической музыки «Лето. Музыка. Музей».-4

Французско-греческий композитор Янис Ксенакис, вторя Иоганну Вольфгангу Гёте, называл архитектуру «застывшей музыкой». С какой музыкой у вас ассоциируется музей?

Это очень интересный вопрос! Но должен вам сказать, что я не провожу таких параллелей. Ксенакис все же рассматривал музыку через призму математических расчетов и различного рода структур, действительно близких к архитектуре. Для меня же музыка — это про жизненные радости, простые вещи, эмоции, чувства, а музей — про историю, события, впечатления. Мне нравятся музеи, в которых можно ощущать дух времени, как Лувр, например.

В музеях ко многим музыкантам приходит вдохновение. А что вдохновляет вас?

Меня вдохновляет природа. Она наполняет меня и делает счастливее. Я не могу жить без прогулок в лесу. Люблю слушать, как поют птицы и как шумят деревья. Люблю наблюдать за животными и растениями. На природе я чувствую себя частью этого мира, словно соединяюсь с ним, впитываю окружающую атмосферу.

Беседовала Надежда Травина