THE BEATLES И “LONG TALL SALLY” – ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

277 прочитали
Надеюсь, что этот материал будет интересен не только истинным битломанам, но и тем любителям музыки, которые просто хотят, что называется, "копнуть поглубже".

Надеюсь, что этот материал будет интересен не только истинным битломанам, но и тем любителям музыки, которые просто хотят, что называется, "копнуть поглубже". Давайте для начала перенесёмся в те былинные времена, когда The Beatles ещё не были самой популярной группой в мире.

В 1960 году у молодых ливерпульских музыкантов не было ни пластинок, ни контракта на запись, ни менеджера. Даже постоянного барабанщика, можно сказать, толком не было. И вдруг им представилась заманчивая возможность поехать выступать в Гамбург. Речь шла не о концертных площадках, а работе в ночных клубах. Тут же вокруг группы всплыл агент по бронированию билетов, который рвался всё организовать. Кстати, как выяснилось чуть позже, он был гораздо больше заинтересован в вывозе в Германию другой ливерпульской группы - Rory Storm и the Hurricanes, но это детали...

Так вот, всё происходило в 1960 году, и участники группы были ещё фактически подростками. К Джону Леннону (John Lennon), Полу Маккартни (Paul McCartney) и совсем молодому Джорджу Харрисону (George Harrison) присоединился друг Джона Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe). Также незадолго до этого в группу пришёл симпатичный барабанщик Пит Бест (Pete Best).

The Beatles ft. Stuart Sutcliffe & Pete Best
The Beatles ft. Stuart Sutcliffe & Pete Best

Боевое крещение коллектива, произошедшее в ночных клубах Гамбурга, было во всех отношениях суровым. Выступления были многочасовыми, бытовые условия – более чем спартанскими, а финансовая компенсация, мягко говоря, далека от идеала. Всё это не могло не сказаться на настроении группы. Но желание играть любимую музыку, а также возможность общения с аудиторией и первый успех – всё это, конечно же, сглаживало острые углы и компенсировало недовольство. Ну и молодость – в совокупности с «энергетическими» таблетками «Преллиз», - помогали справиться с хронической усталостью…

Надо сказать, что Пол особенно ярко продемонстрировал в Гамбурге свои вокальные возможности, исполняя классические рок-н-роллы. Это был, в основном, репертуар главного на тот момент «крикуна» Литтл Ричарда (Little Richard). Группа сразу «сделала» несколько его забойных песен – таких как "Lucille", "Hey-Hey-Hey-Hey" и "Long Tall Sally". Причём, ежевечерняя – а, точнее, еженощная - работа мгновенно выделила песню-фаворита. Ей оказалась "Long Tall Sally".

«Многим, что я делаю, я обязан Литтл Ричарду», - написал Маккартни после смерти Ричарда в 2020 году. – «Я нещадно копировал его стиль, и он, конечно же, знал это. Он любил говорить: "Я научил Пола всему, что он знает!". И, должен признать, что он был во многом прав, говоря это».

Позже Beatles смогли пообщаться и даже подружиться с Литтл Ричардом. «Он позволял нам посидеть в его гримерке, и мы были свидетелями его странноватых ритуалов перед выступлением», - вспоминал Маккартни. – «Помню, как он сильно удивил нас: мы вошли, а он сидел, накрыв голову полотенцем, над миской с горячей водой, от которой шел пар. Внезапно он поднял голову, посмотрел на себя в зеркало, и изрёк на полном серьёзе: «Ничего не могу с собой поделать – вот такой я красивый!". Согласитесь, сильный номер».

The Beatles & Little Richard
The Beatles & Little Richard

К тому времени, когда Beatles вернулись в Гамбург в декабре 1962 года, они были уже совершенно другой группой. Стюарт Сатклифф скоропостижно скончался всего за восемь месяцев до этого, а в августе Пита Беста заменил Ринго Старр (Ringo Starr).

Ringo Starr
Ringo Starr

Вскоре Beatles заключили контракт с EMI, что было сделано во многом благодаря активности их нового менеджера Брайана Эпстайна (Brian Epstein).

Brian Epstein
Brian Epstein

Однако у группы оставались некоторые невыполненные обязательства, тянувшиеся от старых договорённостей с гамбургскими клубами. Так, необходимо было отработать серию концертов, которые были заранее забукированы в Star-Club.

Работавший в клубе менеджер как-то принёс дешевый катушечный магнитофон, чтобы запечатлеть выступление набирающей обороты группы. Легенда гласит, что запись была частью сделки, согласно которой возможность записи была обменена на пару бутылок пива. Получившаяся запись имела, к сожалению, очень низкий уровень качества, но, с исторической точки зрения, она просто уникальна – плёнка зафиксировала группу буквально на пороге грандиозного успеха. Судите сами – сингл с песней “Love Me Do” был выпущен за два месяца до этого.

“Love Me Do” single (US picture sleeve)
“Love Me Do” single (US picture sleeve)

И хотя песня "Love Me Do" заняла всего лишь 17-ое место в британском хит параде, было ясно, что выступления в гамбургских клубах для Beatles уже позади.

К этому моменту в репертуаре группы было уже достаточно много произведений Леннона и Маккартни, однако в момент записи в клубе немецкая публика хотела другого – ей были нужны  классические рок-н-роллы. В тот вечер прозвучали песни Чака Берри (Chuck Berry) и Карла Перкинса (Carl Perkins), которые позже появились на официальных битловских релизах – это "Matchbox" и "Everybody's Trying to Be My Baby”. Что касается оригинального материала, то прозвучали две песни – вступительная «зажигалка» "I Saw Her Standing There" и лирическая “Ask MeWhy”, сделанная в лучших традициях Brill Building.

LP “The Beatles Live! At the Star-Club In Hamburg”
LP “The Beatles Live! At the Star-Club In Hamburg”

А вот что касается финала, то он был предопределён заранее: Маккартни неизменно исполнял свою «коронку» - истерически неистовую версию «литтлричардовской» “Long Tall Sally”.

Обратите внимание на ритм-гитару – именно от неё исходит  бóльшая часть «завода», идущего от инструментала. Интересно также прислушаться к харрисоновскому соло, которое только начинает формироваться в том виде, в котором потом появится на официальном издании песни (см. титульную фотографию).

А вот вокал Маккартни остаётся практически неизменным: та же тональность (G), те же интонации, тот же неистовый драйв.

Но вернёмся в начало 1963 года: Beatles начинают резко набирать очки и вскоре становятся социальным феноменом. При этом они постепенно исключают ранние рок-н-ролльные номера из своего концертного сет-листа. Оно и понятно, у них в избытке собственных хитовых композиций, которые теперь знает весь мир.

Но песня "Long Tall Sally" всё же остаётся в их «живом» репертуаре, причём вплоть до последнего официального концерта в 1966 году. И она оказалась последней песней, которую они исполнили 29 августа в Candlestick Park в Сан-Франциско.

Надо сказать, что Леннону вокал Маккартни в “Long Tall Sally” всегда очень нравился. «Ну-ка, врежь им как следует!», - говорил он коллеге на ухо перед этой песней ещё в далёкие гамбургские дни. Легко представить, что нечто подобное Джон – если не сказал, то подумал, - и перед финальной «кэндлстиковской» версией…

А напоследок, для сравнения, вот как “Long Tall Sally” звучит в оригинальном исполнении Литтл Ричарда:

Как видите, признания Маккартни в том, что он во многом скопировал стиль оригинала, были честными.

P.S. Мы как-то говорили в программе на МАЯКе о том, куда делась песня Литтл Ричарда “Hey-Hey-Hey-Hey” из битловского репертуара. Расскажу кое-что дополнительно об этом в пятницу – как всегда, с 14:00 до 17:00 на волнах МАЯКа.