Найти тему
АНТИФАШИСТ

"Наш Робин Гуд". В России сняли фильм об Александре Захарченко. Интервью режиссёра Александра Коробко "Антифашисту"

Коробко родился и раннее детство провёл в Донбассе, с семи лет живёт в Москве. Журналист-международник, посетивший множество стран, телевизионный продюсер, автор книг, посвященных биографиям известных личностей, включая президента России, режиссёр – и гуманист, что довольно большая редкость в наши дни, когда регулярно отовсюду звучат призывы к насилию и разделению. С 2014 года он посещает Донбасс, неоднократно встречался с Александром Захарченко и снимал фильмы с его участием. Однако теперь, по его собственным словам, решил показать "неизвестного Захарченко" широкой публике, включая жителей Украины и западных стран.

В канун премьеры, "Антифашист" встретился с режиссёром, чтобы больше узнать о нём самом, его герое и будущем российской культуры.

– Вы родились в Донбассе, но ещё в раннем детстве переехали в Москву, там учились, делали карьеру, стали одним из авторов биографии президента России. Как вы отнеслись к событиям 2014 года в Киеве и Донецке с позиции россиянина и даже космополита, каким вы уже были к тому времени, пожив в разных городах мира?

– Спасибо, только, наверное, не космополит, а русский человек мира, я себя так определяю. А ещё слои моей идентичности, как в слоёном пироге - русский украинец, как и Захарченко, дончанин, россиянин, и каждым из них я горжусь.

Биография президента была опубликована в 2012-м году, я в ней был соавтором известного британского биографа Криса Хатчинса, который пригласил меня в этот проект. Это была независимая и объективная работа. События 2014-го года предвидеть я не мог и воспринял с сопереживанием за дорогие мне Россию, Украину и Донбасс. Вообще, как у документалиста и журналиста, стремящегося к объективности, у меня выстраивается такой сложный монтажный ряд.

2013 год. Евромайдан. Протесты в Киеве, перерастание их в столкновения, за что и мы несём свою долю ответственности. Я имею в виду жёсткие и неадекватные "законы 16 января", инициатором которых стал Янукович, и которые у нас не отсоветовали ему принимать. А они и стали детонатором ситуации. Ведь, как было. 1-го января 2014-го года. "Голубой огонёк" на канале "Россия" с Владимиром Зеленским, призывающим провести весь год с "Россией". Но, когда 16 января подписываются эти законы, протесты вспыхивают с новой силой. К концу января протесты сносят правительство, Янукович оставляет "тонущий корабль" с пассажирами и законы, (во многом, драконовские), которые некоторые называют "законами Суркова", отменяются. В принципе, с самого начала и такие законы, и многие методы взаимодействия с Украиной были ошибочными и катастрофичными. Многие считают, что если бы в России в те годы скопом были бы приняты такие же законы, то во многих крупных городах, наверное, могла бы возникнуть своя "Болотная".

Но точно так же катастрофичными и уже преступными должны быть признаны и авиаудары ВСУ по Луганску, обстрелы Донецка - кровь первого ребёнка, Владика Кравченко, убитого снарядом ВСУ на ж/д вокзале, пожар в Дома профсоюзов в Одессе, батальоны типа "Азова" (организация признана террористической и запрещена в РФ – ред.), которые начали укомплектовывать ультра-националистами и радикалами, считающими донецких людьми второго сорта и так далее…

При этом даже среди ведущих западных политиков растёт понимание роли своих правительств в провоцировании конфликта на Украине. Найджел Фарадж в интервью, показанном на днях по Би-Би-Си, заявил, что Запад расширением НАТО и ЕС на восток спровоцировал Владимира Путина. Кстати, я брал у него интервью, и апологетом Кремля или Путина его не назовешь. Он "истовый брит", и если и в чём-то был впечатлён Путиным, то исключительно примеряя какие-то стратегии на себя и Британию. Понятно, что Фараджа начали критиковать и справа, и слева, но он не политический маргинал типа правых в Европе. С начала предвыборной кампании партия Фараджа "Реформа", по данным опросов, начала набирать большую поддержку, и уже на грани смещения консерваторов со второго места! А значит, мнение Фараджа разделяет значительная часть британского общества.

Поэтому для меня - в этом сложном контексте гражданской войны - Александр Владимирович Захарченко - не один из "спусковых крючков войны" (как Гиркин-Стрелков, по его собственному признанию), а наш Тиль Уленшпигель или Робин Гуд, ответ на войну, человек, призванный на неё для защиты своего, если хотите, племени, народа Донбасса, попавшего в сложнейший геополитический узел.

– Как вы познакомились с Александром Захарченко, и какое впечатление он на вас произвёл? Не хотелось ли вам ещё тогда, при его жизни, снять о нём, с ним в главной роли, документальный фильм?

– Мы познакомились с Александром Владимировичем в 2017-м году. Я тогда снимал серию сюжетов о событиях в Донбассе для нашего тележурнала "Russian Hour", выходившего в США и в Великобритании. Я хотел снять с Александром Владимировичем интервью и меня с ним познакомил герой фильма моей нью-йоркской коллеги Ольги Шехтер "Война снайпера", сербский доброволец Деян Берич, и советник Александра Захарченко Александр Казаков. Встреча состоялась у линии фронта, на виду у той стороны, откуда в любой момент мог раздаться выстрел. Наверное, Александр Владимирович хотел убедиться в том, что я, действительно, донецкий и робко "прятаться в утёсах" не буду. Я его не обманул. Мы разговорились. Скажу честно - я не военкор, меня не заводит война и её мир, простите за каламбур. Меня интересовала личность вождя донбасского племени, и знакомство с Александром Владимировичем стало для меня настоящим откровением и одной из самых больших человеческих удач в жизни. Я произнёс заготовленную речь, такую декларацию независимости, которая была для меня своего рода тестом на берегу, и был удивлён радушием и пониманием, и приглашением поговорить с ним в машине по пути в центр Донецка. Он сам сел за руль, вдавил педаль газа в пол и мы умчались от охраны. Пока мы ехали в Донецк, мы поговорили обо всём, что волновало меня и интересовало его - о налоге Робин Гуда, новом социализме и народном капитализме, конвергенции и православном банкинге, о Лондоне, Нью-Йорке, Оркнейских островах, и, конечно, о мирном будущем Донбасса. Когда мы в конце нашей поездки заехали на улицу Артёма, я сказал себе: "Как тебе повезло познакомиться с таким человеком, а как же повезло Донбассу!". Многое, что мы тогда обсуждали в машине, вошло в наш фильм "Звезда Александра Захарченко".

А до этого - в 18-м году - мы с американским актёром Питером фон Бергом сняли фильм "Нью-Йорк - Донецк и обратно". Это был последний фильм с Александром Владимировичем.

Он был показан в Англии и Америке. В Америке он был показан по телеканалу Fox. В Британии он был размещен на крупнейшей альтернативной информационной платформе Off-Guardian, не путать с газетой Guardian (это несколько журналистов, не согласных с позицией Guardian, создали своё СМИ в сети, оно стало очень популярным в Британии), и там показали наш фильм. Мы получили очень хорошие отзывы о фильме, массу доброжелательных комментариев. По поводу идеи фильма: Питер фон Берг, который в нем снялся, родился в семье репатриантов, которые во время Второй Мировой выехали из Европы в Америку. Он прекрасно говорит на русском языке, посещал православную церковно-приходскую школу, при этом он абсолютный американец. Он сыграл в сериале "Американцы", который стал одним из самых популярных за всю историю телесериалов в Америке. Мы с ним познакомились, подружились, и я пригласил его в Донецк. Результатом визита стал этот фильм, как пример того, как Александр Владимирович был нацелен на отношения с миром, на развитие этих отношений, он был абсолютно против изоляционизма. И ему стало удаваться находить сторонников в той среде, которая, казалось, была недоступна для наших официальных СМИ, для жёсткой политновостной повестки. Ему удавалось то, чему у нас часто не уделяют должного внимания – человеческая дипломатия, установление связей, контактов не с правительствами, а с народами. Он налаживал совершенно новый тип дипломатии, новый, не побоюсь этого сказать, для всей истории России. Это дипломатия от народа к народу, и я думаю, был бы он жив, продолжил бы развивать это направление – очень многое могло пойти бы по иному сценарию.

– Война в Донбассе идёт уже 11-й год, за эти годы республика видела много интересных людей – революционеров Русской Весны, ополченцев первой волны, которые вставали на защиту Родины без всяких контрактов, зарплат и льгот, управленцев. Да, в общем-то, каждый житель Донбасса, столько лет подряд живущий под непрекращающимися обстрелами, уже является героем. При таком богатстве фактуры, материала, героев, культурных произведений о событиях практически нет. Нет достаточного количества фильмов, они начинают появляться только сейчас, книг, песен, спектаклей. На ваш взгляд – почему так? Не пришло время всё это как следует осмыслить или современной России эти события действительно не особо интересны, и если так, то почему интерес отсутствует?

– Мой друг "Техас", Рассел Бентли, говорил то, что можно было бы перевести как "мир вращается вокруг Донбасса". И если не во всём, то в очень многом, причём, экзистенциальном. Просто мир, включая "материковую" Россию, не совсем это ощутил. Всё впереди. Слишком свежи раны, ещё не запеклась кровь, много ненависти - со всех сторон. Лев Толстой написал "Войну и мир" через полвека после событий, которые он описывал в романе. Сейчас, конечно, другие скорости. Кое о чём и о ком уже можно снимать сейчас - так, что не будет стыдно и будет актуально и через 50 лет, и потом. Об Александре Владимировиче и его мечте - можно сегодня. Можно снимать о неизвестном Донбассе, о его культурной антропологии; можно и нужно снимать проблемные репортажи. Есть в Донецке смелые журналисты, их очень немного, но они есть, которые не боятся поднимать сложные темы. Но это очень непросто - когда говорят пушки, музы молчат (хоть и не всегда), и часто безмолвствуют законы. Для того, чтобы попасть в точку и сделать что-то настоящее, нужно уметь пройти по краю, иногда - у края бездны. Как нашему коллеге Максиму Фадееву, снявшему в Мариуполе фильм с таким названием. Я про этот фильм говорю так: "Это как если бы Толстой и Хемингуэй работали с камерой".

– Когда вы задумывали фильм "Звезда Александра Захарченко", что в первую очередь вам хотелось рассказать о своём герое? Кто ваш зритель и что вы хотите донести до него этим фильмом?

– Мне хотелось рассказать о неизвестном Александре Захарченко, каким мне посчастливилось его узнать. Я абсолютно уверен в том, что он - одновременно человек из народа и личность планетарного масштаба, и это - абсолютно уникально. И поэтому заслуживает самой широкой аудитории.

– Кто сегодня в России готов финансировать такие фильмы? И насколько актуален вопрос если не цензуры, то пожеланий тех, кто вкладывает средства в их производство? Предоставляется ли режиссеру полная свобода действий в том, чтобы показать своего героя так, как видит он? И удалось ли вам показать Александра Захарченко таким, каким вы его увидели при жизни?

– Несмотря на то, что проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив, в нем не было не то что цензуры, но даже хоть какой-либо её попытки. Когда мы к моему вящему удивлению выиграли - это с нашим-то слоганом и принципом независимости как от правительства, так и от олигархов - я на берегу сказал, что будем снимать политически, в том числе, не совсем корректных, но близких к Александру Владимировичу, людей, таких как Александр Тимофеев-"Ташкент", Наташа Волкова из "Оплота" или активист Бенес Айо, так и тех, кто просто друг с другом не очень сейчас ладит и не совпадает с "линией партии", и если это не устраивает, то мы - пас. Никаких покушений на нашу свободу, попыток проникнуть в нашу кухню, повлиять на принятие нами редакционных решений - даже между строк - не было. Другое дело - финансы. Гранта не хватило, но нам помогли наши друзья, друзья Александра Владимировича Захарченко и его друга, Сергея Сергеевича Наумца, они здорово выручили проект.

– Будет ли фильм демонстрироваться в кинотеатрах или на онлайн-платформах? Где и как зрители смогут его увидеть?

– Мы только вынули наш пирог из духовки. Мы постараемся его показать везде, где только сможем - не только в России, но и по всему миру.

– На ваш взгляд, художественные фильмы о Донбассе, СВО со временем могут стать коммерчески успешными, как, например, "Спасти рядового Райана"? Что для этого нужно?

– Свобода и способность давать средства без жёстких сиюминутных политических рамок. В лучших американских фильмах, один из которых вы упомянули, есть плохие полицейские, "гнилые яблоки" из ЦРУ/ФБР, коррумпированные политики, сложность вещей - и при этом они не воспринимаются как антиамериканские. Потому что в них есть и любовь к людям, к своей стране, со всеми ее плюсами и минусами - как в "Форресте Гампе". Весь мир знает великую русскую литературу. Наше кино, надеюсь, ещё ждёт такая же слава.

– Вы являетесь одним из авторов биографии президента. В 2020 году вы столкнулись с бюрократическими проблемами, устроенными вашей компании "Сбербанком", потому что банк не был готов признавать документы, выданные в ДНР, хотя на тот момент документы уже признавались официальной Россией. На ваш взгляд, как биографа президента, кто ближе Владимиру Путину – Герман Греф или Александр Захарченко?

– Ух, это вопрос "на засыпку"! Но не буду от него уходить. Скажу так: если и когда Владимир Путин посмотрит наш фильм "Звезда Александра Захарченко", то, надеюсь, что ему станет ближе наш герой! Более того, я надеюсь, что Герман Греф, посмотрев наш фильм, о чём-то задумается: я слышал, что он интеллигентный человек, а если это так, то способен к рефлексии.

– Россия и мир в целом сейчас стоят на сломе эпох. Старый миропорядок заканчивается, новый только-только пытается обрести контуры и пока совершенно неясно, каким он будет. Что ждёт культуру в новой эпохе, на ваш взгляд? Какими будут её задачи? Какого человека она должна формировать? И насколько взгляд, обращенный в прошлое (традиция по Дугину, или СССР 2.0), способен помочь в построении будущего, стоит ли вообще оглядываться на прошлое, разве что кроме того, чтобы учесть его ошибки?

– Не считаю ни условно "Дугина", ни СССР 2.0. рецептами для России. На самом деле, в мире идёт эволюция - трудно, с взаимным непониманием, недоверием, зигзагами, "войной племён" и так далее, но она идёт. Мне нравится наше время. И весь наш мир. Я принимаю его сложность, проблемы - любой христианин вам скажет, что таким этот мир сделал Бог. А у нашей культуры главная задача - быть культурой, опираться на наши и мировые лучшие гуманистические традиции, развиваться, и тогда она сама родит великие произведения и идеи. Бог не носит "шеврон", уж тем более только одной страны.

– Российская культура сейчас как будто пытается дистанцироваться, отгородиться от культуры европейской. Как вы к этому относитесь? Получится ли у России не взаимодействовать с Европой, а у Европы с Россией в этом вопросе?

– Понимаю, что моё мнение не всем придётся по вкусу. Но давайте так: какой последний северокорейский фильм вы смотрели? А сирийский? Вдохновлялись ли вы идеями Чучхе так же как, например, книгой британца Дэвида Аттенборо или его фильмом "Планета Земля", который смотрит весь мир? В какой стране в день главного национального праздника играют увертюру Чайковского "1812 год"? В США - в День Независимости 4 июля. Где больше зачитываются Толстым и Достоевским - в Европе и Штатах, или в Азии и Африке? Думаю, в Европе и Америке. Кому наш мир и наши идеи, иногда даже болезненно, но интересны, даже если это сейчас политически и со знаком минус? Ответ, мне кажется, очевиден всем, кто хоть немного знает мир. Поэтому, перефразировав известную фразу Сталина, можно сказать: Байдены и Джонсоны (и другие политики) приходят и уходят, а британский и американский народы остаются. И русский. И украинский. Россия, Донбасс - будут всегда. И Александр Захарченко - тоже останется в веках, как человек-легенда, как, повторюсь, наш Тиль Уленшпигель и Робин Гуд. Что до геополитики, то нужно не клониться то на Запад, то на Восток, а быть самими собой. И дружить, работать со всеми. С Китаем, конечно, с Ближним Востоком. И если сейчас не с правительствами, то с народами - на Западе тоже.

– В 2022 году я делала интервью с другом Александра Захарченко Сергеем Наумцом, интервью было посвящено Захарченко, и в подводке к тексту я написала: "Простые донецкие парни взяли в руки оружие, чтобы защитить свой дом в 2014-м — и, сами того не предполагая, изменили ход истории". На ваш взгляд, насколько Донбасс повлиял на ход мировой истории? Каким вы видите будущее России в новом мире? И что нужно сделать, чтобы это будущее стало таким, как нужно России?

Я думаю, что будущее должно быть таким, каким оно нужно всему человечеству, и это не умаляет нашей любви к Родине, она тоже неотъемлемая часть нашей планеты. Александр Захарченко - был "глобальным донецким", в котором была та самая всемирная отзывчивость и всемирность, которая уже обеспечила нашей стране и культуре одно из самых главных мест в президиуме планеты Земля.

   "Наш Робин Гуд". В России сняли фильм об Александре Захарченко. Интервью режиссёра Александра Коробко "Антифашисту"
"Наш Робин Гуд". В России сняли фильм об Александре Захарченко. Интервью режиссёра Александра Коробко "Антифашисту"
СВО
1,21 млн интересуются