45,8K подписчиков

Иран в поисках нового лидера: кто претендует на пост президента

Назначенные на 28 июня внеочередные выборы президента Исламской Республики Иран будут особо значимыми, поскольку на каденцию избираемого сейчас президента может выпасть транзит власти, связанный с...

Назначенные на 28 июня внеочередные выборы президента Исламской Республики Иран будут особо значимыми, поскольку на каденцию избираемого сейчас президента может выпасть транзит власти, связанный с естественным уходом из жизни Верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, которому сейчас 85 лет. Это означает, что на избираемого президента ляжет весь груз ответственности, связанный с транзитом власти, который нужно организовать спокойно и безболезненно, без разрушения сложившейся системы власти, в которой Верховный лидер выступает арбитром между политическими элитами и различными центрами власти, без всяких ограничений курируя политико-правовую доктрину шиитов «Велаят-э-Факих», стоящую на страже идеологических устоев государства. Кроме этого Верховный лидер контролирует внешнюю и внутреннюю политику Ирана, его вооруженные силы и систему национальной безопасности.

Несмотря на то, что должность президента Ирана является третьей или четвертой в государственной иерархии, на нем лежит ответственность за экономику, финансы, сельское хозяйство, социальную сферу. При этом было неоднократно замечено, что если президент является, сильным политиком, то нынешний Верховный правитель Али Хаменеи к нему прислушивается в вопросах внутренней и внешней политики.

Так что, от авторитета президента зависит очень многое, особенно его влияние на Верховного лидера и, соответственно, на политику страны, которая была в последнее время именно благодаря президентам достаточно противоречивой. Достаточно вспомнить президента-реформатора Хатами, провозгласившего курс на разработку ядерной программы, или консерватора Ахмадинежада, призывавшего законсервировать ядерную программу и пойти на «ядерную сделку» с Западом. Последнее слово было за верховным лидером, но мнение президента все равно учитывалось.

Первоначально Избирательным штабом Ирана были зарегистрированы заявки 80 претендентов в кандидаты на пост президента, но после того, как они прошли через отборочное сито Совета стражей конституции Ирана, состоящего из 12 человек, и Совета экспертов (там заседают 88 человек), осталось только 6 претендентов, которые, получив личное одобрение Верховного лидера Исламской Республики, стали кандидатами на пост президента. Не стали кандидатами экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и бывший спикер парламента (меджлиса) Али Лариджани. Кандидатуру последнего Совет стражей конституции посчитал недостаточно «проверенной», поскольку он выступает за постепенное снижение влияния духовенства на внешнюю и внутреннюю политику страны, а Ахмадинежада не зарегистрировали, потому что он до сих пор считается одной из самых токсичных фигур в иранской политике по причине потворствования «ядерной сделке», из которой американцы впоследствии вышли.

Назначенные на 28 июня внеочередные выборы президента Исламской Республики Иран будут особо значимыми, поскольку на каденцию избираемого сейчас президента может выпасть транзит власти, связанный с...-2

Кандидатами зарегистрировали Масуда Пезешкияна, Мустафу Пурмохаммади, Амира-Хосейна Газизаде Хашеми, Алиреза Закани, Саида Джалили и Мохаммада Багера Галибафа. В Иране считают, что реальная борьба за пост президента развернется между двумя последними кандидатами, имеющими практически одинаковые шансы на победу, но в руках Галибафа находится административный ресурс, поскольку он является спикером меджлиса, а также выдвигался на пост президента в 2005, 2013, 2017 и 2021 годах, но проигрывал.

Фаворит президентской гонки Мохаммад Багер Галибаф выдвинут партией «Прогресс и справедливость». Он имел шансы победить на президентских выборах 2021 года, но в самый последний момент добровольно уступил Раиси. За свою политическую карьеру Галибаф успел побывать начальником полиции Верховного лидера и мэром Тегерана, баллотируется на пост президента в пятый раз, имея достаточно сильную экономическую программу.

Его основным конкурентом станет независимый кандидат Саид Джалили являющийся членом Стратегического Совета по международным отношениям. Занимал также пост секретаря Высшего Совета национальной безопасности и главы иранской группы по переговорам по «ядерной сделке», но успеха на этом поприще не имел, потому что именно его и президента Ахмадинежада обвинили во введении самых жестких экономических санкций против Ирана. При Ахмадинежаде он занимал пост заместителя министра иностранных дел по делам  Европы и Америки, являясь одновременно советником президента. Политические противники до сих пор обвиняют Джалиля в том, что он рассорил Иран со всем миром.

Теперь несколько слов о других кандидатах. Из их числа особо выделяется реформатор и этнический азербайджанец Масуд Пазешкиян (этническим азербайджанцем, к слову, является и сам Верховный лидер аятолла Али Хаменеи). Политик, являясь до сих пор практикующим кардиохирургом, занимал должности министра здравоохранения и высшего медицинского образования, а также некоторое время был вице-спикером меджлиса, являясь более 20 лет депутатом парламента от города Тебриза, столицы провинции Восточный Азербайджан.

Пазешкияна поддерживает экс-президент Мохаммад Хатами и все без исключения реформистские партии. Кандидат может собрать внушительный процент голосов, поскольку его могут поддержать как единственного реформиста, а также этнические азербайджанцы, курды и туркмены.

Как независимый кандидат выдвинулся Амир-Хосейн Газизаде Хашеми, имеющий ученую степень доктора медицинских наук, специализирующийся в хирургии. В настоящее время политик возглавляет Фонд по делам мучеников и ветеранов. Его считают одним из аутсайдеров нынешней президентской гонки.

От партии «Ассоциация боевого духовенства», выдвинут Мустафа Пурмохаммади,  принадлежащий к центристскому крылу партии. Начинал он свою служебную карьеру в качестве прокурора в Революционном суде, дослужившись до заместителя министра разведки при президенте Рафсаджани в конце 1990-х годов. В 2005 году, при президенте Ахмадинежаде стал министром внутренних дел, занимая это пост до 2008 года. В настоящее время является исламским юристом, имея высокую степень религиозного образования, и преподает политологию в Университете Имама Садега.

Член исламистской коалиционной партии и действующий мэр Тегерана Алиреза Закани не обладает большим числом сторонников и является достаточно противоречивым политиком в плане популярности, поскольку пришел в политику относительно недавно. Политик баллотируется на пост президента в пятый раз: до этого дважды терпел поражение и дважды не допускался к выборам, потому что его не допускал Совет стражей конституции за «тягу к Европе», поскольку его дочь долгие годы жила в Швейцарии, а внучка даже имеет швейцарское гражданство. Выступает ярым противником «ядерной сделки».

Кто именно из двух фаворитов станет президентом, пока не ясно. Разные социологические опросы отдают победу то одному, то другому. Скорее всего, будет второй тур, который пройдет 5 июля. Причем, если кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре, откажутся от участия во втором, то очередь перейдет к кандидатам, оказавшемся на третьей и четвертой позиции в первом туре.

Автор статьи: Александр Черный