5,9K подписчиков

Инструктаж по охране труда и безопасности перевозок водителям: в чем отличие?

Современные транспортные средства являются источником повышенной опасности, т. к. при неумелом использовании могут воздействовать на участников дорожного движения своей массой и кинетической энергией, что в свою очередь может привести к дорожно-транспортному происшествию (далее – ДТП) с пострадавшими. Поэтому руководители автотранспортных предприятий обязаны минимизировать возможный ущерб от ДТП, соблюдая основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения (далее – БДД), что определено Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Современные транспортные средства являются источником повышенной опасности, т. к.

Одним из таких требований является проведение для водителей инструктажей по охране труда (далее – ОТ) и безопасности перевозок. Проведение инструктажей по ОТ регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Предусматриваются следующие виды инструктажей:

  • вводный инструктаж по ОТ;
  • инструктаж по ОТ на рабочем месте, который в свою очередь включает в себя: первичный инструктаж по ОТ, повторный инструктаж по ОТ, внеплановый инструктаж по ОТ;
  • целевой инструктаж по ОТ.

Более подробно остановимся на проведении водителям инструктажей по безопасности перевозок, т. к. несмотря на похожесть инструктажей по ОТ и безопасности перевозок друг на друга, иногда даже созвучности, цели и задачи у них разные. Проведение инструктажей по безопасности перевозок регламентируется приказом Минтранса России от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Для организации работы по обеспечению БДД, в том числе и организации проведения инструктажей, руководитель предприятия должен назначить ответственного за обеспечение БДД, который должен пройти аттестацию в ФБУ «Росавтотранс». К этому специалисту предъявляются и другие требования.

При профильном среднем профессиональном образовании достаточно пройти аттестацию в ФБУ «Росавтотранс», а если образование не профильное, то дополнительно необходимо пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение БДД. Для прохождения аттестации необходимо иметь стаж работы в автотранспортном предприятии на технических должностях не менее 3 лет. То же самое касается и специалистов с высшим образованием, но к ним не предъявляются требования к стажу работы.

«Записки андрагога» – канал, посвященный вопросам обучения взрослых требованиям охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на https://t.me/anernotes, чтобы не пропустить новые интересные публикации.

Следует отметить, что для назначения ответственным за обеспечение БДД недостаточно получить только соответствующую квалификацию, также необходимо пройти аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью и быть внесенным в размещенный на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» реестр кандидатов, аттестованных в качестве вышеуказанного специалиста.

Инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и грузов подразделяются:

  • на вводный, который проводит специалист, ответственный за БДД;
  • предрейсовый, который по решению руководителя предприятия может проводить либо непосредственный руководитель водителя, либо специалист отдела, который отвечает за маршрут, по которому будет выполнен рейс;
  • сезонный и специальный инструктажи, которые проводит непосредственный руководитель водителя.

Вводный инструктаж по безопасности перевозок проводится водителям при приеме на работу вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы.

В дополнение к информации, полученной при вводном инструктаже по ОТ, водители получают следующую информацию:

  • общие сведения о предприятии, размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок;
  • требования к безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • требования к обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для автомобильных транспортных средств;
  • основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП.

Водители также изучают:

  • порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
  • порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;
  • права потерпевших в соответствии с договором обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
  • нормы загрузки транспортных средств для грузоперевозок и пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • документы, необходимые для осуществления перевозок.

Предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту).

Прежде чем вы продолжите ознакомление со статьей, мы хотим рассказать о нашем Youtube-канале, где теперь появились еженедельные выпуски новостей сферы охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на наш канал, чтоб оставаться в курсе последних событий и нововведений в сфере безопасности на производстве и охраны труда.

Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов ГАИ, автовокзалов и автостанций;
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями.

Водители получают информацию об особенностях эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также о способах обеспечения БДД в сложных погодных и дорожных условиях.

Современные транспортные средства являются источником повышенной опасности, т. к.-2

Специальный инструктаж проводится при необходимости незамедлительно довести до водителя информацию:

  • о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
  • об изменении условий движения, влияющих на БДД;
  • о совершении и об угрозах совершения террористических актов.

При проведении специального инструктажа необходимо дать оценку ситуации, послужившей основанием для проведения этого инструктажа, и определить порядок необходимых действий водителя.

Информацию о прохождении инструктажей необходимо внести в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность, фамилию и инициалы работника, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи. В зависимости от структуры предприятия такие журналы должны быть в каждом подразделении, в котором проводятся инструктажи водителям.

Документация о проведении всех видов инструктажей хранится у назначенных руководителем предприятия специалистов, ответственных за проведение этих инструктажей.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Посетите наш сайт olimpoks.ru, присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).

Другие статьи на нашем канале: