834 подписчика

ВЯТКА СЕРЕБРЯНАЯ. Клады восточного серебра и куфических монет на территории Вятской губернии.

Клад восточных дирхемов. Фото из открытых источников
Клад восточных дирхемов. Фото из открытых источников

Пока доподлинно известно о 10 кладах куфических монет обнаруженных на территории Вятской губернии и это только те, находки сообщения о которых были опубликованы в прессе или научной литературе, а монеты частично были переданы в музеи , частично разошлось по рукам и частным коллекциям .

Для сравнения в Московской области известно об обнаружении 15 кладов восточного серебра. Интересно, что куфические дирхемы были обнаружены и в самом сердце Москвы в 1836 году, при начале строительства храма Христа Спасителя, дирхемы были отчеканены IX веке. А всего на Европейской части России известно ,по крайней мере о 700 кладах восточных серебряных монет.

Глазовский уезд Вятской губернии. Место находок нескольких кладов серебряных дирхемов IX-X в.
Глазовский уезд Вятской губернии. Место находок нескольких кладов серебряных дирхемов IX-X в.

В вятских кладах в основном содержаться серебряные дирхемы азиатского чекана династии Абассидов. Правление Абассидов началось в 750 году н.э. в столице халифата Багдаде. Помимо этого в кладах встречаются дирхемы династии Саманидов, правившей в Средней Азии и Иране в 875—999 годах. Самые ранние восточные монеты обнаруженные в составе кладов – Сасанидские серебряные драхмы IV-V веков н.э. , находки этих монет на Вятке пока являются единичными .

В книге «Русская монетная система» И.Г. Спасский, отмечает, что серебряные драхмы часто находят на территории России в составе кладов арабских дирхемов. Действительно, спутниками куфических монет были отдельные экземпляры серебряных драхм Сасанидских царей Ирана . На аверсе этих монет находится погрудное изображение бородатого царя в пышном венце, а на реверсе жертвенник. На Каму и в Приуралье они попадали непосредственно из Персии.

Драхма династии Сасанидов III-IV  в. н.э Фото из открытых источников.
Драхма династии Сасанидов III-IV в. н.э Фото из открытых источников.

Первые клады восточных монет в Вятской губернии зафиксированы на страницах историко-краеведческой литературе второй половины XIX века. Об этих кладах и их судьбе рассказывается в работах Елены Юрьевны Мокеровой кандидата исторических наук, эксперта в области нумизматики и истории денежного обращения. Самый крупный клад был даже не выкопан, а «выпахан» в поле в 1867 году. Это было настоящее сокровище! Найденный на территории Вятской губернии клад стал одной из крупнейших находок дирхемов в Восточной Европе. Это знаменитый «Ягошурский» клад известный еще как «Глазовский». В медном кувшине были 1500 редких куфических монет и серебряный слиток. В кладе были найдены ранее неизвестные типы монет. Кувшин , произведенный в средней Азии, предположительно в Фергане был датирован VIII веком. Кувшин, слиток и 244 монеты переданы в собрание Эрмитажа. 309 монет вернулись в Вятский публичный музей в 1870 году.

Всеволод Иванов "Торг в стране восточных славян"
Всеволод Иванов "Торг в стране восточных славян"

Находили древние монеты и на территории губернского города – в 1889 г. в Вятке были найдены 6 куфических дирхемов , самая поздняя из монет датируется 835 годом н.э.

В 1870 году в 10 километрах к северу от г. Котельнич рядом с селением Городок был также обнаружен клад куфических монет. Клад содержал несколько десятков дирхемов, их изучение позволило датировать клад 800 г.н.э. Из состава клада сохранилось 15 монет, среди них две драхмы Сасанидов, один дирхем династии Омейядов, девять монет Абассидов и три поздних дирхема Идрисидов.

Клад был приобретен и описан вятским историком, первым археологом, проводившим раскопки на территории Вятской губернии Александром Андреевичем Спициным.

Александр Андреевич Спицин, археолог, историк.
Александр Андреевич Спицин, археолог, историк.

Другой интересный клад куфических монет, сведения о котором до нас дошли, был найден в Глазовском уезде в 1 километре от города Глазова на Пермском тракте. Древние монеты нашел гимназист по фамилии Максимович в 1850 г. Клад состоял из 80 серебряных дирхемов, 77 монет Максимович подарил вятскому публичному музеуму. К сожалению уже в XIX веке стало известно о том, что монеты пропали, смотритель музея сообщил, будто бы они были унесены посетителями... Сегодня в это трудно поверить – уходя из музея посетители «прихватывали» дирхемы «на память»! Вполне вероятно, что эта версия просто прикрывает банальную кражу монет. Три монеты из клада найденного гимназистом, один омеядский и два аббасидских дирхема попали в коллекцию нумизмата В. К. Трутовского.Впоследствии стало известно , что у детей Максимовича, в семье , сохранилось еще три восточных монеты – скорее всего принадлежащих к этому же кладу. Находки кладов куфических монет были зафиксированы и в советское время. В 1966 году в деревне Омутницы , бывшего Глазовского уезда Вятской губернии, мальчик – ученик глазовской школы-интерната, нашел под углом дома, который шел на снос 32 серебряных дирхема, завернутых в ветхую тряпицу. Вновь повезло ребенку школьного возраста даже не думавшему о находках кладов или сокровищ, а вот сохранность клада и в 20 веке оказалась под большим вопросом. Мальчик передал клад директору интерната в городе Глазове, директор, не придав большого значения находке, (или напротив, поняв что это что то ценное) клад хранил у себя дома(!) и при переезде на другую квартиру, потерял половину клада. Из состава клада в руки исследователей попало всего 16 монет.

Восточные дирхемы и Сасанидские драхмы древнего Ирана. Фото из открытых источников.
Восточные дирхемы и Сасанидские драхмы древнего Ирана. Фото из открытых источников.

И даже те дирхемы, что удалось сохранить и исследовать историкам и сотрудникам Кировского областного краеведческого музея им. П.В. Алабина , могут многое поведать о тайнах древней истории Вятской земли. О том времени, от которого не осталось ни летописных свидетельств, ни преданий, не надписей. Остались лишь немые свидетели – находки с древних городищ керамика , наконечники стрел, да еще тонкие серебряные монеты , увитые замысловатыми узорами арабских букв и цифр. Для того , что бы разобраться в том, как в наши северные и непроходимые леса попадали монеты чеканенные в Багдаде и Самарканде, вспомним о том что, сегодня в Санкт-Петербурге в Эрмитаже в разделе "Иранское искусство" хранятся великолепные серебряные чаши и блюда IV-VI веков, которые были найдены на территории Афанасьевского района Кировской области. При этом точно установлено, что это серебро попало на Вятскую землю из Ирана. Как же такое возможно? Для этого нам придется обратиться к истории находок кладов состоящих из серебряных блюд, шейных гривен и серебряных слитков.

В августе 1951 г. в Удмуртский краеведческий музей поступили серебряные вещи из клада, найденного у д. Шудьякар Зюздинского района (ныне Афанасьевский район) Кировской области. Клад был найден в мае 1951 г. жителями д. Шудьякар (Харинская) Кириллом и Константином Хариными при распашке поля на левом берегу р. Камы, в ее пойме, в 1,5 км к северо-западу от берега реки, напротив деревни. Клад состоял из большого серебряного блюда и трех серебряных шейных гривен. Плуг зацепился за блюдо, сорвал с него поддон и вывернул сосуд на поверхность. Поддон не был найден, но следы его отчетливо сохранились в нижней части блюда. Не поняв значения своей находки, Харины разогнули обручи шейных гривен, причем две из них потеряли, а блюдо разрезали на несколько частей.

Пока доподлинно известно о 10 кладах куфических монет обнаруженных на территории Вятской губернии и это только те, находки сообщения о которых были опубликованы в прессе или научной литературе,  а...-7

Жители д. Шудьякар рассказывают, что еще до революции на том же самом поле было найдено большое серебряное блюдо. Дальнейшая судьба этой находки неизвестна. Возможно, исчезнувшее блюдо относилось к тому же кладу, что и найденные вещи. Массивность блюда и схожие приемы производства , позволяют датировать его IV—V векам.

Пока доподлинно известно о 10 кладах куфических монет обнаруженных на территории Вятской губернии и это только те, находки сообщения о которых были опубликованы в прессе или научной литературе,  а...-8

После этой находки было обследовано Шудьякарское городище находящееся в трех километрах от места находки клада. Городище относится к родановской культуре и принадлежит предкам коми-пермяцкого народа. По находкам керамики и других вещей городище датируется IX—XI вв. Таким образом, по соседству с местом находки клада располагаются древнее поселение и могильник, относящиеся ко времени захоронения клада. Очевидно, сасанидские блюда бытовали у местного населения в течение очень длительного времени и иногда попадали в землю в кладах столетия спустя после времени их изготовления , вместе с другими драгоценными вещами и монетами. Археологами достоверно установлено, что сасанидское серебро попадало на Урал в обмен на пушнину и использовалось местным населением для культовых целей. Интересно отметить и то обстоятельство, что именно на IX—X вв. в Прикамье отмечается очень большое число сокрытых кладов, состоящих из драгоценной привозной посуды, серебряных шейных гривен и других вещей.

Пока доподлинно известно о 10 кладах куфических монет обнаруженных на территории Вятской губернии и это только те, находки сообщения о которых были опубликованы в прессе или научной литературе,  а...-9

Основная масса этих кладов сосредоточена на Вятке и Чепце. Видимо, это связано с обстановкой военной опасности, которая создалась в IX—X вв. в связи с образованием в низовьях Камы государства волжских булгар. Булгарские правители облагали данью местное население Прикамья. Неспокойная обстановка вызывала потребность зарывать клады, которые чаще всего прятали недалеко от поселения и не очень глубоко, чтобы иметь возможность в случае изменения обстановки легко их достать. Одним из таких кладов и является, описанный выше клад у д. Шудьякар. Из девяти известных науке «зюздинских» кладов закамского серебра обнаруженных вблизи села Бисерово Афанасьевского района Кировской области два самых ценных клада были найдены в окрестностях деревни Турушёвы примыкающей к Бисерово на севере, два населенных пункта разделяет глубокий овраг.

Первый турушевский клад «восточного серебра» был найден летом 1927 года. Мальчик - пастух на опушке леса, оступился и внезапно провалился в яму, которая, как выяснилось впоследствии, оказалась местом захоронения древнего клада. На дне ямы обнаружилось серебряное ведёрко, наполненное блюдами, шейными гривнами и светильниками.

Два года спустя, летом 1929 года, был найден второй турушевский клад. Все его предметы были изготовлены из позолоченного серебра. Самое древнее изделие иранских мастеров-ювелиров это блюдо с изображением сцен охоты иранского царя Шапура II - примерно 320 год нашей эры, обернувшийся назад всадник стреляет в поднявшегося на задние лапы льва. В нижней части изображения видно, что царской добычей уже стал один поражённый стрелой зверь, распростёршийся под копытами его коня.

Персидское блюдо со сценой охоты царя Шапура II. 4 в. н.э. Фото из открытых интернет-источников.
Персидское блюдо со сценой охоты царя Шапура II. 4 в. н.э. Фото из открытых интернет-источников.

Сегодня это блюдо – является «жемчужиной» и главной ценностью коллекции Иранского серебра в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт - Петербурге.

Помимо персидской посуды в кладе находились византийское и греческое серебро. Византийское блюдо, изготовление которого относится к VII веку, изображает тёмный крест в обрамлении плюща. В кладе также были среднеазиатские светильники VIII века, в том числе четырёхрожковый светильник. На рукоятке светильника выгравирована свернувшаяся в клубок пантера — атрибут античного бога Вакха-Диониса. На дне одного из сосудов изображён слон, почитаемый буддистами в качестве священного животного, изображения на другом представляют собой бытовые картины ранних доисламских земледельческих обрядов: гранатовые деревья, символизировавшие множеством своих зёрен плодородие и многочадие. На светильнике также изображены конь, олицетворяющий почитание священной воды, олень, наделённый целебным свойством своих рогов продлевать человеческое существования, и верблюд, как и гранатовое дерево символизирующий плодородие.

Одно из блюд клада изображает — сюжет охоты на газелей царевича Бахрама Гура — он же сасанидский царь Варахран V (421—439). Позади него сидит рабыня Азаде. Этот сюжет охоты передан также в поэме Фирдоуси «Шахнаме».

Царевич Баграм Тур, сасанидскии царь Варахран V (421-439), охотится на газелей в сопровождении рабыни Азаде. Фото из открытых интернет-источников.
Царевич Баграм Тур, сасанидскии царь Варахран V (421-439), охотится на газелей в сопровождении рабыни Азаде. Фото из открытых интернет-источников.

Находки кладов восточного происхождения в Афанасьевском районе историки объясняют обширными торговыми связями наших далеких предков. Большинство сасанидских, как и византийских, серебряных изделий найдено в Приуралье и Прикамье, куда они были завезены купцами, что свидетельствует о включении нашего региона в мировой рынок той эпохи. В средневековье, в Вятском крае активно развивались торговые взаимоотношения местных племен охотников и рыболовов с приезжими купцами, которые осуществляли обмен пушнины на серебро, в основном это была серебряная посуда с художественной обработкой из ближней и средней Азии. Из роскошных дворцов персидских владык эти прекрасные украшенные чеканкой блюда и кувшины с тонкой проработкой орнаментов попадали в городища лесных охотников в немалом количестве! Связано это с исторической обстановкой сложившейся на Ближнем Востоке и Азии. После падения Сасанидской империи под ударами Арабского халифата в середине VII века, несметные богатства шахиншахов, накопленные за столетия, перешли в руки завоевателей.

Густав Бауэрфайнд "Рынок в Яффо" 1887 г.
Густав Бауэрфайнд "Рынок в Яффо" 1887 г.

Изображения людей, животных и древних божеств были запрещены . На арабском востоке эти блюда утратили свою художественную и религиозную ценность, зато на Вятке и в Прикамье эти предметы вызывали интерес местных племен, как по причине содержания в них драгоценного металла, так же по причине интересных сюжетов чеканки, эти блюда из серебра могли иметь не только материальное значение ,но и мистическое и религиозное, поэтому их в большом количестве арабские купцы везли сначала в Булгар , а оттуда они попадали уже на Север, в караванах булгарских купцов.

Поток серебра на север в основном шел, через Итиль столицу Хазарского каганата и г. Булгар столицу Волжской Булгарии в Верхнее Прикамье, в легендарную Биармию. А из суровых лесных стран на юг купцы везли добытые местными охотниками драгоценные меха – соболя, бобра , горностая, белки, лисицы.

Со временем вместо «крупных» вещей, таких как серебряные и золотые блюда, в этот поток влились и куфические монеты. В то время , завоевавшие титул главной денежной единицы в торговле Древней Руси, Скандинавии и Европы.

Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.