24,3K подписчиков

Дочь императора бедствовала, в итоге оказавшись в богадельне: светлейшая княжна Екатерина

1,4K прочитали

При рождении у Кати было все: дворцы, деньги и целая империя у ее маленьких ножек. Но год от года ее жизнь рушилась, пока не завершилась в нищете и забвении.

К. Маковский. Портрет детей светлейшей княгини Юрьевской, Катя - младшенькая
К. Маковский. Портрет детей светлейшей княгини Юрьевской, Катя - младшенькая

Екатерина Александровна родилась вне брака, однако позже ее отец Александр II все же женился на ее матери Екатерине Михайловне Долгорукой, ставшей светлейшей княгиней Юрьевской, и узаконил ее (и своих, как ни странно) детей.

Девочка росла в роскоши и безмятежности, но проблем не было лишь первые четыре года. А дальше, после трагической гибели ее отца от рук т е р р о р и с т о в , ее жизнь буквально пошла наперекосяк, с каждым годом подкидывая все новые «сюрпризы».

Эмиграция и первый унизительный брак

После смерти Александра II семья Юрьевских (бывших Долгоруковых) была вынуждена бежать во Францию, опасаясь гнева Романовых за якобы разрушенный законный брак Царя-Освободителя.

Екатерина Александровна Юрьевская и Александр Владимирович Барятинский
Екатерина Александровна Юрьевская и Александр Владимирович Барятинский

Там же, во Франции, подросшая княжна познакомилась со своим первым мужем – экстравагантным красавцем и богатеем Александром Барятинским. Почти всем был хорош князь, разве что того кроме того, что был без ума влюблен в другую женщину: итальянскую певичку и звезду той прекрасной эпохи Лину Кавальери. И даже несмотря на то, что сам Николай II строго настрого запретил Александру брак с певуньей-куртизанкой, оборотистая Лина продолжала крепко держать богатого ухажера в своих хищных лапках. Еще бы: мало кто готов был дарить ей такое же количество уникальных драгоценностей - жемчуг Фаберже, роскошнейшие шубы, огромные алмазы и рубины сыпались к ногам прекрасной простолюдинки как из рога изобилия.

Места для скромной Кати в княжеском сердце уже не было. И ладно бы он был просто холоден к молодой жене, так нет же: странный муженек насильно заставлял супругу вместе с ним обожать роковую итальянку. Катя «дружила» с Линой, подражала ее жестам и образу, красила волосы в темный цвет, пока ее законный супруг вытирал об нее ноги, гуляла с итальянкой и мужем под ручку...

Пытка закончилась вместе со смертью Барятинского за карточным столом. Ходит легенда, что слабое сердце князя не выдержало известия о замужестве итальянской дивы, но скорее всего правда состоит в том, что действительно пораженный наследственным недугом орган не вынес чрезмерного количества алкогольных возлияний.

Катя осталась с двумя детьми – наследниками гигантского наследства непутевого папани (и как он только умудрился не промотать его до нитки…) - и перебралась в семейное имение под Курск.

Второй брак, нищета и предательство

Второй Катин брак обещал быть более счастливым: на отдыхе в Крыму она знакомится с импозантным красавцем Сергеем Оболенским. Он был остер на язык, статен, тоже князь и на 12 лет моложе Екатерины Александровны. Молодой человек умел красиво ухаживать за богатыми незамужними (или вдовыми) дамами, и вот уже влюбленные играют свадьбу.

Начиналась совместная жизнь нормально, но затем разразившаяся революция лишила их средств к существованию. И хорошо, что не жизни – парочке удалось сбежать в Киев, а оттуда – в Англию, где они попутно растеряли остатки имущества и средств.

В Англии же Сергей как-то потерял себя…. И вскоре нашел, но уже в Америке и в объятиях юной миллионерши. В общем, жизнь Сержа в итоге сложилась замечательно, а Катя осталась в Англии одна одинешенька, без денег и поддержки.

Сергей Платонович и его новая жена Ава Элис Мюриэл Астор - скромная миллионерша и просто красавица
Сергей Платонович и его новая жена Ава Элис Мюриэл Астор - скромная миллионерша и просто красавица

Певунья за копейки

Вот тут-то, в туманном Лондоне, Екатерине Александровне внезапно пригодились ее уроки пения – чтобы хоть как-то свести концы с концами, она выступала по частным концертам и ресторанам. Также небольшое содержание как член дома Романовых она получала от британской монаршей семьи.

Впрочем, на старости лет это содержание незаметно прекратилось, а петь Катя больше не могла в силу преклонного возраста и потери певческого голоса. Так ей и пришлось распродать имущество и небольшой остаточек жизни провести в одиночестве в британском доме престарелых.

Вот такая грустная история, которая наглядно демонстрирует набивший всем нам оскомину принцип «Не родись красивой, а родись счастливой». Жаль, что не случилось в жизни этой неплохой, в общем-то, женщины, ни денег, ни любви, ни признания, но так бывает даже у князей. А в разделе Премиум, кстати, я выложила единственную и оригинальную запись пения «принцессы Кэтрин Юрьевской-Оболенской» от 1934 года :)