Найти тему
Academia-nadezhda

История семьи (43): как воспитывали мальчиков в священнической семье (по документам XVIII - XIX вв.)

Таблица Academia-nadezhda.
Таблица Academia-nadezhda.

Для составления родового древа мы просматриваем метрические книги, исповедные ведомости и другие архивные документы, пишем запросы в разные архивы. На чем остановиться в своих поисках? Сколько колен и веток древа будут достаточными для составления полного представления о предках и их жизни? Чем больше ищешь, тем более реальными становятся далекие родные с их устремлениями, счастьем и горем. Для составления более полной картины их жизни мы разыскали и установили семьи, из которых пришли в нашу семью женщины. Рассказали о поисках семей родственников в статьях "История семьи (40): устанавливаем семью невесты по архивным документам и находим ... пра-5-бабушку" и "История семьи (41): как можно узнать о семье девушки, выданной замуж - трудный путь поиска", а также описали семьи, куда ушли наши девушки в статье "История семьи (39): самое сложное в поиске родных - восстановление истории женских судеб". Эти сведения дали нам более масштабную и правдивую картину жизни нашей многочисленной семьи.

Пришло время поинтересоваться и установить жизненный путь мальчиков в семье Тихомировых/Флоринских на протяжении XVIII и XIX веков - где учились, какую профессию выбирали, где служили и что влияло на выбор своего жизненного пути сыновьями родоначальника Николая Васильевича Тихомирова.

В этой статье мы расскажем о нашем поиске сведений о сыновьях Николая Васильевича и их жизни. Делаем это, как всегда, в надежде, что наш путь станет кому-то "нитью Ариадны" и послужит добрую службу в поиске своих родных. При этом обратим внимание, что некоторая, кажущаяся неточность в склонении приводимых имен, отчеств, вызвана лишь следованием языку документов того времени, сложностями складывания фамилий, особенно в священнических семьях.

Для того, чтобы системно подойти к анализу архивных материалов о сыновьях , мы создали на каждого из них папку для хранения найденных документов, в которых содержались упоминания о них. В приведенной ниже таблице отмечены папки с именами мальчиков. Жизненный путь девочек мы также отслеживаем и частично уже описали. Получилось вот так:

Таблица Academia-nadezhda.
Таблица Academia-nadezhda.

В ходе этого поиска и знакомства с биографиями мальчиков со всей очевидностью встала роль духовных центров России в истории семьи и судьбах сыновей Николая Васильевича, связь со священными русскими местами разных поколений Тихомировых/Флоринских.

1. Образование сыновей в семье Тихомировых/Флоринских

1.1. Московская Духовная Академия в судьбе наших предков

Еще со времен церковных реформ Петра I было введено правило, что все священники должным быть образованными, так как в их обязанности теперь входило заполнение метрических и исповедных книг, проводить брачные обыски, выполнять огромный объем работ для различных государственных ведомств. Поэтому в священнической семье и мальчикам, и девочкам давали хорошее образование. В семье Тихомировых/Флоринских уделяли этому вопросу большое внимание. Сыновья Николая Васильевича Петр (1778 – не раньше 1826 гг.), Матвей (1779 – после 1827 гг.) и Тимофей (1780 - 1808 гг.) получили не только семинарское образование (Закон Божий, основы педагогики, русский и церковнославянский языки, арифметика, основы геометрии, землеведение, черчение, русская история и сведения по всеобщей истории, география, естествознание, чистописание, пение, ремёсла и гимнастика), они продолжили уже в зрелом возрасте учебу в Московской духовной академии и закончили ее. В академии к ранее изученным в семинарии дисциплинам добавилась обширная языковая подготовка - еврейский, древнегреческий, французский, немецкий и ряд других дисциплин.

Московская духовная академия - это старейшее высшее учебное заведение России. Была открыта в 1685 г. как духовная академия и размещалась сначала в Богоявленском соборе, а с 1687 г. продолжила свою деятельность в специально построенном каменном здании в Заиконоспасском монастыре и явилась основой Славяно-греко-латинской академии. Впоследствии Славяно-греко-латинская академия, ставшая базой для всего высшего отечественного образования и воспитания многих поколений русских людей в различных школах, академиях, университетах, была преобразована в Московскую духовную академию.

1.2. Старшие сыновья Николая Васильевича Тихомирова и их жизненный путь

Получив хорошее духовное образование, Петр Николаев Тихомиров с 1794 – 1826 гг. служил дьяконом в церкви Вознесения в селе Борщево Клинского уезда Московской губернии. Он женился, его жена Феодосия Иванова (1776 – после 1825 гг.), у них родились дети. Дети Петра Николаевича и Феодосии Ивановны:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "1. ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199. 1811 г. Ревизские сказки священноцерковнослужителей и их семейств церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г. 2.  Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1058 С.259. 1825 г. 3. Исповедные ведомости, фонд №203, опись №747, дело №782, стр.  486. 1804 г.".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "1. ГБУ "ЦГА Москвы", Фонд 203 Опись 746 Ед.хр. 544 стр. 199. 1811 г. Ревизские сказки священноцерковнослужителей и их семейств церквей Московской губернии Московской епархии за 1811 г. 2. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1058 С.259. 1825 г. 3. Исповедные ведомости, фонд №203, опись №747, дело №782, стр. 486. 1804 г.".

Татьяна Петрова (1798 – после 1831 гг.). В 1817 году 8 января выдана замуж за Иоанна Алексеева (1794 – 1825 гг.), священника церкви Преображения Господня села Дорошево Клинского уезда; Василий Петрович Тихомиров (1800 – после 1834 гг.) был женат на Ольге Варфоломеевой (1803 – после 1825 гг.). Василий сохранил фамилию отца - Тихомиров (в отличие от других внуков Николая Васильевича); Ольга Петрова (1802 – после 1857 гг.) в 1826 г. была выдана замуж за Андрея Иванова Советова (1798 – после 1857 гг.), который «поступил на место дьякона Тихомирова в 1826 году марта 17 дня» [3], был переведен в дьяконы в село Борщево из епархии города Волоколамска Воскресенского собора. Вера Петрова (25 августа 1807 – после 1820 г. сведений нет); Андрей Петров (1810 – до 1821 гг.)

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "Церкви Клинского уезда Московской губернии, в которых служили члены семьи Петра Николаевича Тихомирова".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "Церкви Клинского уезда Московской губернии, в которых служили члены семьи Петра Николаевича Тихомирова".
В 1826 году никого из семьи в селе Борщево уже нет: Ольгу выдали замуж, Василий - стал священником церковь Николы Чудотворца села Горки, жена Феодосия Ивановна, видимо, умерла в 1825 году, но запись об этом не найдена, а сам Петр Николаевич Тихомиров ушел в Троице-Сергиеву лавру в братство.

Второй сын нашего пра-4-деда Матвей Николаев Тихомиров в 1801 году выбыл в село Спасское на реке Нудоли служить дьяконом в церкви Преображенская. В этом же селе он женился, его супруга Ирина Петровна (1779 – 9 сентября 1817 гг.), урожденная Смирнова. Вся семья Смирновых проживала в этом селе. Здесь же в 1803 году родился их сын Александр Матвеевич Флоренский.

После окончания Московской духовной академии в 1811 году Матвей назначен на службу в церковь Спаса Нерукотворного села Введенское Клинского уезда, где служил с 1812 г. по 1827 г. и был Благочинным Клинского уезда. По инициативе Матвея Николаевича в селе была построена церковь, о чем говорится в статье на сайте прихода «Церковь Спаса Нерукотворного образа с. Введенское»:

«Каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя была построена тщанием священника Матфея Тихомирова и церковного старосты Варлама Иванова с прихожанами. Престолов в ней было три. Главный - во имя Спаса Нерукотворного образа. В теплой, трапезной части с южной стороны - престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с северной стороны - в честь Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных»[1].

Жена Матвея Ирина Петровна умерла 9 сентября 1817 г., видимо, после смерти их второго сына - Ивана Матвеевича (1815 – 18 июля 1816 гг.). 10 апреля 1827 г. Матвей Николаев Тихомиров выбыл в братство в Троице-Сергиеву лавру, видимо, вслед за старшим братом Петром.

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2131, опись №2, дело №65, стр. 273. 1834 год Ревизия".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2131, опись №2, дело №65, стр. 273. 1834 год Ревизия".
Приход Матвей Николаевич оставил на своего единственного сына Александра Матвеевича Флоринского, в доме которого продолжал жить его престарелый отец Николай Васильевич и его старшая сестра Анна.

1.3. Духовная академия в истории семьи Флоринских

Со Славяно-Греко-Латинской Академией и ее деятельностью связаны имена 40 (!) Флоринских, а Кирилл Авдиевич Флоринский (нач. 18 в.? - 09.01.1744 гг.) в 1736 году начал преподавать богословие в Славяно-греко-латинской академии в Москве и был её префектом, а в июле 1741 года был назначен архимандритом Заиконоспасского монастыря:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "Архив РГАДА. Фонд Патриарший (Синодальный) дворцовый приказ, г. Москва. Опись Дела. фонд № 236, опись 2. Ч. 2, стр. 585".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "Архив РГАДА. Фонд Патриарший (Синодальный) дворцовый приказ, г. Москва. Опись Дела. фонд № 236, опись 2. Ч. 2, стр. 585".

В статье канала "История семьи (29): самое образованное сословие Российской империи. Из опыта поиска предков" мы писали о студенте Московской духовной Академии Федоре Васильевиче Флоринском (1813 - 1868 гг.), который учился с 16 июля 1834 по 31 января 1839 гг. Видимо, сохраняя традицию семьи, и наш дед Федор Федорович Флоринский (1872 - 1911 гг.) учился в Заиконоспасском духовном училище с 1882 по 1890 гг. и получил начальное образование.

Можно перечислять многие имена наших предков, бравших духовные силы и получавших прекрасное образование в этом учебном заведении. Духовную семинарию закончили 32, а Московскую духовную академию -7 наших предков (из числа известных пока нам).

2. Монастыри в жизни и образовании семьи Тихомировых/Флоринских

2.1. Монастырское воспитание мальчиков. Николо-Пешношский монастырь

У Николая Васильевича была многодетная семья - 6 мальчиков и 5 девочек. Всем мальчикам надо было дать хорошее образование, чтобы они продолжили дело отца - стали священниками. В 1805 году двух своих младших сыновей Андрея (17 окт.1789 - после 1811 гг.) и Ивана (24 июня 1792 - после 1811 гг.) Николай Васильевич отправляет в Николо-Пешношский монастырь. Самый маленький Егор остался при отце:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, ф.203 оп.744 д.1502 Стр. 401. 1795 г.  Ревизские сказки Волоколамского, Верейского, Клинского, Можайского, Коломенского, Рузского уездов!.
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, ф.203 оп.744 д.1502 Стр. 401. 1795 г. Ревизские сказки Волоколамского, Верейского, Клинского, Можайского, Коломенского, Рузского уездов!.

Этот монастырь был основан в 1361 году Мефодием Пешношским, учеником Сергия Радонежского, и хранил его заветы и учение. Андрей и Иван попали на воспитание сюда в период расцвета монастыря после многих лет запустения и разорения, которые приходятся на 1700 – 1785 гг. - Петр I в 1700 году передал монастырь в ведение Троицкой Сергиевой Лавры, а в 1764 году Екатерина II провела секуляризацию - изъяла у монастыря в пользу государства крестьян и земельные угодья, пожалованные князьями и царями на помин своей души. Расцвет монастыря начинается лишь с 1786 года.

Мальчики проходили обучение в монастыре в течение двух лет. В монастырской школе их учили грамоте. Обычаи и уклад жизни древнего монастыря также служили их воспитанию и готовили к будущему служению. Дети выполняли общие работы вместе с монахами, с древних времен здесь существовала традиция присутствия детей на общей трапезе вместе с иноками. Так как у Андрея и Ивана были родители, то на праздники и каникулы в период обучения их отпускали домой. После прохождения обучения в монастыре Андрей Николаевич в 1806 году был отослан по разбору на военную службу, а Иван в 1807 году начал свой священнический путь.

2.1.1. Жизненный путь младших сыновей Николая Васильевича

17 октября 1789 года с семье Николая Васильевича Тихомирова родился сын Андрей Николаев (17 окт.1789 - после 1811 гг.). Восприемником Андрея при крещении был "Клинской округи господин майор Иван Яковлев Блудов":

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №785А, стр. 33.  Неизвестный гравер. Портрет Ивана Яковлевича Блудова. Конец XVIII в.".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №785А, стр. 33. Неизвестный гравер. Портрет Ивана Яковлевича Блудова. Конец XVIII в.".

В 1780 году Иван Яковлевич Блудов купил село Спасское, что на реке Нудоль в Клинском уезде, а в 1789 году отец Андрея Николай Васильевич Тихомиров начал свою службу в церкви Архангела Михаила в селе Поджигородово, которое находится недалеко от села Спасского Клинского уезда. Очевидно, что помещик и священник сдружились, поскольку И.Я. Блудов стал крестным отцом Андрея - первого ребенка семьи, родившимся на новом месте службы Николая Васильевича. А в 1801 году Николай Васильевич пошлет своего старшего сына Матвея в село Спасское, принадлежащее майору И.Я. Блудову, служить дьяконом, здесь Матвей женится и у в 1803 году него родится сын Александр.

Почему Андрей - сын священника, чьи все другие сыновья стали священниками, пошел служить в армию "по прибору"? Неужели это было влияние его крестного отца майора Ивана Яковлевича Блудова?

В нашей семье подобный случай повторится: наш дед Федор Федорович Флоринский (1872 - 1911 гг.) станет военным, героем русско-японской войны. Отец его Федор Александрович Флоринский (1843 - 1872 гг.) был псаломщиком в церкви Неопалимая Купина БМ близ Девичьего поля в Москве, а крестный отец Федора Федоровича был военным - майор Павел Николаевич Зоркин.

Но возможна и другая причина. По церковной реформе Петра I в 1721 году был принят "Регламент, или Устав духовной коллегии", по которому с 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилизация в армию "безместного духовенства". Возможно, Андрею на момент поступления на службу не было места для службы в какой-либо церкви Клинского уезда.

Узнать о дальнейшей судьбе Андрея мы не смогли, наши запросы в ФКУ "Российский Государственный военно-исторический архив" (РГВИА) сообщил нам, что "без указания номера и названия войсковой части, где проходил службу Андрей Николаевич Тихомиров, поиск сведений о нем по документам РГВИА не представляется возможным, так как сводных списков личного состава Русской Императорской армии не существует. Рекомендуем Вам обратиться в государственный архив по месту призыва Тихомирова А.Н., то есть в Центральный государственный архив города Москвы", а "ГБУ ЦГА города Москвы" сообщил, что "фонд Клинского уездного рекрутского присутствия в архив на хранение не поступал". Будем искать следы Андрея. Правда, вскоре после его ухода в рекруты начнется Отечественная война 1812 года. Если он был ранен или убит на этой войне, то его имя было бы на стенах храма Христа Спасителя в Москве. Из РГВИА мы получили документы, в которых говорится, что: "в списке Нижегородского пехотного полка запасного батальона, составленного на 1 ноября 1812 года, указано, что прапорщик Федор Флоринский находится в Бобруйском госпитале «за болезнью»" (подробнее в статье канала: "История семьи (14): имена родных на стенах Храма Христа Спасителя в Москве").

Другой младший сын Николая Васильевича Иван Николаев (24 июня 1792 - после 1811 гг.) в 15-летнем возрасте в 1807 году выбыл на самостоятельное проживание и службу пономарем в церковь Святителя и чудотворца Николая села Никольское-Сверчково Клинского уезда Московской губернии. Автограф пономаря Ивана Николаевича в метрической книге села Никольское - Сверчково за 1808 год:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1012. С. 254. 1808 г. Метрические книги Клинского уезда".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1012. С. 254. 1808 г. Метрические книги Клинского уезда".

Еще один сын Николая Васильевича Егор Николаев (1788 – после 1849 гг.) в 1803 году, когда ему исполнилось 15 лет, выбыл в город Клин на службу пономарем Успенской церкви. Но в исповедных ведомостях за 1804 год пономарем в Успенском соборе уже служит другой человек - Никифор Данилов, а Егора здесь нет. Поиски Егора привели нас в село Ильинское, что на Москва-реке, Звенигородской округи в церковь Ильи Пророка, где Егор Николаев служил дьячком с 1812 по 1819 гг. Вот автограф Егора Николаевича в Метрической книге:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №1067, стр. 40. 1812 г. Метрические Книги Московская Губерния".
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №1067, стр. 40. 1812 г. Метрические Книги Московская Губерния".

Затем, в 1820 году Егор Николаев выбыл в Москву дьячком Успенской церкви Никитского сорока. У него была большая семья: супруга Агафья Никифорова (1788 - после 1834 гг.) и 9 детей: Косма (1807 - после 1837 гг.), Анна (1810 г.р.), Петр (10 янв. 1813 г.), Марина (1814 г.р.), Степан (17 апр. 1815 г.р.), Мария (1818 г.р.), Василий (1820 г.р.), Евгения (1821 г.р.), Павел (1828 г.р.):

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, Фонд 51 Опись 8 Ед.хр. 285. С. 275. 1834 год. Ревизские сказки священно- и церковнослужителей церквей Никитского сорока г. Москвы по 8-й ревизии. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках"
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, Фонд 51 Опись 8 Ед.хр. 285. С. 275. 1834 год. Ревизские сказки священно- и церковнослужителей церквей Никитского сорока г. Москвы по 8-й ревизии. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках"

В архивных документах, даже в Ревизских сказках, что очень необычно, Егор Николаев не указывает своей фамилии и фамилии своих детей. Его дети в Ревизии 1834 года Звенигородского уезда названы Егоровы. Это внесло большие трудности в наш поиск - когда абсолютно все данные совпадают, а фамилии-то нет! По нынешним временам это за доказательство никто б не принял. Но вдруг, как привет из глубокого прошлого, нам, современным изыскателям, послан ответ самим Егором! Редчайшая запись! Документальное подтверждение тому, что Егор Николаев из семьи Тихомировых:

1. ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №446, стр. 854. 1849 г. 2. ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №326, стр. 1051. 1838 г.
1. ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №446, стр. 854. 1849 г. 2. ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №326, стр. 1051. 1838 г.

В первом документе 1849 года младший сын Егора Павел Георгиевич Тихомиров (1828 г.р.), а во втором 1838 года говорится о том, что Егор Николаев выдает дочь Марию замуж. Поручителем у Марии (1818 г.р.) выступает ее старший брат Косма Егоров Тихомиров (1807 г.р.).

Такое замечательное, волнительное послание потомкам получилось в этих документах! Нигде больше фамилию братьев мы не встречаем, только отчества.

2.2. Троице-Сергиева лавра - мужской монастырь в истории семьи

Большую роль в жизни семьи сыграла Троице-Сергиева лавра, которая была основана в 1337 году. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. 5 сент. 1742 года архимандрит Кирилл Авдиевич Флоринский был переведен в Троице-Сергиеву лавру (документ № 1). Здесь он служил с 1741 по 1742 гг. до самой смерти, здесь был похоронен (документ № 2). Вполне возможно поэтому, члены семьи Тихомировых/Флоринских часто посещавшие Лавру и старшие сыновья Николая Васильевича приняли решения уйти доживать свой век именно в этом монастыре:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "1. Строев, П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви : С Алф. указ. монастырей, сост. М. Семевским. 1064 с. С.-Петерб. акад. наук. 2. Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 г. Москва: Тип. Т. Рис., 1880. 101 с. 3. Троице-Сергиева лавра"
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "1. Строев, П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви : С Алф. указ. монастырей, сост. М. Семевским. 1064 с. С.-Петерб. акад. наук. 2. Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 г. Москва: Тип. Т. Рис., 1880. 101 с. 3. Троице-Сергиева лавра"

Тихомировы Петр и Матвей ушли в Троице-Сергиеву лавру для службы в братстве, как сказано в Ревизской сказке за 1834 год. 14 февраля 1826 года Петр Николаевич в возрасте 48 лет "выбыл Дмитровской округи в Троице-Сергиеву лавру в число братства". Возможно, Петр ушел в монастырь после смерти жены Феодосии Ивановны, в документах после 1825 года упоминаний о ней больше не встречается. 10 апреля 1827 г. Матвей Николаевич в возрасте 48 лет "выбыл в братство в Троице-Сергиеву лавру", видимо, вслед за старшим братом Петром. В 1826 году Матвей женил своего единственного сына Александра Матвеевича Флоринского, оставил ему место священника в церкви Спаса Нерукотворного в селе Введенском Клинского уезда, где был Благочинным.

Так, через почти столетие наши пра-3-деды оказались в том монастыре, где когда-то служил их предок Кирилл Авдиевич Флоринский.

2.3. Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Изучая историю рода, читая документы, просматривая Ревизские сказки, мы многократно встречали свидетельства связанности семей Флоринских с московской церковью Сошествия Святого Духа на территории Даниловского кладбища. Это кладбище появилось в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а 31 декабря 1772 года была построена и освящена деревянная кладбищенская церковь во имя священномучеников Херсонских. В этой церкви с 1804 по 1808 год служил сын Николая Васильевича Тимофей Николаевич (1780 - 1808 гг.). Здесь он умер и похоронен.

В 1828 году купец Семён Лепешкин начал строительство храма Сошествия Святого Духа в стиле ампир по проекту архитектора Фёдора Шестакова. В это время при церкви была построена богадельня. Именно в эту богадельню храма Сошествия Святого Духа после смерти Николая Васильевича в 1831 году выбыла его дочь Анна Николаевна (1777 – после 1834 гг.), о чем есть запись в Ревизской сказки 1834 года по Клинскому уезду Московской губернии, а в Ревизии Замоскворецкого сорока города Москвы Анна Николаевна она уже записана как прибывшая в храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище:

Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №283, стр. 228. Ревизские сказки 1834 г."
Таблица Academia-nadezhda: Извлечение "ГБУ ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №283, стр. 228. Ревизские сказки 1834 г."

В храме Даниловского монастыря есть придел в честь Успения святой Анны. Возможно, поэтому Анна Николаевна выбрала это место своего пребывания после смерти родителей и ухода в монастырь братьев, ведь своей семьи по каким-то причинам она не имела. Предполагаем, есть еще одна причина, почему Анна выбрала это место - на Даниловском кладбище похоронен брат Тимофей и его дети Александр и Клавдия.

Это место отмечено еще одним событием в семье Флоринских - более чем через полвека на Даниловском кладбище был погребен Флоринский Иоанн Дмитриевич (1830 - 1900 гг.), священник Николаевской, что в Воробине церкви, оставивший свой заметный след в истории Русской православной церкви деяниями своими. Рядом с ним погребены его супруга Наталия Егоровна (? - 17 мая 1875 гг.), некоторые их родственники.

Вывод:

Вчитываясь в старинные документы, рассказывающие о жизненном пути предков, хочется представить их жизнь, дела семейные, как и чем они жили, что создали, на что влияли, что несли людям и миру!
М.И. Цветаева: «Я хочу воскресить весь тот мир, чтобы они не даром жили – и чтобы я не даром жила
Получается у нас - получится и у вас!

Источники:

  1. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №747, дело №1058. С. 259. Исповедные ведомости.
  2. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №2131, опись №2, дело №65, стр. 273. 1834 год Ревизия.
  3. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №51, опись №8, дело №235а, С. 51. Ревизские сказки 1834 г.
  4. ГБУ "ЦГА Москвы" Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1139 С. 57. 1817 г. Метрические книги.

Больше статей канала о составлении семейного древа в подборке:

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com/
Блог на сайте "Как составить родовое древо"

-16