3,9K подписчиков

Василисник желтый. Трава Василисы. Часть 1.

То ли дело в бескрайних луговых просторах, то ли в сочной, пышущей бесконечным жизнелюбием зелени, но волжская пойма всегда вызывала у меня более романтичный отклик, чем другие природные пространства. 

Именно на ее просторах я впервые и встретил светлые изысканные искры василисника желтого.

То ли дело в бескрайних луговых просторах, то ли в сочной, пышущей бесконечным жизнелюбием зелени, но волжская пойма всегда вызывала у меня более романтичный отклик, чем другие природные пространства.

Интересно, что несмотря на то, что в народной медицине василисник не очень популярен, официальная так и вообще его не использовала, и по всем признакам растение можно определить в условную категорию «забытые». Внушительный перечень народных названий прошлого, дошедший до наших дней, говорит нам о том, что когда-то растение все же хорошо знали и активно использовали в быту.

В различных регионах василисник знали под названиями вередовец, золотуха, золотуля, золотая рута, иволга трава, материнка, лупута, луговая рута, Василиса трава, веха, желтяница, живительная трава, засплица, золотая трава, золотень, золотуха, золотушечник, дикая зоря, лесной дикий любисток, любисток плавный, изплечная трава, инежет, желтая мария, матрёнка, млочная, неежа, отхасник, разгуляй, сороканедужная, смоченик, сузик, травяная грушка, уразная трава, полевой шалфей, чистик, ширка, щелкун. 

Официальное название растения - василисник - первоначально сформировалось от фитонима «Василиса трава», и впоследствии, то ли сквозь череду опечаток советских авторов «справочников о лекарственных растениях», то ли из-за чьего-то намеренного искажения, преобразовалось в василисТник, то есть в лист некоего «Василия».

До сих пор можно встретить разное написание названия растения, как в авторитетной литературе, так и в Интернете (напр., Википедия).

Интересную трактовку уже преобразованного ВасилисТника я встретил в одном из словарей народных названий растений, записанную со слов одного из деревенских жителей:

«Кошки едят для че-то, вот и

Васькин листик».