3,5K подписчиков

Свадьбы в искусстве как зеркало эпох: от религиозных картин до политических перформансов

© ГТГ / М.З. Шагал «Свадьба. Венчание», 1918 год
© ГТГ / М.З. Шагал «Свадьба. Венчание», 1918 год

В музеях свадебный бум. 2024 год объявлен в России годом семьи, и по этому поводу в петербургском Эрмитаже, Тульском филиале ГИМа, Го­су­дар­ствен­ном му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан и многих других институциях проходят выставки и мероприятия, посвящённые традициям и обрядам бракосочетаний. В экспозициях представлены наряды, предметы прикладного искусства, а также живопись и фотографии с изображением свадебных торжеств от XVII века и до современности. Однако свадьба — это не только обрядовая практика, но и своеобразное зеркало, отражающее социокультурные феномены времени.

Как художники разных эпох изображали свадебные церемонии в западноевропейском и отечественном искусстве, разбираемся вместе с искусствоведом и автором культурно-образовательного проекта Art Junky Елизаветой Климовой.

Свадьбы в западноевропейской живописи: от религиозной до нравоучительной


Таинство свадебной церемонии издавна привлекало художников. Самый популярный сюжет в классической живописи, связанный со свадьбой, — это описанный в Евангелии от Иоанна «Брак в Кане Галилейской». Когда во время брачного пира Христос совершил своё первое чудо — превратил воду в вино.

© Лувр, Франция / Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской», 1562-1563 годы
© Лувр, Франция / Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской», 1562-1563 годы

У неизвестного последователя нидерландского живописца Иеронима Босха (раньше работу приписывали самому Босху) в знакомом сюжете можно обнаружить множество неочевидных символов: музыкальные инструменты (волынки) намекают на телесную близость, а собака на переднем плане означает верность брачным клятвам. Также мы видим слуг, которые несут блюда с головой кабана и лебедем. В Средневековье было принято отмечать свадьбы с особым размахом и угощать гостей изысканными яствами.

Итальянский художник Паоло Веронезе вместо камерного праздника изображает роскошное пиршество на фоне ренессансной архитектуры, где среди гостей мелькают лица его великих современников: живописцев Тициана и Тинторетто, поэта Пьетро Аретино, императора Карла V и султана Сулеймана Великолепного, а также многих других. Картина была призвана показать пышность и масштабность венецианских торжеств.

Однако художников привлекали и мирские свадьбы. У фламандца Питера Брейгеля Старшего в работе «Крестьянская свадьба» показано, как отмечались свадьбы в низших сословиях. В просторном амбаре расставлены столы из досок, как было принято для больших празднеств. В качестве угощения — миски с кашей, а вместо подноса — снятая с петель дверь. Прислуживали на таких праздниках часто безземельные крестьяне, на что указывает деревянная ложка в шляпе одного из них. Место невесты обозначено зелёным сукном и висящим над нею венцом. Сама новобрачная неподвижно сидит со сцепленными на груди руками. По традиции, в день свадьбы ей нельзя работать.

© Музей истории искусств, Вена / Питер Брейгель Старший «Крестьянская свадьба»
© Музей истории искусств, Вена / Питер Брейгель Старший «Крестьянская свадьба»

В XVIII веке английский художник Уильям Хогарт написал серию работ «Модный брак», в которых высмеивал нравы своей эпохи, в особенности коммерческий расчёт в сердечных делах и нарушение данных клятв. В первой работе цикла «Брачный контракт» художник показывает, что женитьба сына обедневшего аристократа на дочери богатого буржуа — не более чем коммерческая сделка. Молодые заняты каждый своим делом: юноша скучает, девушка кокетничает с адвокатом. Особое внимание привлекают две собаки, скованные цепью. Таким образом Хогарт намекает зрителям, что ничего хорошего этот брак не ждёт.

Свадьбы на Руси: от крестьянской до императорской

В России свадебным традициям в искусстве также уделялось немало внимания. Первые картины на эту тему появились в XVIII веке. Примечательна работа «Смотрины в XVIII веке в городе Торопце» неизвестного автора. Русский археолог, историк и поэт М. А. Веневитинов так описывал происходящее на картине: «При входе жениха в комнату все девушки веерами закрылись, а невесте позволялось в этот вечер взглянуть одним глазком на жениха, равно как и гостьям жениха, женщинам, позволялось одним глазком взглянуть на невесту».

© Государственный исторический музей / «Смотрины в XVIII веке в городе Торопце»
© Государственный исторический музей / «Смотрины в XVIII веке в городе Торопце»

Во второй половине XIX века благодаря художникам-передвижникам в искусстве стали подниматься важные социальные вопросы, в том числе касающиеся бесправного положения женщин. Изображение брачных церемоний того времени мало ассоциировалось с радостью и счастьем, художники предпочитали писать трагические сюжеты.

Наверное, самая известная картина на эту тему — «Неравный брак» Василия Пукирева. На холсте разыгрывается настоящая драма: заплаканная юная невеста венчается с надменным стариком, в то время как на заднем плане молодой и красивый брюнет тревожно сжимает руки на груди, выражая всем своим видом несогласие с этим браком. Хоть красивый брюнет и был списан художником с самого себя, в основу картины всё же легла история его друга, купца Сергея Михайловича Варенцова. Варенцов не только лишился невесты (родители девушки, тоже купцы, предпочли ему более обеспеченного жениха), но и был вынужден присутствовать на бракосочетании в качестве шафера, что усиливало его страдания. Приколотый к сердцу цветок символизирует сердечные муки несчастного юноши.

Незавидная доля женщин на Руси вне зависимости от сословия хорошо передана в работах Фирса Журавлёва. В картине «Перед венцом» властный купец принуждает дочь к браку, которого она явно не хочет. Художник даже несколько раз менял название картины, и одно из них было «Брак по приказу». На полотне «После венчания» обессиленную от слёз невесту караулит престарелый супруг-дворянин, с нетерпением ожидающий брачной ночи.


© Тамбовская картинная галерея / Ф.С. Журавлёв «После венчания», 1874 год
© Тамбовская картинная галерея / Ф.С. Журавлёв «После венчания», 1874 год

Крестьянские свадебные обряды представляли для художников не меньший интерес, чем трагические истории купцов и дворян. Алексей Корзухин изобразил девичник, где невеста в окружении свахи и её помощниц выходит из бани. Сваха держит в руках медный таз и ухват — символы сытости и достатка в доме будущей хозяйки. Одна из девушек расчищает метлой дорогу перед ногами новобрачной, избавляя её тем самым от любых невзгод. Из бани выглядывает полуобнажённая девица — скорее всего, сестра невесты. Она олицетворяет оставленную в родительском доме девичью долю.

Императорская свадьба представляла собой сложную торжественную церемонию, где чётко соблюдались установленные порядки. В ноябре 1894 года, несмотря на траур по почившему императору Александру III, в церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны. На свадьбе присутствовали представители царской семьи, иностранные дипломаты и государственные деятели.

Александра Фёдоровна писала сестре Виктории: «Церемония в церкви очень сильно напоминала мне ту, которая состоялась в 1884 году, только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. <...> Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаём под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас ещё больше». В том же году художник-передвижник Илья Репин запечатлел торжественное событие.

© Государственный Русский музей / И. Е. Репин «Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны», 1894 год
© Государственный Русский музей / И. Е. Репин «Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны», 1894 год

Свадьбы в современном искусстве: от еврейской хупы до брака с камнем

Начиная с ХХ века сакральность брачных ритуалов постепенно уходит из культуры.
В искусстве художники больше сосредотачиваются на чувственном переживании свадьбы как праздника влюблённых.

У Марка Шагала лирика отношений молодожёнов выражается в трогательных и забавных портретах художника и его музы Беллы Розенфельд. Они поженились в 1915 году и прожили душа в душу почти 30 лет. Шагал, следуя свободе воображения, наполняет картины с новобрачными летающими козами, весёлыми скрипачами и атрибутами традиционной еврейской свадьбы.

© Национальный музей Марка Шагала, Ницца / М.З. Шагал «Обрученные и Эйфелева башня», 1913 год
© Национальный музей Марка Шагала, Ницца / М.З. Шагал «Обрученные и Эйфелева башня», 1913 год

У Юрия Пименова в «Свадьбе на завтрашней улице» прекрасно передана атмосфера весенней, бойко застраивающейся Москвы. Строительство нового района, где молодожёны будут жить, символизирует строительство новой ячейки общества, советской семьи. Влюблённых не пугают ни грязь, ни серые однотипные многоэтажки, они бесстрашно смотрят в будущее, разделяя радость и надежду, охватившие страну во время оттепели 1960-х годов.

С середины ХХ века одним из важнейших видов искусства становится перформанс. В 1969 году новоиспечённые супруги Йоко Оно и Джон Леннон вместо медового месяца устроили акцию Bed-In For Peace, выступая против Вьетнамской войны. Джон и Йоко буквально обыграли выражение «не вылезать из постели», которое ассоциируется с медовым месяцем. Для СМИ, охотящихся за подробностями жизни молодожёнов, это стало дополнительным поводом осветить серьёзную проблему.

«В постели за мир», Джон Леннон и Йоко Оно, 1969 год. © nationaalarchief.nl / Eric Koch / Anefo
«В постели за мир», Джон Леннон и Йоко Оно, 1969 год. © nationaalarchief.nl / Eric Koch / Anefo

Не менее важным медиумом для современного искусства является и фотография. Для художницы Нэн Голдин фотодокументирование интимных моментов людей из своего окружения со всеми их радостями, травмами и несовершенством стало своеобразным художественным методом, получившим название Goldin look. Нэн снимала портреты, вечеринки и даже свадьбы близких друзей, не только запечатлевая частную сторону их жизни, но и фиксируя серьёзные социокультурные проблемы времени.

Для современного человека свадебная церемония уже не имеет такого значения, как раньше: теперь можно просто расписаться в ЗАГСе или даже в интернете через официальный сайт. Однако люди продолжают устраивать пышные или камерные свадьбы, чтобы возвестить миру о своей любви. Но если с любовью не повезло, а свадьбу хочется, то выход тоже есть. В 2015 году британская художница Трейси Эмин вышла замуж за камень, церемония состоялась на Лазурном побережье. Своё решение Эмин объяснила так: «Где-то на холме с видом на море есть очень красивый камень, и он никуда не собирается. Он останется там и будет всегда меня ждать».

Художница Трейси Эмин. © Кадр из видео YouTube / Christie's
Художница Трейси Эмин. © Кадр из видео YouTube / Christie's