Найти тему
14,7K подписчиков

Сергей Махов. Слуга двух господ: американские суды и Канадская кампания

В марте 1801 года Джеймсу Уилкинсону — генералу американской армии, коммерсанту, политику и испанскому шпиону — исполнилось 44 года.

В марте 1801 года Джеймсу Уилкинсону — генералу американской армии, коммерсанту, политику и испанскому шпиону — исполнилось 44 года. Пришедший к власти за три недели до этого президент Томас Джефферсон подтвердил звание Уилкинсона: он остался командующим южной группировкой американской армии, а в 1803 году вновь занял пост главнокомандующего американской армией. В конце того же года Соединённые Штаты приобрели у Франции одно из её владений на американском континенте — Луизиану. Это событие по-настоящему выбило Уилкинсона из колеи, ведь над ним нависла угроза того, что поток серебра, которое он получал от европейцев, может неожиданно иссякнуть.

Луизианская покупка

8 декабря 1803 года Уилкинсон получил от представителя президента Уильяма Клейборна письмо:

«Сэр,
С чувством глубокого удовлетворения довожу до вашего сведения о мирной передаче провинции Луизиана комиссарами Испании и Французской республики Соединённым Штатам. Территория должна признать правительство США прежде, чем вы получите это письмо.
С уважением,
Ваш Уильям Ч.К. Клейборн»
Генерал Джеймс Уилкинсон. (wikimedia.org)
Генерал Джеймс Уилкинсон. (wikimedia.org)

Весьма вероятно, что в этот момент у нашего героя земля ушла из-под ног: если испанцы покинут Луизиану, то они перестанут нуждаться в его услугах, а это означало оскудение денежного потока. Деньги же были одной из тех немногих в жизни вещей, которые он действительно ценил.

Калейдоскоп событий, разворачивавшихся в Луизиане, любого выбил бы из колеи. 30 ноября 1803 года прибывший в Новый Орлеан представитель Франции Пьер Клеман де Лассо официально принял провинцию у испанского губернатора Мануэля де Сальседо-и-Маркеса. В течение 20 дней Лассо создавал новый аппарат управления провинцией и новый совет города. А 20 декабря Клейборн и Уилкинсон, с одной стороны, и Лассо с другой подписали мемориал, то есть памятную записку, о передаче территории под власть США через три месяца.

При подписании Лассо как-то странно смотрел на Уилкинсона, и тот беспокоился: а не сдал ли испанский губернатор вместе с территорией и свою агентуру в Штатах? Людям французского императора палец в рот не клади. Корсиканец Бонапарт скуповат и вполне может заставить Уилкинсона работать и на французов, причём бесплатно, просто шантажируя его былыми связями с испанцами.

Наконец 10 марта 1804 года Луизиана перешла во владение США. К жестокому разочарованию Уилкинсона, который распространялся о себе как о величайшем «специалисте по региону», военным губернатором федеральной территории стал Клейборн, а не он сам.

26 марта 1804 года произошло событие, которое позже привело к очередному судебному разбирательству. На официальной церемонии один из членов городского совета подал Уилкинсону письмо от губернатора Испанской Флориды. Рядом с генералом находились Клейборн, представитель штата Миссисипи Кларк и офицеры. Клейборн полюбопытствовал, что это за письмо, и Уилкинсону пришлось вскрыть его при всех. В нём говорилось, что испанское правительство приветствует на территории Луизианы американские войска и лично Уилкинсона, а также надеется на дальнейшее тесное сотрудничество. К письму прилагался чек на 10 000 долларов.

Подъём американского флага над Луизианой. (wikimedia.org)
Подъём американского флага над Луизианой. (wikimedia.org)

Зачем это было сделано, непонятно. Разоблачить своего же шпиона? Вряд ли. Напомнить Уилкинсону, что его держат за горло и в случае чего всегда могут сжать руку? Обычно это делается тет-а-тет. Правдоподобным выглядит только одно объяснение: Уилкинсону давали понять, где теперь находится его куратор. Кроме того, генералу сигнализировали, что французам его не сдали и в этом плане ему нечего опасаться. Ну а то, что сделали это таким экстравагантным способом, — так шпион всегда сумеет выкрутиться.

Читать полностью >>>