69,1K подписчиков

Мафия. Революция, лимоны и Джузеппе Гарибальди

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру. Но изначально мафия - явление, пришедшее со знойных сицилийских берегов, лимонных плантаций и традиций, выстраиваемых веками.

Закрытое общество распространено в островных культурах (при крупных континентах рядом). Как нечто обособленное, словно нарочито противопоставляемое огромному открытому разрозненному обществу. Англия, Япония. Шотландские братства, английские рыцарские ордена, кланы, японская якудза, долгая – длиной в десятки поколений – иерархическая система в Японии это характерная черта таких закрытых островных сообществ. Остров – мир всегда обособленный, и эта его парадигма обособленности продолжается и в позиционировании этой культуры всем остальным. Это способствует крепости традиций, обрядовости в плане посвящения, доступа, уровней, возможности выхода и входа в это закрытое общество. Вот с островом Сицилия и ее мафией вышло именно так.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-2

Для формирования такого закрытого сложного общества нужно несколько факторов – как с преступлениями, напрямую с мафией связанными – мотив и возможность. Возможность – географическая. Мотив – исторический. В мае 1860 года полководец и революционер Джузеппе Гарибальди высадился в Палермо с тысячей добровольцев с целью присоединить Сицилию к новообразованному Итальянскому королевству.

Джузеппе Гарибальди
Джузеппе Гарибальди

Причисление 2,4 миллионов сицилийцев к гражданам Италии обернулось эпидемией заговоров, грабежей, убийств и сведения счетов. Революционеры-республиканцы имели тесные контакты с преступниками, аристократы и церковники ратовали за автономию Сицилии, а местные политики не брезговали похищениями и убийствами для борьбы с не менее неразборчивыми в средствах оппонентами.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-4

Вдобавок государство объявило всеобщую воинскую обязанность, о которой на Сицилии прежде не слышали, а потому встретили в штыки. Многие также считали, что участие в народной революции освобождает их от необходимости платить налоги. В общем, царили чехарда и брожение умов на фоне политической и экономической безграмотности.

Вообще, корни всего этого берут свое начало в последней трети XIX столетия. Промышленные достижения индустриального общества, распад некоторых стран, рост европейского самосознания, взгляды и утверждения Чарльза Дарвина, Рихарда Вагнера, Артура де Гобино, Фридриха Ницше и других сформировали почву для претворения идей превосходства одних групп людей над другими. Внесло в это свою лепту и классовое неравенство, из-за которого ущемленные граждане искали утверждения своих прав.

Та же французская революция, случившаяся десятка лет ранее, подлила масла в огонь, вселив в умы порабощенного населения уверенность в том, что его победа возможна. Что народ, просто в силу своего существования, своей истории, имеет право на величие. И, будучи усиленным чувством собственной уникальности, ущемлять интересы других людей. Утверждать легитимность насилия, иметь право на него.

Так и появились мафиози – группы противостоящих официальной власти людей, не останавливающиеся ни перед чем в своих целях. Природа не терпит пустоты, и, анархически отказавшись от подчинения легитимной власти, мафиози выстроили жесткую систему власти и подчинения внутри своей собственной группировки.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-5

Мафиози, как некий мир наоборот, мир беззакония, контролировали все то, что было вне закона - проституцию, азартные игры, продажу наркотиков, подкуп прессы, избирателей и политиков, полиции и местного населения. Сицилийская мафия была неуловима и опасна не потому, что была чрезмерно сильна, а поскольку являлась инструментом местного управления – «сдруживания» полиции с мафией. Мафия действовала по принципу «услуга за услугу». В 70-е годы XIX века, полиция установила приятельские отношения с мафиози, используя их в качестве сборщиков голосов и тайных полицейских осведомителей.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-6

А также полиция прибегала к их содействию в усмирении бандитов. Мафиози получили свободу действий в обмен на предоставление информации о преступниках-одиночках и о всевозможных «подрывных элементах». Так мафия стала неотъемлемой частью итальянской системы управления. Но она имела дело не только с политиками и исполнительными органами, но и со священнослужителями. С распространением социалистических идей у церкви и мафии появился общий враг – социалисты. Почему? Сицилийцы, пожертвовавшие политическими амбициями во имя революции, возмутились поведением правительства, которое высокомерно, как они полагали, лишило их доступа к власти, столь необходимой им для решения проблем острова.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-7

Итак: свои законы внутри незаконной официально организации. Членство в мафии – как статус в ней – необходимо заслужить. Для этого каждый кандидат обязан пройти обряд посвящения: почти всегда необходимым условием для вступления в мафию является совершение убийства. Инициация становится важнейшим событием в жизни мафиози.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-8

«Посвященный» должен быть беспрекословно послушен своему капо – главе семьи. Это осознание собственного полного подчинения – одновременно и испытание, и долг. Оно означает, что человек должен быть готов к убийству женщины или ребенка. Конечно, сицилийская мафия трепетно относится к этому вопросу: такое убийство считается бесчестным, если совершено без необходимости. И также нежелательным, поскольку может испортить имидж организации и отпугнуть сторонников. Мафиози не упускали случая упомянуть о том, что и пальцем не касались ни женщин, ни детей. Если только на кону не стояла жизнь капо или их собственная. Других средств воздействия мафиози было достаточно. Они пользовались силами запугивания, рэкетом, политическими связями. Невероятно, но эти древние земли, где до присоединения Сицилии к Италии жили греки, потомки вандалов, готов, даже в современном мире применяли правила античного, мистериального времени. Ритуальная инициация, жертвоприношение, символизм и передача знаний по жреческому типу – из уст в уста, часто метафорически. Отсюда и эта романтизация мафии, с ее символизмом в совершении преступлений – для устрашения, демонстрации какого-то знака, оповещения. Это же просто жуткие древние ритуалы.

...При Муссолини была объявлена война с мафией, ведь один диктатор не может допустить сосуществования с конкурентами. Во-первых, фашисты Муссолини устраняли потенциальную оппозицию. Фашисты боялись, что сицилийские мафиози могут бороться с их режимом, подобно тому как боролись социалисты на севере страны.

Муссолини посещает Сицилию
Муссолини посещает Сицилию

Во-вторых, поскольку мафиози зачастую имели связи с политиками, непримиримая борьба с организованной преступностью позволила бы фашистам нанести удар и по некоторым заметным фигурам либеральной системы.

При этом, поскольку львиная доля переселенцев из Италии оседала в Америке (их и сегодня в Бразилии больше, чем где-либо еще, но так же итальянская диаспора одна из крупнейших в США, в частности, в Нью-Йорке). И поскольку самые многочисленные - лимонные плантации Палермо - изначально были взяты под свое покровительство мафией, уже в середине 1880-х годов 2,5 миллиона ящиков с итальянскими цитрусовыми ежегодно доставлялось в Нью-Йорк.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-10

В первое десятилетие ХХв. был период самой большой эмиграции с острова Сицилия – из 1,1 миллиона человек приблизительно 800 тысяч уехали в Соединенные Штаты. Огромная часть из них были членами мафии, пытающимися с помощью преступных методов установить контроль над торговыми путями, связывающими берега Атлантики.

США – страна откровенно жесткого ведения бизнеса, вообще, бизнеса – как ценности, фундамента. За этим особо отчаянные и преодолевали в трюмах с крысами Атлантику, те, кому на родине нечего было терять. Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго – стали местом, где мафия смогла развернуть свои методы территориального контроля: рэкет, контакты с полицией, покровительство, необходимое для предотвращения судебных процессов. Сицилийским мафиози это было очень даже близко.

В январе 1919 года в силу вступила восемнадцатая поправка к Конституции США и самое доходное в стране производство алкоголя тотчас перешло в руки преступников. Торговля сырьем, необходимым для производства спиртного, упаковка и доставка товара через магазины и бары, занимавшиеся незаконной торговлей горячительными напитками, – все это приносило гангстерам колоссальные, необлагаемые налогами прибыли. Подсчитано, что в период с момента введения «сухого закона» и до его отмены в 1933 году в теневую экономику ушло два миллиарда долларов.

Итальянский квартал в Нью-Йорке
Итальянский квартал в Нью-Йорке

Американский синоним мафии – коза ностра (cosa nostra). По всей вероятности, оно пришло из Америки. По одной из теорий, этот термин появился в среде сицилийских иммигрантов, проживавших в США. Они называли свою организацию «Наше дело», потому что она была закрыта для преступников из других этнических групп. Cosa Nostra выступает как своего рода государство в государстве. Оно стремится обладать властью на определенной территории – в районе или целом округе.

...Рассеявшись по миру и даже задавая модель внутреннего устройства и внешнего поведения, мафия как понятие значительно расширилось. Мы знаем такое понятие, как русская мафия, сформировавшееся в лихие бандитские 90-е. Распространены мафиози и в других, чаще всего традиционных обществах, с брутально-патриархальной культурой, где важны подчинение, иерархия и позиция силы.

В 1990-е, которые никакими святыми, конечно, не были, понятие "русской мафии" распространилось по всему миру.-12

В самой Сицилии, по утверждениям и местных жителей, и властей, с мафией разобрались еще в нулевые. Однако cosa nostra - "их дело" - к сожалению, все еще живет, проявляясь тут и там по всей планете.