Новые символы нашего времени - пляж и вертолет и мы сами, не знающие то ли еще жить, то ли уже пора выживать.
Солнце, пляж (пусть нудисткий, но кого сейчас этим удивишь?), расслабленная атмосфера отдыха и созерцания.
Но что-то явно создает дискомфорт и напряжение и мы быстро замечаем, что это - летящий в небе низко над морем военный вертолет, явно диссонирующий с общей картиной мирного пляжного отдыха.
И тогда, мы начинаем беспокоиться и возвращаемся к названию картины - аллегория чего? Присмотримся к этой картине “Аллегория” (2015) современного британского художника Дэвида Иншоу из недавнего благополучного и увидим на переднем плане наклонившуюся женщину, смотрящую прямо на нас.
“Годами в моей голове торчал образ приседающей женщины с картины Босха”, говорил сам Иншоу (кроме всего прочего ещё и историк живописи), не уточняя какой. Но немного поискав, мы поймем, что он говорит о самом знаменитом произведении голландца - триптихе “Сад земных наслаждений”.
И тут сразу становится очевидно, что картина Иншоу - парафраз центральной части “Сада”, изображающей собственно наш земного мир со всеми его наслаждениями и пороками. Две другие части триптиха Босха, напомню, изображают, соответственно, рай, откуда люди были изгнаны и ад ,куда ведут их эти наслаждения.
Вообще, картина Иншоу переполнена цитатами и метафорами. Так, например, три женщины в правом углу - три грации, город на песке, Зефир и Хлорида.
А,если провести прямую вертикальную линию в центре картины, то внизу будет голова наклонившейся женщины, наверху вертолет, а в середине женщина с ребенком на руках, отсылающая, конечно, к Мадонне с Младенцем.
Но веренемся к вертолету. Он отсылает нас уже к кино, к знаменитому эпизоду из фильма Копполы “Апокалипсис сегодня”, где такие же вертолеты сначала пролетают над красивым пляжем, где американские десантники занимаются серфингом, а потом сжигают напалмом вьетнамскую деревню, устраивая там локальный апокалипсис.
Теперь понятно, почему так беспокоит этот вертолет и, что перед нами аллегория грядущей катастрофы, к которой ведут наши беззаботные развлечения в саду земных наслаждений.
Вишенка на торте - кот-шут с мечом от Брейгеля, пришедший с картины Питера Брейгеля “Битва Масленицы и Поста”, которая, описывает последний день карнавальной недели (которая у нас называется масленица) и, одновременно, первый день Великого Поста у западных христиан - “Пепельную среду”. Конечно же, как всегда, у Брейгеля эта картина - не просто описание, а притча.
Пепельная Среда -это своего рода смесь нашего Прощенного Воскресенья и Чистого Понедельника. В этот день по уставу церкви у католиков начинался Великий пост, со строгим воздержанием в еде и удовольствиях и покаянными богослужения. Но по народным обычаям, вопреки официальным запретам, еще продолжались карнавальные гуляния, которые как раз в этот день достигали своего пика.
Арлекин на картине Брейгеля находится в самом центре, как раз на границе веселящихся и кающихся, собственно двигаясь от праздника к молитве.
Но это не просто Арлекин, это кот-арлекин (ну или ребенок в костюме кота-арлекина, тут уж как угодно) и он, как это очень часто бывает у Брейгеля, иллюстрирует народную пословицу, голландский аналог нашего “Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост”.
Именно в этом значении и нужен Дэвиду Иншоу кот-арлекин Брейгеля в его аллегории приближающегося Апокалипсиса. Мы все, весь мир, как бы говорит художник тот самый карнавальный кот для которого заканчивается время веселья и приходит совсем другое время.
А почему у Брейгеля кот именно в костюме Арлекина? В традиционной народной комедии дель арте Арлекин - двойственный персонаж. Он глупый ленивый слуга, который ничего не делает, а только веселится и затем пытается неудачно выкрутится под смех зрителей и, поэтому получает все время тумаки за свои проступки, как от своего Панталоне и его гостей, так и о, нередко сочувствующей им публики.
Новые символы нашего времени - пляж и вертолет. Впервые на картинах британца Дэвида Иншоу они появляются еще в 1998 году, вот на этой картине “Вест Бэй с вертолетом (Загорелые плечи)”.
Но действительно полноценно эта метафора сработала позже - на хулиганской “Аллегория” 2015 года. А в наше время, она сочетание пляжа и вертолета превратилось из предупреждающего предсказания ироничного художника в суровую реальность нашего времени.
И теперь эта картина смотрится уже не как “Аллегория” возможного будущего, а как точное описание актуальной реальности. Ну это искусство - тут такое случается.
И еще теперь возникает подозрение кот-арлекин Брейгеля выглядит как отсылка к коту Шредингера, который не жив, ни мертв. Как и мы сейчас зависли где-то в середине - уже ни масленица и еще не пост, а точнее и то другое вместе: вертолет и пляж.
И мы сами не знающие то ли еще жить, то ли уже пора выживать.
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день