Найти тему

Дороги будущего - как «умные системы» делают жизнь безопасней?

Будущее, которое нам еще 10-15 лет казалось далеким и сложнодостижимым, уже здесь. Беспилотные автомобили, искусственный интеллект, интеллектуальные транспортные системы. Все это давно не элементы фантастических книг и фильмов, а реальность многих городов мира и России.

Сегодня главный тренд дорожной инфраструктуры – безопасность и комфорт передвижения, причем, как транспорта, так и пешеходов. Для этого разрабатываются «умные» системы, внедряются новые технологии и активно применяются специальные дорожные средства (например, в зимнее время – противогололедные материалы по типу нашего БИОНОРДА, а весной и осенью – особые шампуни для очищения дорог).

Только за прошлый 2023 год интеллектуальные транспортные системы (ИТС) начали действовать в 51 регионе России (в 2022 году их было 43). К 2030 году планируется, что ИТС будут во всех крупных городах страны.

Что такое ИТС и «умные» дороги?

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) — это гармоничная интеграция информационных технологий и автоматизированных средств в транспортную инфраструктуру. Цель такой интеграции – повышение безопасности и удобства дорожного движения.

По сути, «умные» дороги сейчас это не просто обычное асфальтовое полотно с разметками, а сложная система, которая собирает данные, передает их в центры транспортного управления и взаимодействует с другими интеллектуальными системами – специальных служб и частных автомобилей.

«Умная» дорога может передавать информацию о возникновении пробок, об авариях, о неблагоприятных погодных условиях (туман, гололед). Также она заранее сообщает водителям о необходимости пропустить карету «скорой помощи». Когда подобная информация получается своевременно, водители успевают среагировать и перестроиться в нужный ряд или вовремя притормозить. Это влияет на скорость потока и в разы снижает количество ДТП.

Стоит различать «умные» трассы за пределами города и дороги в городе. У интеллектуальных систем таких дорог разные задачи, а следовательно – разный функционал и даже разное оборудование.

-2

Обязательными для магистральных трасс являются информационные табло, устройства, следящие за интенсивностью транспортного потока, системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, весогабаритный контроль для крупного транспорта. Много где также внедряются V2X—Vehicle-to-everything — системы подключенного транспорта, позволяющие передавать прямо в автомобили (где технически есть возможность получения информации) все нужные данные о событиях на дорогах.

А вот внутри городской черты более важно интеллектуальное управление светофорами, фото- и видеофиксация ДТП, контроль и перераспределение транспортных потоков и прочие системы, которые влияют на комфорт передвижения как водителей, так и пешеходов.

Вся информацию, которую получают камеры и датчики от окружающего пространства, поступают в единую автоматизированную систему управления дорожным движением, или АСУДД. Именно благодаря этой системе разрозненные элементы – «умные» светофоры, комплексы фото- и видеофиксации и пр. могут работать как единый налаженный организм.

Пример работы такой «умной» системы можно увидеть на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в Москве. АСУДД собирает самую разную информацию – о погодных условиях, об интенсивности транспортных потоков, о ДТП и заторах в режиме реального времени.

-3

Также элементы системы могут распознать опасные предметы на дороге, которые потенциально могут вызвать дорожно-транспортное происшествие, а еще пешеходов или животных, которые могут случайно или специально выйти на трассу. Вся информация быстро обрабатывается системой, и сразу запускаются необходимые сценарии, которые позволяют проинформировать водителей о событии или повлиять на интенсивность движения транспорта. Водители получают данные через специально установленные на протяжении дороги информационные табло или через устройства V2X прямо на внутренний монитор автомобиля.

Результаты применения «умной» системы уже заметны – аварийность на дороге снизилась в два раза, а аварийные комиссары приезжают на место ДТП всего за 10-15 минут, что позволяет быстрее освободить все полосы дороги для движения.

Будущее в развитии «умных» дорог

Сейчас основная цель развития «умных» дорог – распространение действующих технологий на крупные российские города. А вот о качественном развитии пойдет речь только тогда, когда большая часть автомобилей на дороге будут иметь технологию V2X. Что позволит машинам и окружающей инфраструктуре полноценно взаимодействовать. Это же станет в дальнейшем базой для развития беспилотного транспорта и его внедрения на всей территории страны.

Все это повысит эффективность передвижения автомобилей и позволит в разы снизить количество ДТП.

-4

Например, при экстренном торможении автомобиля следующий за ним автотранспорт дальше по потоку передаст сообщение об опасной ситуации. Это позволит всем двигающимся позади автомобилям вовремя затормозить или перестроиться. О ремонте дороги, внезапном препятствии на пути, опасных погодных условиях также будет сообщаться в режиме реального времени, и информацию будут получать все автомобили, приближающиеся к опасному участку. Еще возможна двусторонняя связь со светофорами, которые будут саморегулироваться в зависимости от интенсивности транспортного потока, а фазы включения сигнала будут передавать прямо на дисплей автомобилей. Внутренние же системы машин будут подстраиваться под общую скорость потока, чтобы не выбиваться и не создавать пробки.

В планах Минтранса к 2030 году создать в России более 20 тыс. км беспилотных логистических коридоров, которые бы объединялись в единую сеть. Это часть трассы М-11 «Нева», маршрут Европа - Западный Китай, автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12 «Восток». Предположительно, такие дороги позволят автотранспорту передвигаться на 25% быстрее – с 60 до 75 км/ч, а себестоимость перевозок снизится на 15%.

А чтобы передвижение в любое время года (особенно в межсезонье и зимой) было комфортным и безопасным, на трассах и в городах активно применяют многокомпонентные противогололедные средства. Например, как наш БИОНОРД. Он позволяет быстро и эффективно растопить снежно-ледовые образования и еще долгое время не дает образовываться новой наледи.