Татьяна Замировская «Смерти.net»

…в недалёком будущем человечество научилось копировать сознание умерших в цифровое пространство. Это открытие породило «Интернет мёртвых» - особое место, откуда оцифрованные копии умерших людей могли бы общаться с живыми и, в общем-то, продолжать новую, (не)обыкновенную жизнь. Однако в скором времени такие вот копии устроили революцию, вырвавшись из цифрового гетто в нормальный интернет и активировав в огромное количество сознаний живых ещё людей.

…в недалёком будущем человечество научилось копировать сознание умерших в цифровое пространство.

Главная героиня произведения попала в очень непростую ситуацию: мало того, что умерла при загадочных обстоятельствах от рук мужа (а не как это обычно бывает в будущем – в теракте), так ещё и сознание супруга-убийцы было активировано в рамках цифровой революции. Реальный супруг не выходит на связь, а виртуальный клянётся, что он никогда бы такого не сделал.

Решительному протагонисту предстоит разобраться, что же произошло и какие последствия это будет иметь как для мира живых, так и для мира мёртвых…
…если описать «Смерти.net» именно так, то может показаться, что это очередное фантастическое произведение в лучших традициях киберпанка, с проработанным и мрачным миром.

Но произведение Татьяны Замировской оказывается намного глубже. Оно лишь притворяется фантастикой. На деле это – оболочка, под которой скрывается чуть ли не философский трактат.

«Смерти.net» – это настоящий мысленный эксперимент, в котором ведутся рассуждения о памяти, душе, материи, физических состояниях, но главное – о моральных аспектах цифрового бессмертия (гуманно ли, например, копировать в «интернет мёртвых» сознание умершего младенца, который ещё даже говорить не умеет, дабы в сети он гуглил и был максимально беспомощен – или же детская смерть должна быть окончательной и бесцифровой?). Рассуждения эти не просто интересны, они пугают и заставляют задуматься – а так ли нам нужно цифровое бессмертие?..

Язык книги – тоже сильная сторона произведения. И хотя может показаться, что местами он усложнен и сумбурен, это лишь добавляет произведению лишней вязкости и дополнительно погружает в атмосферу.

Читать роман Татьяны Замировской или нет – решать вам. И хотя книга имеет серьёзные изъяны (местами – перегруженный язык, сюжетные дыры, и пр.), лично для меня произведение оказалось настоящим открытием – интересным, тревожным и очень синтетическим.

Никита Лейченко, библиотекарь отдела городского абонемента