1,9K подписчиков

Стоит ли читать "Этерну" Веры Камши?

1,7K прочитали
Осенью этого года выйдет сериал по 17-томной фэнтезийной вселенной Веры Камши "Этерна". Своими впечатлениями от первых книг и пилотного выпуска сериала делится Сергей Ивкин.

Осенью этого года выйдет сериал по 17-томной фэнтезийной вселенной Веры Камши "Этерна". Своими впечатлениями от первых книг и пилотного выпуска сериала делится Сергей Ивкин.

Как карта ляжет

В 1960-х годах американский писатель Филип Киндред Дик, обвиняемый в связях с коммунистами, написал роман-посвящение Станиславу Лему — «Человек в Высоком замке». Книгу не так давно превратили в сериал, очень далёкий от книжного сюжета. Впрочем, главная героиня получилась достоверной и похожей на задумку автора. Но главная фишка книги была в том, что Дик писал роман в паре с древнекитайской гадательной системой И-Цзин. Он выкладывал палочки (точно так же, как это делал персонаж его романа) и по их разделу выбирал комментарий в классической мантической книге (в ней описан 81 вариант развития ситуации). В русском аналоге вместо палочек подбрасывают по три монеты. В итоге создающийся сюжет следовал за прочитанными афоризмами и характеристиками грядущих событий. Логика нигде не нарушилась. Все герои понятны и последовательны. Господин Случай оказался хорошим соавтором.

Когда я начал читать роман Веры Камши «Красное на красном», вышедший в 2004 году, то отметил, что перед каждой главой указана карта Таро, словно автор советовалась с колодой и показывала образованному в мантике читателю, в каком свете воспринимать описанную ситуацию. Я в мантике образован, сразу увидел, как Четыре бога или беса (в зависимости от вероисповедания рассказчика, их в романе несколько) разложились по мастям. Во втором томе «От войны до войны» на каждую главу кладутся уже по две карты, работает сочетание, в третьем «Лик победы» — по три. На данный момент вышло 17 томов. Про карты в них пока ничего рассказать не могу. Но в первых трёх книгах объявленные расклады близки к описываемым событиям. Так это карты рассказывают сюжет или сюжет развивался по картам, оммажем великому фантасту?

Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010903/
Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010903/

Какие к чёрту волки?

Перед нами эпическое полотно в духе «Проклятых королей» Мориса Дрюона с элементами мистики: есть шальные сущности в духе сказов Павла Бажова, есть капризные призраки в стиле готических страшилок, есть тайные секты, есть официальные религии и их проповедники, наделённые особыми способностями, есть мифические чудовища и высшие энергии, к которым может открыться доступ у Короля, у того, кто станет королём. Вроде бы каноническое фэнтази. После саги «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина таких появилось много. Чем отличается полотно, созданное Верой Камша? Тем, что даже с герба правящей династии, повторяющего герб Москвы, начинаешь подозревать, что книжка про что-то иное. Одни только эпиграфы из русских поэтов и бардов чего стоят.

Закрадывается предположение: перед нами конструктор моральных ситуаций, арка каждого героя (меняющийся в течении текста психологический портрет персонажа) перебрасывается через исторические реалии. Что определяет развитие: человек влияет на своё время или время определяет человека? Касательно социальных сцен, там тоже всё верно: общество (в отличие от индивидуума) — механизм, толпа подвержена определённым законам, которые можно просчитывать. А можно ли в механизм вносить поправки? А поэтическую выдумку? Автор просчитывает, показывая, как начинаются и пресекаются бунты, как сменяются династии, как зарождаются легенды. Так и хочется в одном месте под картинку из 17 века подставить восстание декабристов в 19-м, а то и смену правящих фамилий в 20-м. Люди не меняются. Потому нужно снять однозначные декорации и дать эмоционально (для нас) нейтральный фон, на котором будут видны люди, только люди, со всеми их глупостями и надеждами.

Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010936/
Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010936/

Развод красоты

Аристократия, повенчанная со Смертью, всегда выглядела красиво. И это красивое умирание просится на экран. В 2022 году вышел то ли отдельный фильм, то ли пилот сериала под названием «Этерна. Часть 1», который исторические реконструкторы похвалили за достоверный показ конной атаки на ощетинившуюся алебардами пехоту. У Веры Камши по военному делу стоит «круглая пятёрка»: каждый шпажный поединок можно повторить строго по тексту, бранные поля тоже. Бери и снимай, только не сочиняй сверх.

Но не сочинять сверх киношники не могут. У кино свои требования и правила. Пилот положили на полку, пообещав сериал в 2024 году. В сообществе сериала в социальной сети «ВКонтакте» выложили видео со съёмок. Оружие эпохе соответствует. Лица красивые, следуют за описаниями в книге. Если «красоту разведут» правильно, то поклонники кинутся читать, чтобы разобраться, о чём каждый из героев думал, чего хотел, чего боялся? Потому что по фильму, как бы ни играл мимикой актёр, каждый зритель достроит что угодно.

Для меня красота этого цикла не в антураже, а именно в моральных переменах и метаниях огромного списка героев, раскиданных по карточным мастям. У каждой судьбы есть тяготение к определённому архетипу: Скалы, Волны, Ветра, Молнии… Но разложить по коробочкам героев и предположить дальнейшую игру не получится. «Интересно тасуется колода». Все в связке со всеми. Переиграть Создателя мира в этот фантастический бридж невозможно. Только цокать языком от изумления.

Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010924/
Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010924/

Зачем?

Зачем мы читаем фантастику? Зачем мы слушаем сказки? Зачем мы вспоминаем мифы и легенды? Порой накатывает состояние, что ты ничего не понимаешь ни в окружающей действительности, ни в собственной жизни. Так хочется услышать совет со стороны, объяснение происходящему с нами? Но никто не даст. Однако, как я говорил выше, люди мало меняются, а декорации значения не имеют. И вот в красивых декорациях Вера Камша рассказывает нам о нас. А если даже и не о нас, то так убедительно ведёт за собой, что параллельно собственной ты весьма достоверно проживаешь параллельную жизнь в её мире.

Не получилось у меня с этой книгой отдохнуть. Я объелся эмоций, жадно переворачивая страницу за страницей. Верил каждому рассказчику, смеялся и плакал, злился и подпевал. Почувствовал себя подростком над «Одиссеей капитана Блада» Рафаэля Сабатини. Мир Веры Камша и начинается с подростков: с сына бунтовщика, принятого на службу к узурпатору, с юного наследника несуществующего королевства, с храброго сына публично опозоренного труса¸ с взбалмошной девчонки, влюбившейся в Первого маршала Королевства. Всем им придётся повзрослеть. На глазах у читателя. Вместе с читателем. Цикл не закончен. Никто не знает итога. Но идти по живому и меняющемуся миру ещё интересней.

Сериал стартует к осени. А книгу можно начать прямо сейчас. Первые три тома я читал в каждый свободный кусочек времени: в метро, за едой, перед сном, и мир не рассыпался, всё помнилось и складывалось в единую картину, напоминающую гигантский часовой механизм.

Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010910/
Кадр из страницы сериала на Кинопоиске: https://www.kinopoisk.ru/picture/4010910/

Книга в библиотеке: Камша В. В., Красное на красном. — Москва : Эксмо, 2021. — 702, [1] с. ; 21 см. — (Отблески Этерны. Кн. 1). Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: К188; Инв. номер: 2424018-КХ(А); Инв. номер: 2424019-КХ

Автор рецензии: Сергей Ивкин, поэт, художник, главный специалист отдела культурных программ Библиотеки Белинского

Читайте также эссе Сергея Ивкина о песнях, которые сочиняют по вселенной "Этерна" Веры Камши.