9,8K подписчиков

Воссозданный Дворец Советов, немецкий акцент Воланда и гонорар коту: как снимали новую экранизацию «Мастера и Маргариты»

Рассказываем, как создавался фильм по бессмертному роману Булгакова, имевший огромный успех в прокате.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина, вышедший на экраны в конце января 2024 года, можно назвать большим успехом отечественного кино. Картина собрала не только ворох положительных отзывов критиков, но и, что, пожалуй, даже более важно, солидную кассу — 2,3 миллиарда рублей при бюджете в 1,2 миллиарда.

Снята лента по мотивам культового произведения Михаила Булгакова, главные роли исполнили Евгений Цыганов, Юлия Снигирь и немецкий актер Аугуст Диль, успевший ранее поработать у Тарантино в «Бесславных ублюдках».

Основное действие фильма происходит в Москве. Но съемки при этом проходили еще и в Санкт-Петербурге. Также весомую роль в картине играет компьютерная графика, с помощью которой авторы изобразили известные советские строения, не существующие в реальности, но детально описанные в планах.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

обще, стоит отдать должное создателям фильма за их находчивость и изобретательность. Разберем хотя бы открывающий эпизод. В нем Маргарита громит квартиру критика Латунского. Булгаков описывает здание, где жил критик, так: «роскошная громада восьмиэтажного дома», «выложенный черным мрамором фасад». Прообразом строения, скорее всего, является Дом писателей в Лаврушинском переулке, но снимать стали не там, а у главного входа в МГТУ имени Баумана на берегу Яузы. Местные арки, колонны и скульптуры действительно гораздо лучше подходят готическому и немного сумрачному антуражу «Мастера и Маргариты».

Непросто было и определиться и с особняком, в подвале которого жил Мастер. В итоге был выбран знаменитый исторический дом Палибина на улице Бурденко, в 2023 году прошедший капитальную реставрацию. В некоторых же эпизодах ничего выдумывать не пришлось: Патриаршие пруды, с которых начинается действие романа, за 100 лет словно бы и не изменились вовсе. Правда, и здесь есть нюанс: беседу между членами МАССОЛИТа и Воландом, а также последующую гибель Берлиоза снимали уже в Петербурге — чисто из стилистических соображений.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Что же касается каскадной лестницы психиатрической лечебницы, куда попадает Мастер, то это тоже Северная столица, а именно здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. А сцену с балом у Сатаны поставили в здании петербургского Российского этнографического музея в Мраморном зале.

Отдельно стоит поговорить о компьютерной графике, что уже упоминалась выше. Именно с ее помощью в ленте был воссоздан Дворец Советов — разработанный архитектором Борисом Иофаном советский мега-проект (100-этажная 415-метровая башня из пяти цилиндрических ярусов, увенчанная гигантской статуей Ленина), который должен был стать самым высоким зданием в мире и главным символом союзной власти. Проект заморозили после начала Великой Отечественной войны, а потом на его месте восстановили прежде снесенный Храм Христа Спасителя.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

«Мастер и Маргарита» — мрачное, загадочное произведение, которое окружают домыслы, суеверия и едва ли не теории заговора. Оно и неудивительно — первую редакцию будущей книги сам Булгаков называл «романом о дьяволе». А о том, что эта книга проклята, активно рассуждают прямо с самого момента ее выхода.

В России экранизировать ее пытались неоднократно, но далеко не всегда успешно. Так, режиссер Владимир Наумов рассказывал, что к нему во сне явился дух вдовы Булгакова и сообщил: снять кино по «Мастеру и Маргарите» не удастся никому и никогда. В конце 80-х запустить ленту в производство планировали Эльдар Рязанов и Элем Климов, но последовала громкая ссора с инвестором на пустом месте, и проект оказался похоронен. Дальше эстафета неудач перешла к режиссеру Юрию Каре: он снял фильм, но на экраны тот не вышел по юридическим причинам, а потом внезапно умер единственный человек, знавший, где хранится пленка. В итоге картина пролежала на полке больше 10 лет, а когда ее наконец нашли, уже никому не была нужна.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Когда же за «Мастера и Маргариту» в 2000 году взялся Владимир Бортко, всплыли проблемы с правами на экранизацию. Решить их удалось только через пять лет. А прямо перед самым стартом съемок на Патриарших к Бортко подошел незнакомец и сказал: «Все равно ничего у вас не получится». После этого режиссер вызвал на съемочную площадку священника. Воланда сыграл Олег Басилашвили — произнеся знаменитый монолог Дьявола на камеру, актер вдруг захрипел и потерял голос. У него произошло внезапное кровоизлияние в голосовую связку.

«Боялись ли мы так называемого проклятья «Мастера и Маргариты»? Нет, нас останавливала другая вещь. У любой киноистории должен быть герой, вокруг которого завязывается весь сюжет. И простые вещи: начало, середина и конец. В великом романе Булгакова — абсолютное ускользание от этих правил», — рассказывал в интервью режиссер Локшин.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Работа над картиной началась еще в 2019 году. Тогда же стартовал и кастинг. Продлившийся, к слову, аж целых 9 месяцев. По словам Локшина, авторы сделали осознанный выбор в пользу слома стереотипов. К примеру, Воланда многие привыкли воспринимать только как пожилого мужчину, но Булгаков описывает персонажа иначе: в оригинале это элегантный иностранец 40-45 лет с немецким акцентом. Так в картину попал немецкий актер Аугуст Диль. Который, по ироничному стечению обстоятельств, перед ролью Воланда сыграл причисленного к лику святых Франца Егерштеттера в «Тайной жизни» Терренса Малика. А после признался в интервью, что теперь, воплотив на экраны образы святого и проклятого, мечтает только об одной роли — Трэвиса Бикла из «Таксиста».

Проклятия на съемочной площадке не обсуждали — сосредоточились на работе. По словам Локшина, все прошло «на удивление отлично». На удивление — потому что задействовано в съемках было внушительное по меркам отечественного кинопроизводства число специалистов. Более 500 человек.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Роли Мастера и Маргариты исполняют Евгений Цыганов и Юлия Снигирь — муж и жена в реальной жизни. Цыганов в интервью рассказывал, что книгу впервые прочитал в 15 лет. Не все понял тогда, не все понимает и сегодня. Но чувствует в этой истории ни с чем не сравнимое мистическое обаяние. Снигирь же поделилась вот чем: ей больше всего запомнилась сцена бала, на съемки которой ушло несколько дней. По словам Юлии, ее головной убор, схожий с короной, впивался в кожу и надолго оставил отметину на переносице, а костюмеры потом говорили актрисе, что сами бы не смогли проносить такой и пары минут.

Звездой же премьерного показа «Мастера и Маргариты» в кинотеатре «Октябрь» стал кот породы мейн-кун по кличке Кеша, сыгравший Бегемота в те редкие минуты, когда для его изображения не требовалась компьютерная графика. Говорят, Кеша даже получил за свою работу гонорар. И благородно отдал его своим хозяевам.

«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма
«Мастер и Маргарита», реж. Михаил Локшин. Фото: кадр из фильма

Цыганов же на премьере был лаконичен: «Я бы хотел сказать спасибо Михаилу Булгакову. Очень жаль, что его здесь нет».

Впрочем, утверждать наверняка, что Михаил Афанасьевич не посетил показ, мы не возьмемся.

Михаил Константинов специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.